16+ rus | eng    
АФИША
ФЕСТИВАЛИ
КОНЦЕРТЫ
ТЕАТРЫ
КИНОТЕАТРЫ
МУЗЕИ
ВЫСТАВКИ
НОВОСТИ
Государственный музей истории религии

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ




14 февраля – 3 марта

КАК НА МАСЛЕНОЙ НЕДЕЛЕ

МАСЛЕНИЧНЫЕ ГУЛЯНИЯ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ РИТУАЛ

МАСЛЕНИЧНЫЕ ГУЛЯНИЯ

Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную шумному и веселому празднику провода зимы и встречи весны. В большинстве христианских стран масленица празднуется перед Великим постом. Основными экспонатами выставки станут литографии, линогравюры, акварели, поздравительные открытки, шелковые платки с набивным рисунком и статуэтки из собрания Государственного музея истории религии.

Подробнее..

Жизнь человека издревле была тесно связана с природным ритмом. Цикл сельскохозяйственных работ полностью зависел от смены погодных условий и был связан с изменениями продолжительности дня, поэтому самые важные земледельческие праздники приурочены к определенным дням солнечного календаря: весеннему равноденствию и летнему солнцестоянию. Олицетворением земледельческих праздников, к которым относится масленица, нередко оказывалась кукла или чучело, которые на разных этапах праздника могли означать одновременно и зиму, и смерть, и старость, и плодородие. В течение масленичной недели чучело, обряженное в женскую одежду, было и героем, и зрителем праздничных забав. Затем, в конце недели, происходили «похороны Масленицы»: чучело выносили за село, разрывали в клочья, либо сжигали его на костре. Похожие обряды существовали у западных и южных славян: «похоронам Масленицы» соответствовал, например, «вынос Марены» у чехов и словаков. В Западной Европе бытовало аналогичное календарное празднование проводов зимы, главным героем которого считалось чучело Карнавала.

Все масленичные забавы имели свой ритуальный смысл: хоровод являлся отголоском древних ритуальных танцев, связанных с плодородием; встреча и проводы масленицы олицетворяли собой прощание с долгой зимней стужей и одновременно служили призывом возрождения природы. В масленичных забавах главными действующими лицами становились молодые пары, поженившиеся в текущем году. Они обязательно участвовали в катаниях с горки, наносили визиты родным. Целью данных ретуалов было прилюдное одобрение свершившегося в текущий год брака.

Главный атрибут русской Масленицы – блины – символ согревающего землю солнца. От масляного блина праздник и получил свое название. Главное масленичное кушанье начинали печь еще до начала праздника. Деревенские ребятишки скакали верхом на кочерге с блинами в руках и «встречали» масленицу, выкрикивая различные прибаутки и зазывая весну. Блины служили не только символом изобилия, но и привносили в масленичное застолье элемент поминания предков, поскольку это древнее блюдо одновременно являлось и ритуальной едой на поминках. Первый испеченный на масленицу блин часто клали на слуховое окошко «для душ родительских». Такое вкрапление поминального культа не было случайным, поскольку считалось, что предки, находящиеся одновременно и в «ином мире», и в земле могут иметь влияние на плодородие почвы.

Масленица на Руси – это самый веселый и сытный семидневный праздник с гуляньями, песнями, плясками, играми, которые символически призывали природу к обильному плодородию. Одним из любимых масленичных обрядов было катание на санях и с ледяных гор. Повсеместно устраивались ярмарки, балаганы, ставились качели, карусели и проводились различные увеселения. На выставке посетители узнают, что такое «съездки», «катушки», почему Масленицу называли «объедуха», а на экспонируемых рисунках и открытках увидят, как проходили масленичные гуляния.

МАСЛЕНИЧНЫЕ ГУЛЯНИЯ





13 февраля – 31 марта

КРАСОТА, ПРИЯТНАЯ АЛЛАХУ

Татарский шамаил
из собрания Государственного музея истории религии

Татарский шамаил
«Корабль Нуха, да будет мир над ним!». Казань, 1902 г. Бумага, печать

Татарские шамаили – необходимые атрибуты религиозной практики и особый вид искусства мусульман России. Выставка приурочена к 100-летию образования Татарской АССР.

