16+ rus | eng    
АФИША
ФЕСТИВАЛИ
КОНЦЕРТЫ
ТЕАТРЫ
КИНОТЕАТРЫ
МУЗЕИ
ВЫСТАВКИ
НОВОСТИ
Государственный музей истории религии

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ




19 июля – 30 сентября

Гродненского государственного музея истории религии
Республика Беларусь

«НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ТРАДИЦИЙ»
Сакральное искусство Беларуси XVII–XX вв.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ТРАДИЦИЙ

в Государственном музее истории религии открывается выставка, впервые представляющая в России произведения белорусского религиозного искусства из собрания Гродненского государственного музея истории религии (Республика Беларусь).

Подробнее..

Географическое положение Белоруссии между католическим Западом и православным Востоком обусловило особый путь развития ее религиозного искусства, истоки которого восходят как к художественным традициям Византии, России, Сербии, Болгарии, так и к западноевропейской стилистике. Под влиянием изобразительного искусства Западной Европы белорусские иконописцы XVI – XVII вв. творчески переосмысливали канонические сюжеты, вводили в них реалистические элементы, внедряли перспективу и глубину пространства, придавали объёмность фигурам и ликам. Персонажи часто наделялись местными этническими чертами.

В XVIII в. произошел ряд серьезных изменений в технике иконописи: деревянную доску сменил холст, темперу – масляные краски. Более свободно, чем ранее, трактовался иконописный извод, из католической живописи заимствовались целые композиции. Произведения этого периода ближе к религиозной картине, чем к традиционной иконе.

Стремление к передаче объёма в иконописи порождало интерес к скульптуре. В XVI в. скульптурные элементы проникли из католического искусства в убранство православных храмов Беларуси. На царских вратах иконостасов появились рельефные изображения канонических сюжетов, а уже в XVIIІ в. скульптура уже украшала фасады и интерьеры униатских церквей. В гармонии с архитектурой и убранством храма находилась литургическая книга. “Конкуренция” между конфессиями (католиками, православными, униатами) стимулировала развитие книгопечатания. В XVI – XVIII вв. на белорусских землях действовало около 40 типографий различной конфессиональной направленности. Высокого уровня достигла школа гравюры. В XVII – XVIII вв. сюжеты книжной графики брали за образец для написания икон, что способствовало разрушению традиционного иконописного канона. Облачение духовенства Беларуси в целом сохраняло традиционную форму. Местные мастера украшали его в соответствии с господствующим художественным стилем эпохи.

Гроднецкий государственный музей истории религии является единственным в Республике Беларусь музеем данного профиля и обладает одной из богатейших коллекций. Она насчитывает более 70 тысяч единиц хранения. Решение об основании музея было принято 23 декабря 1973 г. властями Белорусской ССР. Первоначально музей располагался в г. Полоце, но на основании Постановления Совета Министров БССР от 6 июня 1977 г. Музей вместе со всеми фондами был перенесен в г. Гродно.

На выставке представлены предметы из собрания музея: иконы, большая часть из которых происходит из сельских униатских храмов; деревянная скульптура; литургические облачения, а именно орнаты католических священников, декорированные фрагментами слуцких поясов XVIII – начала XIX вв.; церковная утварь XVIII – начала XX вв., старопечатные издания.

Выставка реализуется при поддержке Управления культуры Гродненского областного исполнительного комитета.






3 июля – 9 сентября

«ОВИДИЙ. «МЕТАМОРФОЗЫ»
К 2000-летию смерти Публия Овидия Назона
(43 г. до н.э. – 18 г.н.э.)

ОВИДИЙ. «МЕТАМОРФОЗЫ»

В 2018 году весь литературный мир вспоминает Овидия Публия Назона, древнеримского поэта «золотого века», оказавшего огромное влияние на европейскую литературу, в том числе на А.С. Пушкина. Более всего Овидий известен своей поэмой «Метаморфозы» («Превращения»). Поэтический текст в 15 книгах содержит в себе изложение греческих и римских мифов, имеющих отношение к превращениям - от хаотического состояния Вселенной до Юлия Цезаря в качестве звезды. Выставка посвящена великому произведению мировой литературы и его гениальному создателю.