Подробнее..

«Шамаил» (шамайэл) как «священная картина, портрет, икона» появился в Иране. Позднее именно в таком своем значении термин «шамаил» закрепился в культуре казанских татар, а сами шамаили заняли видные, почетные места в домах и мечетях. В отличие от персидских, татарские шамаили не допускают включение в изобразительную композицию образов живых существ и связанные с ними религиозно-поклонные функции.

Изначально шамаили изготавливались на стекле и подсвечивались фольгой, однако со временем основным материалом становится бумага. Первые бумажные шамаили были рукописными. В большинстве случаев они содержали высказывание из Корана, отрывок из хадисов, молитву или стихи, вписанные в орнамент или образующие рисунок. Во второй половине XIX в. печатью шамаилов занялось несколько типографий в Казани и Санкт-Петербурге. На рубеже ХIХ–ХХ вв. в Казани сформировалась целая плеяда выдающихся каллиграфов, таких, как Гусман Салиев, Мотахир Яхья, Мураддым ибн Ибрагим, Мухаммаджан Халилулла углы Ходжа Саит, братья Ахметовы и т.д. Профессиональные мастера, как правило, отличались глубокими религиозными знаниями, позволявшими им органично сочетать символические изображения с текстовым содержанием.

Сегодня термин «шамаил» распространяется и на религиозные изречения, вышитые на ткани («ляуха»), и современные арабо-графичные произведения, выполненные масляными красками на холсте. Определенный набор изобразительных средств и мотивов, общность в темах, сюжетах, художественных и композиционных приемах позволяет отнести живописные, графические и вышитые шамаили к одному и тому же виду изобразительного искусства. Кроме религиозно-символического назначения многие из воспроизведенных на шамаилах коранических изречений демонстрируют «защитные» функции этого предмета в народной культуре. Комментарии некоторых печатных шамаилей не только поясняли значение изображения, но и содержали в себе «инструкцию» по практическому применению тех или иных священных слов и высказываний. Как оберег шамаил нередко занимал в доме место над дверью.

После Октябрьской революции развитие татарского шамаила как вида религиозного искусства стало невозможным, в связи с чем производство печатных шамаилов полностью исчезло. Отказ от арабской графики в 1927 году привел к упадку искусства арабской каллиграфии среди татар. Изготовление рукописных шамаилов переместилось из Казани в сельские районы и со временем практически вымерло. В настоящее время искусство шамаиля активно возрождается и наследуют лучшие традиции этого вида искусства.

На выставке будет представлено более 50 шамаилов казанских татар, демонстрирующих стилистическое и тематическое многообразие. Помимо каллиграфических произведений с религиозными высказываниями на экспозиции можно будет увидеть изображения священных и почитаемых в исламе городов (Мекка, Медина и др.), мечетей (мечеть Айя София, мечеть Айюб-султана, Мечеть «Счастья» и др.), особое место занимает образ корабля Нуха. Самый ранний шамаил датирован 1849 г. Особую ценность представляют авторские литографические шамаили, среди которых к числу наиболее редких относятся работы знаменитого османского художника, хатыба и шейха мечети Мехмеда Хулуси – «Небесная Кааба» (1872 г.) и «Град Иерусалим» (1896 г.). Дополняют экспозицию предметы мусульманского религиозного культа и личного благочестия.

Татарский шамаил

«Плач о грехах и от радости при воспоминании о Боге» (стихи из книги Диван-и-Хикмет – «Книга мудрости» Ахмеда Йасави). Казань, 1901 г. Типо-Литография Университета. Бумага, печать






22 ноября – 27 марта

«ДРЕВНОСТИ КАРА-ТЕПЕ»

мини-выставка

ДРЕВНОСТИ КАРА-ТЕПЕ

В разделе постоянной экспозиции «Религии Востока: буддизм» открылась мини-выставка, представляющая археологические находки первой экспедиции на Кара-тепе в 1937 году. Возвышенность Кара-тепе (тюрк. – «черный холм») - уникальный буддийский комплекс эпохи Кушанской империи (I- IV вв.) Комплекс расположен на территории городища Старый Термез (Южный Узбекистан) в излучине реки Аму-Дарьи, вблизи острова Арал-Пайгамбар.