Подробнее..

Отец готовил Овидия к юридическому поприщу, для чего дал сыну блестящее образование: юношей он учился в Риме, затем побывал в Афинах, в Малой Азии и на острове Сицилия. Он слушал знаменитых ученых и поэтов, упражнялся в красноречии у лучших риторов.

Однако, едва начав службу, Овидий отказался от административной карьеры. Уже первые произведения поэта – «Любовные элегии» («Amores») и поэма «Наука любви» («Ars amatoria») сделали его знаменитым. Но главными поэтическими трудами стали «Метаморфозы» («Превращения») и Фасты («Facti») – календарь, содержащий в себе объяснение праздников или священных дней Рима. В поэме «Метаморфозы», над которой Овидий работал в течение 7 лет, он последовательно изложил более 200 греческих мифов о превращениях богов, героев и простых людей. Написанная гекзаметром, тем же размером, что и великие эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», с присущей Овидию изысканностью слога, поэма представляет собой своеобразную энциклопедию мифов классической древности. Позднее это богатейшее собрание мифологических сюжетов, объединенных в одно литературное произведение, включавшее 15 книг, не раз становилось источником вдохновения для поэтов и художников.

В период раннего средневековья его произведения упоминаются в каталогах монастырей. У многих авторов того времени встречаются реминисценции из его произведений, а известный мастер средневекового куртуазного романа Кретьен де Труа (ок.1135 – ок.1183) начал свое творчество переводом некоторых произведений Овидия на французский язык. В 1210 г. «Метаморфозы» были переведены также на немецкий язык. В «Божественной комедии» Данте Овидий наряду с Гомером, Горацием и Луканом присутствует в четверке величайших поэтов античности.

Латинский поэт оказал влияние и на средневековое искусство. Эпизоды из его мифологических сцен запечатлены в скульптурных группах и на порталах собора в Шартре, Базельского собора, в книгах, содержащих указания для художников, специально говорится о том, как следует изображать богов, воспетых Овидием. Первое иллюстрированное издание «Метаморфоз» появилось в 1484 г. в Брюгге.

На выставке представлены экспонаты из собрания Музея истории религии: 40 графических листов известного итальянского художника и гравера Антонио Темпеста (1555 – 1630), отпечатанные в Амстердаме и Антверпене в 1606 г. Среди гравюр, вошедших в состав выставки, изображения самых популярных и известных мифов: Диана превращает Актеона в оленя, Персей, отрубающий голову Горгоне Медузе, Афина, превращающая Арахну в паука, цикл работ об истории Ясона и Медеи, Тесей, убивающий Минотавра и многие другие.

Дополняют выставку работы Бернара Пикара (1673 – 1733), известного французского гравера, долго работавшего в Голландии, который подобно своим современникам – художникам эпохи барокко, создал цикл иллюстраций к «Метаморфозам» Овидия.

ОВИДИЙ. «МЕТАМОРФОЗЫ»






До января 2019

«ДАРЫ ВАТИКАНА. НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ»

в разделе постоянной экспозиции «Католицизм»

ДАРЫ ВАТИКАНА. НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

На выставке представлены 12 предметов, полученные в дар от главы римско-католической Церкви в России архиепископа-митрополита Павла Пецци, а также – от действующего папы римского Франциска, папы на покое Бенедикта XVI и из Ватиканского архива.

Подробнее..

Одним из важных направлений работы Государственного музея истории религии является пополнение музейной коллекции, в том числе предметами, которые позволяют рассказать посетителям о современной религиозной жизни в России и в мире. В настоящее время ведётся работа по полному обновлению экспозиции, посвящённой истории католической церкви, особое внимание уделяется отражению её современного аспекта. Представители католических общин Санкт-Петербурга не раз дарили нашему музею экспонаты, которые использовались на выставках и дополняли постоянную экспозицию. В дальнейшем они будут представлены в обновлённом разделе «Католицизм», посвящённом современной истории католической церкви.