Подробнее..

В период рассвета Кушанской империи буддизм проникает в регион Средней Азии. Об этом свидетельствуют многочисленные находки различных буддийских сооружений. Археологические раскопки 1937 г., проведенные на Кара-тепе, выявили наличие здесь целой серии пещерных храмовых комплексов. Дальнейшие археологические работы, возобновившиеся почти четверть века спустя, подтвердили существование на данной территории крупного буддийского культового центра.

Комплекс Кара-тепе имеет вид двух слившихся воедино холмов, увенчанных тремя вершинами. Первые исследования показали, что внутри возвышенности находились древние постройки и пещерные храмовые комплексы. Пещерные помещения включали святилища, где находились скульптурные изображения и обходные коридоры для совершения прадакшины – ритуального обхода. Стены коридоров были расписаны монохромными изображениями Будды и имели ниши для светильников. Наземные сооружения включали двор, где находились входы в пещерные помещения. Планомерные археологические работы, организованные Институтом этнографии АН СССР, начались в 1937 г. под руководством Евгении Георгиевны Пчелиной (1895-1972).

Основные раскопки проводились на склоне южного холма. В процессе проведенных работ были обнаружены остатки стен храма, к которому примыкал небольшой дворик. Именно здесь были найдены предметы, представленные на выставке: фрагменты зернотерки, светильники, сосуд, терракотовая фигурка Будды, пластина с изображением богини Анахиты (богиня воды и плодородия в иранской мифологии) и др. Также, экспозицию дополняют документальные фотоматериалы.






25 декабра – 26 февраля

«НАПИСАЛ СЕЙ СВЯТЫЙ ОБРАЗ…»

Подписные иконы из коллекции музея

Подписные иконы

Выставка представляет более 80 подписных, т.е. тех, на которых стоит подпись создавшего их мастера, икон из коллекции Музея. Всего в собрании Музея насчитывается более 450 таких икон, выполненных более чем 170 художниками в XVII – начале XX вв. Это одна из крупнейших коллекций подписных икон в России. Выставка подписной иконы проводится в Музее впервые и является плодом многолетнего научного исследования.

Подробнее..

Икона традиционно анонимна, вплоть до XVII в. иконописцы свои произведения, как правило, не подписывали. Об авторстве отдельных из них мы узнаем лишь по сохранившимся записями в летописях, монастырских хрониках и иных документах. XVII столетие – переломная эпоха в русской истории, начало Нового времени и связанных с ним коренных преобразований, отразившихся в общественной жизни, культуре, религиозном сознании и, конечно, в искусстве. Появление новых тем, сюжетов, повышенный интерес к личности, человеку и его делам приводит к переосмыслению самого процесса художественного творчества. Икона постепенно обретает автора. Проводником новых идей становится Иконописная палата Оружейной палаты Московского Кремля, учрежденная в 1640 – 1642 гг.. Расцвет ее деятельности приходится на середину – вторую половину XVII в.

Новый иконописный язык, выработанный мастерами Оружейной палаты, в частности Симоном Ушаковым и Иосифом Владимировым, на долгое время определил приоритеты в иконописном творчестве Москвы и других центров. Несмотря на то, что в Ярославле, Костроме, Переяславле-Залесском существовали собственные сильные иконописные мастерские, все они в немалой степени вплоть до начала XVIII в. испытывали стилистическое влияние Московской школы.

В XIX в. подписывают свои произведения не только известные мастера, но и рядовые иконописцы. Появление рядом с именем заказчика имени художника уже не вызывает удивления. Однако, как и в предыдущую эпоху, основная масса икон остается «безымянной». Несмотря на обилие документов, письменных источников, воспоминаний, о многих иконописцах осталось крайне мало сведений, иногда только подпись на самой иконе.