Весной 2017 г. глава римско-католической Церкви в России архиепископ-митрополит Павел Пецци подарил музею металлический, украшенный гранатами, пекторал – епископский нагрудный крест, митру (головной убор епископа) и перстень – знак епископского достоинства. Сегодня, в соответствии со стремлением католической церкви к возвращению к простоте и бедности первых христиан, епископские перстни изготавливаются преимущественно из серебра или недрагоценных металлов. Перстень архиепископа Павла сделан из металла и инкрустирован, предположительно, аметистом.

Государственный секретариат Святого Престола передал музею факсимильную копию хранящегося в Историческом архиве Госсекретариата соглашения между Российской империей и Ватиканом, заключённого в 1847 г., а также пилеолус – повседневный головной убор папы римского, – принадлежавший действующему папе Франциску, и его портрет работы известного итальянского художника Паоло Бенедетти. С 2016 г. по сегодняшний день автор создал 11 портретов Франциска в современной технике смешанной графики, и один из них теперь принадлежит Государственному музею истории религии.

От папы на покое Бенедикта XVI музей получил в дар принадлежащий ему пилеолус и 4 изданные на славянских языках книги, автором которых он является, с его дарственной надписью. К этим дарам прилагалась также фотография с текстом молитвы и автографом папы Бенедикта XVI на обороте. Подлинность всех даров и автографа Бенедикта XVI подтверждена письмом личного секретаря Бенедикта XVI – архиепископа Георга Генсвайна.






6 марта - 8 июня

«КЛАНЯЮСЬ ДАРЯЩЕЙ РАДОСТЬ»

Женские образы в индуизме, даосизме и буддизме

Женские образы в индуизме, даосизме и буддизме

В преддверии Международного женского дня Государственный музей истории религии 6 марта открывает выставку, посвящённую женскому началу и его многообразным, волнующим и пленительным, воплощениям в таких религиях Востока, как индуизм, даосизм и буддизм. На выставке представлено более 100 экспонатов из коллекции музея: запечатленные в металле и на бумаге образы богинь и бодхисаттв, являющихся идеальным проявлением женской природы. Большинство предметов экспонируются впервые.

Подробнее..

Четыре раздела выставки представляют все многообразие женских образов Индии, Китая, Японии, Тибета и др.

Мирным образам богинь, которые в религиях Востока выражают идею умиротворения, покоя и милосердия, посвящен первый раздел выставки. В индуистском пантеоне милостивая великая богиня Деви (образ которой восходит к древней богине-матери) и множество региональных и местных богинь, которые признаются ее манифестациями олицетворяют плодородие, изобилие, охраняют религиозные и семейные законы, являются символом реализации потенциала женщины и материального благополучия. В буддизме образы всех мирных богинь объединяет красота умиротворения, спокойствия, гармонии внутреннего состояния, называемого просветлением и нирваной.

Второй раздел выставки составляют парные образы божеств, которые выражают идею гармоничного сочетания противоположных начал, энергий, взаимодополняющих друг друга. В земной жизни их соединение реализуется в семейных парах, что нашло выражение в индуизме: каждый из трех основных божеств – Брахма, Вишну и Шива – имеют преданную супругу (Сарасвати, Лакшми и Парвати соответственно). В буддизме слияние мужского и женского божества служит символом единства сострадания и мудрости. Характерной иллюстрацией этого положения является хромолитографии конца XIX – нач. XX вв. из коллекции И.П. Ювачева, например «Шива и Парвати», изображающая мифологический сюжет о встрече бога Шивы с будущей супругой. Космическое единство мужского и женского в китайской культуре выражено в символе Инь-Ян, в тибетской – в изображениях Солнца и Луны. Среди китайских народных божеств, одним из самых почитаемых является бог домашнего очага Цзао-ван с супругой. Их парное изображение крепится каждый год в канун китайского Нового года над домашним очагом и на протяжении многих веков неизменно участвует в жизни каждой китайской семьи.

Но природа противоречива, поэтому как мужские, так и женские божества в религиях Востока имеют гневные проявления, которые направлены против всего, что препятствует человеку в его совершенствовании. О гневных образах богинь повествует третий раздел выставки. Так, например, в индуизме супруга Шивы мирная богиня Парвати принимает гневную форму богини Дурга, чтобы победить демона Махиши. Другой ее не менее «ужасной» ипостасью является богиня Кали, требующая себе кровавых жертвоприношений. Свирепый вид этих гневных богинь призван свидетельствовать о том, что зло в его различных проявлениях будет побеждено. Немало образов гневных богинь в качестве защитников веры почитается буддистами. Пример тому - гневная богиня Лхамо (скульптура из металла, Бурятия, XIX в.), которая почитается как защитница монастырей и всех буддистов тибето-монгольской традиции. Она изображается верхом на коне или на муле, покрытом попоной, сделанной из кожи ее собственного сына, которого она убила за измену буддизму.

Заключительный раздел выставки образуют земные женщины, ведь именно про них великий индийский и тибетский учитель VIII в. Падмасамбхава сказал: «Если женщина устремится к Просветлению, она достигнет его быстрее, чем мужчина».

Поэтическим дополнением к выставке служат гимны в честь Сарасвати, Тары, а также индийские, китайские и японские афористические двустишия и народные мудрости.






22 марта – 23 апреля

«НЕВЕСТА ПУСТЫНИ. ПАЛЬМИРА»

совместно с Санкт-Петербургским отделением
Императорского Православного Палестинского Общества

НЕВЕСТА ПУСТЫНИ. ПАЛЬМИРА

На выставке впервые будут представлены подлинные фотографии из музейной коллекции Императорского Православного Палестинского Общества, датируемые 1860-1880 гг. Дополнят выставку работы фотографа Дмитрия Яковлева (фотографа Государственного музея истории религии), сделанные им в Сирии 2007 и 2008 гг. во время путешествия.

Подробнее..

История Пальмиры (греч. «город пальм») берет свое начало в III тысячелетии до нашей эры. Но свой неповторимый узнаваемый облик город приобрел в начале I тыс. н.э., оказавшись в зоне политического и культурного влияния Рима. В 260 г. правитель Пальмиры Оденат Великий получил от императора Галлиена за победу над персами титул императора, а Пальмира – независимость. Однако период наивысшего взлета длился недолго. Императрица Зенобия, сумевшая после гибели царственного супруга объединить вокруг Пальмиры ранее принадлежавшие Риму владения, в 272 г. не выдержала схватки с римским императором Аврелием. Он захватил город, а год спустя в наказание за продолжающееся сопротивление его полностью разрушил. После этого Пальмира приходила в упадок, сначала как место расположения римского военного гарнизона, затем как пограничный пункт византийцев, позднее при мусульманах превратилась в занесенное песками захолустное поселение.

Коллекция фотографий Пальмиры из собрания Музея насчитывает чуть более 40 отпечатков, на которых запечатлены отдельные памятники этого уникального историко-архитектурного комплекса. Все фотографии были отпечатаны в пользовавшихся широкой известностью на Ближнем Востоке фотоателье – Maison Bonfils (Дом Бонфиса) и T.R. Dumas et Fils (Т.Р. Дюма и Сыновья). Снимки характеризуются высоким качеством, которое позволяет увидеть отдельные архитектурные, ландшафтные и этнографические детали, и делает эти фотоотпечатки важным документальным источником, запечатлевшим культуру и быт населения стран Ближнего Востока накануне глубоких социально-экономических и политических трансформаций рубежа XIX – XX вв.

Руины Пальмиры были открыты в XVII в., первоначально торговцами и путешественниками, позднее – учетными и археологами. Систематические раскопки начались здесь только с конца XIX в. и не прекращались вплоть до начала гражданской войны в Сирии весной 2011 г.

Особенно важно отметить, что выставка позволит увидеть руины Пальмиры, запечатленные в их «первозданном» виде, т.е. так, как их сохранило для нас время. Их не успела коснуться ни рука умелого реставратора, ни те разрушения, свидетелями которых в наши дни стал мир.

В ходе военных действий многие сохранившиеся или бережно восстановленные памятники Пальмиры, признанные всемирным наследием ЮНЕСКО, были разрушены. Не пощадила война и всемирно известную Триумфальную арку. Город дважды был захвачен боевиками ИГИЛ (запрещенная законом в России террористическая организация) – в мае 2015 и декабре 2016. Окончательное его освобождение состоялось 2 марта 2017 г. Выставка приурочена к годовщине освобождения Пальмиры от войск ИГИЛ (запрещенной законом в России террористической организации).