На рубеже XIX – XX столетий особое место в иконописи занимают мастера знаменитых сел Владимирской губернии – Мстеры и Палеха, где долгое время сохранялись иконописные традиции, связанные с династиями мастеров, передававших знания и опыт из поколения в поколение. Владение техникой и рисунком, графичность, тщательность в деталях, миниатюрность письма – все это в эпоху динамичных изменений в церковном искусстве роднило мстерскую и палехскую икону со средневековой культурой. Работа мстерских и палехских мастеров получила признание в обеих столицах. Мстерские иконописцы Чириков, Дикарев, Гурьянов имели свои мастерские в Москве и носили звания придворных мастеров.

Выставка разделена на несколько разделов. В первом экспонируются иконы мастеров Оружейной палаты – К.И Уланова, Я.С Рокитина, П.Ф Билигдина, Т.И. Филатьева и др. Это произведения конца XVII – начала XVIII вв.: образы Богоматери, ветхозаветной Троицы, избранных святых. Работы иконописцев XVIII в., продолживших традиции предыдущего столетия, составляют второй раздел выставки. XVIII – XX вв. представлены живописными иконами, в том числе единственной дошедшей до нас иконой Корнея Пашковского «Святой Евставий Плакида в житии» (1786 г.), иконами «Богоматерь с младенцем» Т.А. Неффа (середина XIX в.), «Воскресение Христово» М.В. Нестерова (1922 г.). Дополняет экспозицию иконы мстерских и палехских иконописцев.






6 декабра – 17 февраля

«ПОРОКИ И ДОБРОДЕТЕЛИ В ГРАФИКЕ УИЛЬМА ХОГАРТА»

Графическое наследие Уильяма Хогарта (1697–1764)

Графическое наследие Уильяма Хогарта

Выставка представит графическое наследие знаменитого английского гравера и живописца Уильяма Хогарта (1697–1764). Его работы отличались новыми для английского искусства той поры сюжетами и ярким общественным темпераментом. С 1720-х гг. Хогарт занимался выпуском гравированных листов на злободневные общественно-политические темы, иллюстрировал книги. На выставке представлено более 40 произведений мастера в уменьшенных копиях Эрнста Людвига Рипенхаузена (1765–1839).

Подробнее..

Выставка разделена на два раздела. Первый посвящен современным Хогарту нравственным сюжетам – «области, еще вовсе не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена».

Экспозиция включает вышедшие в 1730–1740-х гг. знаменитые серии, в том числе самую первую «Карьера проститутки» (1732 г.), а также «Четыре времени суток» (1738 г.), «Модный брак» (1745 г.), «Усердие и праздность» (1747 г.), которые в свое время были встречены современниками как сенсации. В них мастер проявил себя не только как виртуоз кисти и резца, но и как литератор-драматург и мыслитель, стремившийся, чтобы его искусство приносило пользу обществу, служило воспитанию добродетели и искоренению пороков. В своих работах Хогарт всегда выражал личное, часто критическое, отношение к жизненным реалиям. Это в полной мере касалось и религиозной сферы. Религиозная ситуация в стране была далеко не безоблачной. Осуществлявшаяся с конца XVII в. политика веротерпимости привела к ситуации редкой для западноевропейских стран того времени: существованию на законном основании, наряду с государственной Церковью Англии (англиканской), как других протестантских объединений, так и Римско-католической церкви. Несмотря на воцарение в Англии в 1714 г. протестантской Ганноверской династии, до середины столетия достаточно реальной оставалась угроза восстановления на престоле представителей католического дома Стюартов. Широкое распространение имели антикатолические настроения, которым в полной мере был подвержен и сам Хогарт.

Опасения широкой публики вызывал и казавшийся чрезмерным «энтузиазм» радикальных протестантов, особенно появившихся в 1720-е гг. методистов – представителей обновленческого течения в англиканстве, проповедовавших в бурной и экзальтированной манере, совершенно нехарактерной для подавляющего большинства духовенства Церкви Англии. Не подвергая сомнению нравственные основы христианства, Хогарт отчетливо видел несоответствие им современных ему церквей. Поэтому объектом сатиры художника было духовенство всех конфессий, религиозное невежество и одновременно безразличие простого народа, связь англиканства с государственными интересами.