25 января – 22 апреля

«СЕРЕБРО ГОСПОДА МОЕГО»

Евангельские сюжеты в православном искусстве

Евангельские сюжеты в православном искусстве

Первый выставочный проект Государственного музея истории религии в 2018 году. На выставке представлено более 70 экспонатов из сокровищницы Музея - Фонда драгоценных металлов: выполненные в различных ювелирных центрах России (Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Киеве) знаменитыми и неизвестными серебряных дел мастерами, оклады Евангелий XVII – XIX вв., иконы в драгоценных ризах, богослужебная утварь с изображением евангельских событий, паломнические реликвии из Святой Земли.

Подробнее..

Евангелие (с греческого – «благая весть») – книга, повествующая о божественной природе, учении и земной жизни Иисуса Христа. Напрестольное Евангелие – главная богослужебная книга в православном храме, которая пребывает в алтаре на престоле и символизирует присутствие Бога в храмовом пространстве. Особое почитание Евангелия в православном культе привело к возникновению традиции украшения книги драгоценными окладами из золота и серебра. Золото в христианстве служит средством выражения идеи святости, а золотой цвет символизирует и «сияние божественной славы», и Небесный Иерусалим. Драгоценные камни, жемчуг, чернь, эмали, чеканная, резная орнаментика придавали книгам торжественный облик, подчеркивающий значимость их содержания. Оклады могли либо закрывать обе крышки переплета полностью, либо состоять из отдельных накладных деталей. В центральной дробнице верхней крышки Евангелия традиционно представлен образ Христа в различных композициях: «Распятие с предстоящими», «Воскресение Христа», «Христос Вседержитель», в центральной дробнице нижней крышки изображалась Голгофа, либо сцены на евангельские сюжеты.

Выставка тематически делиться на два больших раздела. В первом представлены напрестольные Евангелия, выполненные на известнейших фабриках золотых и серебряных изделий Д.И. Орлова, В.М. Кункина (которому в 1751 г. была дана монополия на изготовление церковных вещей), И.М. Атазевича (с 1802 г. возглавлявшего киевскую управу ремесленных цехов и много работавшего в Киево-Печерской лавре), И.А. Алексеева (фабрика которого известна до 1912 г.), Я.С.Масленникова (одного из лучших русских чеканщиков второй половины XVIII в.).

Одним из наиболее древних среди представленных на выставке является серебреный оклад, изготовленный неизвестным мастером в 1637 г. в Москве. О дате его изготовления свидетельствует надпись на внутреннем бортике верхней доски оклада: «Лето 7145(1637) году месяца декабря в 12 день зделано сие евангелие при Царе Государе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Руси, при его царице Евдокии Лукияновне, при патриархе Иоасафе, при митрополите Михаиле Ростовском по РХ 1637 год». Многие оклады сохранили памятные надписи на досках, например, о вкладе данной книги в церковь или содержат имена благотворителей, на деньги которых они были изготовлены.

Авторы многих окладов Евангелий известны нам лишь по инициалам. Посетители выставки смогут увидеть целый ряд таких Евангелий, изготовленных неизвестными мастерами с инициалами «Ф.А.», «А.В.», «Е.Г.» и другие.

Второй раздел включает в себя иконы в серебряных окладах на евангельские сюжеты: «Благовещение», «Тайная Вечеря», «Иудино лобзание Христа», «Распятие Христа» и пр. Большинство окладов икон изготовлено неизвестными русскими мастерами XVIII – XIX вв. Дополняют раздел церковная серебряная утварь, а также детали облачения.






Новые разделы постоянной экспозиции:

«Архаические верования и обряды»,
«Религии Древнего мира: политеизм»,
«Религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма»
«Возникновение христианства»



Подробнее..

Ежедневно в музеях мира открываются новые временные выставки. Открытие новых постоянных экспозиций, как в российской, так и в зарубежной музейной практике случается раз в несколько десятилетий. И становится важнейшим событием в культурной жизни общества.

С 2008 г. в Музей истории религии открывает уже четвертую новую экспозицию. Это позволило во всей полноте представить историю возникновения и развития религиозных представлений человечества от пещерных святилищ первобытного человека до шаманизма, от многобожия цивилизаций Древнего мира (Месопотамия, Египет, Греция, Рим) до возникновения национальных и мировых религий – христианства, ислама, буддизма.

26 апреля 2012 г. в 16.00 после масштабной реэкспозиции в Музее истории религии откроются залы, традиционно вызывающие самый большой интерес у посетителей.


Главные особенности новой экспозиции:

• в восьми залах разместится более 500 уникальных экспонатов из фондов музея, многие из которых никогда ранее не экспонировались;
• максимальная информационная насыщенность залов;
• современное дизайнерское решение, максимально использующее электронные технологии.

История религии начинается вместе с историей человечества и уходит в глубокую древность. Поэтому в первом зале новой экспозиции посетители попадают в пространство, имитирующее «пещеру» эпохи позднего палеолита. На стенах таких пещер люди изображали в основном животных, на которых они охотились, здесь совершались священные обряды. Возможно, что подземные святилища воспринимались человеком как Иной мир, населенный мифологическими существами. Современные мультимедийные технологии дают возможность воспроизвести здесь особую «пещерную» акустику, а на стенах с высокой точностью воссоздать уникальные наскальные рисунки.

Возникнув десятки тысяч лет назад, древнейшие верования и ритуалы сохранились в религиях так называемых традиционных обществ, то есть обществ, в которых элементы архаического образа жизни воспроизводятся до настоящего времени. К этим религиям относятся религии коренного населения Австралии, Океании, индейцев Северной и Южной Америки, некоторых народов Африки и Азии, в том числе Сибири и Дальнего Востока, представленные в трех следующих залах экспозиции.

Среди экспонатов - деревянные маски, жреческие книги, ритуальные одеяния и музыкальные инструменты шаманов, предметы, связанные с погребальным культом («дом черепов», «корабля мертвых» и проч.), меланезийские идолы, олицетворяющие почитаемых духов умерших предков и другие экспонаты, раскрывающие мироощущение архаического общества.

Следующий зал представляет новый этап развития религиозных представлений человечества - религии Древнего мира (Месопотамия, Египет, Греция, Рим). Здесь экспонируются бронзовые скульптуры наиболее почитаемых египетских богов; предметы, связанные с культом фараона; макет Кносского дворца – символа Минойской цивилизации и другие памятники. Украшение раздела - макет ворот Иштар, главных ворот Вавилона.

Далее – залы, рассказывающие о формировании представлений о загробной жизни в религиях древнего мира; о том, как в результате отказа от политеизма (многобожия) появились монотеистические религии, основанные на идеи об абсолютной власти Всевышнего – единого Бога, творца всего сущего. Возникла древнейшая монотеистическая религия – иудаизм, а затем – христианство.

В последнем разделе – «Возникновение христианства» – будут представлены памятники, рассказывающие о первых веках становления религии, в том числе фрагмент римского саркофага II-III в. с изображением Доброго пастыря. Общее решение зала станет сюрпризом для посетителей музея.






Государственный Музей Истории Религии
Почтамтская ул., д. 14
Тел.: 315-30-80, 314-58-10, 314-58-38
www.gmir.ru





ГОСУДАРСТВЕННОМУ МУЗЕЮ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ – 85 ЛЕТ!

Государственный музей истории религии – единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии. В настоящее время фонды Музея насчитывают около 200 000 экспонатов. Это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов – от палеолита до европейского Средневековья, от Древнего Египта до новейшего времени – древнейшие из которых датированы VI тысячелетием до н.э.

Подробнее..

Музей был образован в системе Академии наук СССР на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 г. и Секретариата ЦИК СССР от 26 апреля 1931 г. Инициатором создания Музея и его первым директором был выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог В.Г. Богораз-Тан (1865–1936). В основу коллекций нового музея были положены экспонаты из собраний Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Государственного Эрмитажа, Библиотеки Академии наук и Государственного Русского музея, использовавшиеся в антирелигиозной выставке, созданной сотрудниками Академии наук в залах Зимнего дворца в Ленинграде в апреле 1930 г.