Второй раздел выставки представляет «графическую публицистику» «на злобу дня». В него вошли отдельные графические листы «Спящая паства», «Современная полуночная беседа», «Бедствующий поэт», диптих «Пивная улица» и «Переулок джина» и другие. Дополняют раздел голландские фаянсовые изразцы по гравюрам старшего современника Хогарта Яна Лейкина.

Изобразительные серии Хогарта связаны тесными узами с английским театром, поэзией и прозой. Ведущим жанром английской литературы той поры был роман с нравоучительным сюжетом, посвященный повседневному быту и личной жизни людей самого разного социального уровня. Графические циклы Хогарта подобны романам, они отмечены сюжетностью и стремлением к развитию визуального повествования. Добиваясь полноты нравоучительного смысла своих листов, Хогарт вводил в композиции десятки персонажей, отражавших различные стороны человеческой природы. Этих персонажей с легкостью узнавали современники, по подписке покупавшие тиражи гравюр в те годы, когда Англия быстро наращивала выпуск газет и журналов.

Графическое наследие Уильяма Хогарта






Новые разделы постоянной экспозиции:

«Архаические верования и обряды»,
«Религии Древнего мира: политеизм»,
«Религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма»
«Возникновение христианства»



Подробнее..

Ежедневно в музеях мира открываются новые временные выставки. Открытие новых постоянных экспозиций, как в российской, так и в зарубежной музейной практике случается раз в несколько десятилетий. И становится важнейшим событием в культурной жизни общества.

С 2008 г. в Музей истории религии открывает уже четвертую новую экспозицию. Это позволило во всей полноте представить историю возникновения и развития религиозных представлений человечества от пещерных святилищ первобытного человека до шаманизма, от многобожия цивилизаций Древнего мира (Месопотамия, Египет, Греция, Рим) до возникновения национальных и мировых религий – христианства, ислама, буддизма.

26 апреля 2012 г. в 16.00 после масштабной реэкспозиции в Музее истории религии откроются залы, традиционно вызывающие самый большой интерес у посетителей.


Главные особенности новой экспозиции:

• в восьми залах разместится более 500 уникальных экспонатов из фондов музея, многие из которых никогда ранее не экспонировались;
• максимальная информационная насыщенность залов;
• современное дизайнерское решение, максимально использующее электронные технологии.

История религии начинается вместе с историей человечества и уходит в глубокую древность. Поэтому в первом зале новой экспозиции посетители попадают в пространство, имитирующее «пещеру» эпохи позднего палеолита. На стенах таких пещер люди изображали в основном животных, на которых они охотились, здесь совершались священные обряды. Возможно, что подземные святилища воспринимались человеком как Иной мир, населенный мифологическими существами. Современные мультимедийные технологии дают возможность воспроизвести здесь особую «пещерную» акустику, а на стенах с высокой точностью воссоздать уникальные наскальные рисунки.

Возникнув десятки тысяч лет назад, древнейшие верования и ритуалы сохранились в религиях так называемых традиционных обществ, то есть обществ, в которых элементы архаического образа жизни воспроизводятся до настоящего времени. К этим религиям относятся религии коренного населения Австралии, Океании, индейцев Северной и Южной Америки, некоторых народов Африки и Азии, в том числе Сибири и Дальнего Востока, представленные в трех следующих залах экспозиции.

Среди экспонатов - деревянные маски, жреческие книги, ритуальные одеяния и музыкальные инструменты шаманов, предметы, связанные с погребальным культом («дом черепов», «корабля мертвых» и проч.), меланезийские идолы, олицетворяющие почитаемых духов умерших предков и другие экспонаты, раскрывающие мироощущение архаического общества.