15 ноября 1932 г. Музей был торжественно открыт в здании Казанского собора.

В последние 10 лет музей по-новому выстраивает стратегию свой деятельности и маркетинговую политику. Что позволило с 2007 г. увеличить посещаемость в пять раз (500%), доходы – в 13 раз, расширить целевую аудиторию, привлечь в музей новые адресные группы. И завоевать стабильную репутацию одного из наиболее динамично развивающихся музеев. Не редко приходится слышать, как молодежь называет наш музей интересным и модным местом проведения интеллектуального досуга.

В настоящее время Музей является одной из известнейших в мире научных институций в области исследования истории религии. С 2007 г. открыты два новых раздела экспозиции («Ислам», «Религии Востока») и детский музей-трансформер «Начало начало», другие разделы подверглись реэкспозиции. Созданы Фонды открытого хранения - «Масонская коллекция» и «Японская коллекция». В декабре 2017 г. музей представит своим посетителям новый Фонд открытого хранения – «Западноевропейская живопись».

С каждым годом увеличивается количество временных выставок – в самом музее, в регионах России, за рубежом. Так, например, 1 ноября 2017 г. в Британском музее открылась выставка «Жизнь с богами», представляющая наиболее интересные экспонаты из собрания Музея истории религии.

Активная экспозиционная деятельность стала основой реализации программы диверсификации научно-просветительской работы. Понимание необходимости участия музея в решении социально-культурных проблем, особенно тех, что связаны с межнациональными и межконфессиональными отношениями, стало основанием для разработки концептуально нового подхода к работе с посетителями. Суть его – в диверсификации форм и методов музейной работы, которую можно сформулировать как «разнообразие в совокупности». В рамках этой концепции было разработано несколько долгосрочных программ для разных групп местного сообщества, в т.ч. для людей с ограниченными возможностями, мигрантов, людей, находящихся на попечении домов-интернатов, домов престарелых и проч. В музее активно работают Центр молодежных программ и Центр музейной инклюзии.

Музей активно реализует актуальные образовательные программы, в том числе в регионах РФ, для самых разных групп аудитории – от младших школьников до музейных специалистов. В 2017 г. музей получил лицензию на право осуществления деятельность в сфере дополнительного образования для детей и взрослых и дополнительного профессионального образования. Подписаны Соглашения о сотрудничестве с ведущими высшими учебными заведениями Санкт-Петербурга – Санкт-Петербургским государственным университетом, Санкт-Петербургской Духовной академией, НИУ «Высшая школа экономики».

Одним из важнейших направлений деятельности стала долгосрочная программа «Музей истории религии – регионам России. Виртуальные представительства». В настоящее время в регионах работает 9 представительств – в Ульяновске, Грозном (Республика Чечня), в Дербенте (Республика Дагестан), четыре представительства в Республике Бурятия, два – в Республике Коми. В октябре 2017 г. было открыто представительство музея в Москве – в Академии управления МВД. В 2018 г. Музей истории религии планирует открыть своих представительства в Волгограде, в Чувашии, в Тыве, в Монголии.

И самое важное: за последние годы сформировался устойчивый круг постоянных участников музейных проектов и программ – посетителей и партнеров, – которым мы выражаем глубокую признательность за неизменный интерес и поддержку музея.

Государственный музей истории религии. 2018 г.




Столица Культуры

 

 

 
ООО Телинфо-СПб СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Поиск фирм в СПб
Схема метро
Режим работы станций метро
Телефонные коды ЛО
Телефонные коды России
Справочные телефоны СПб
ПРОЕКТЫ САЙТА
Столица Культуры
Бренды Санкт-Петербурга
Лучшее без границ
Город-Герой Ленинград
Зима в Санкт-Петербурге
ПОЛИГРАФИЯ
St. Petersburg City MAP
Детская карта
Индивидуальные карты
Z-CARD
ИЗДАТЕЛЬСТВО
О компании
Вакансии
Партнеры
Реклама на сайте
Контакты
Copyright © ООО "Телинфо-СПб" 2003-2019