Следующий зал представляет новый этап развития религиозных представлений человечества - религии Древнего мира (Месопотамия, Египет, Греция, Рим). Здесь экспонируются бронзовые скульптуры наиболее почитаемых египетских богов; предметы, связанные с культом фараона; макет Кносского дворца – символа Минойской цивилизации и другие памятники. Украшение раздела - макет ворот Иштар, главных ворот Вавилона.

Далее – залы, рассказывающие о формировании представлений о загробной жизни в религиях древнего мира; о том, как в результате отказа от политеизма (многобожия) появились монотеистические религии, основанные на идеи об абсолютной власти Всевышнего – единого Бога, творца всего сущего. Возникла древнейшая монотеистическая религия – иудаизм, а затем – христианство.

В последнем разделе – «Возникновение христианства» – будут представлены памятники, рассказывающие о первых веках становления религии, в том числе фрагмент римского саркофага II-III в. с изображением Доброго пастыря. Общее решение зала станет сюрпризом для посетителей музея.






Государственный Музей Истории Религии
Почтамтская ул., д. 14
Тел.: 315-30-80, 314-58-10, 314-58-38
www.gmir.ru





ГОСУДАРСТВЕННОМУ МУЗЕЮ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ – 85 ЛЕТ!

Государственный музей истории религии – единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии. В настоящее время фонды Музея насчитывают около 200 000 экспонатов. Это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов – от палеолита до европейского Средневековья, от Древнего Египта до новейшего времени – древнейшие из которых датированы VI тысячелетием до н.э.

Подробнее..

Музей был образован в системе Академии наук СССР на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 г. и Секретариата ЦИК СССР от 26 апреля 1931 г. Инициатором создания Музея и его первым директором был выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог В.Г. Богораз-Тан (1865–1936). В основу коллекций нового музея были положены экспонаты из собраний Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Государственного Эрмитажа, Библиотеки Академии наук и Государственного Русского музея, использовавшиеся в антирелигиозной выставке, созданной сотрудниками Академии наук в залах Зимнего дворца в Ленинграде в апреле 1930 г.

15 ноября 1932 г. Музей был торжественно открыт в здании Казанского собора.

В последние 10 лет музей по-новому выстраивает стратегию свой деятельности и маркетинговую политику. Что позволило с 2007 г. увеличить посещаемость в пять раз (500%), доходы – в 13 раз, расширить целевую аудиторию, привлечь в музей новые адресные группы. И завоевать стабильную репутацию одного из наиболее динамично развивающихся музеев. Не редко приходится слышать, как молодежь называет наш музей интересным и модным местом проведения интеллектуального досуга.

В настоящее время Музей является одной из известнейших в мире научных институций в области исследования истории религии. С 2007 г. открыты два новых раздела экспозиции («Ислам», «Религии Востока») и детский музей-трансформер «Начало начало», другие разделы подверглись реэкспозиции. Созданы Фонды открытого хранения - «Масонская коллекция» и «Японская коллекция». В декабре 2017 г. музей представит своим посетителям новый Фонд открытого хранения – «Западноевропейская живопись».

С каждым годом увеличивается количество временных выставок – в самом музее, в регионах России, за рубежом. Так, например, 1 ноября 2017 г. в Британском музее открылась выставка «Жизнь с богами», представляющая наиболее интересные экспонаты из собрания Музея истории религии.

Активная экспозиционная деятельность стала основой реализации программы диверсификации научно-просветительской работы. Понимание необходимости участия музея в решении социально-культурных проблем, особенно тех, что связаны с межнациональными и межконфессиональными отношениями, стало основанием для разработки концептуально нового подхода к работе с посетителями. Суть его – в диверсификации форм и методов музейной работы, которую можно сформулировать как «разнообразие в совокупности». В рамках этой концепции было разработано несколько долгосрочных программ для разных групп местного сообщества, в т.ч. для людей с ограниченными возможностями, мигрантов, людей, находящихся на попечении домов-интернатов, домов престарелых и проч. В музее активно работают Центр молодежных программ и Центр музейной инклюзии.

Музей активно реализует актуальные образовательные программы, в том числе в регионах РФ, для самых разных групп аудитории – от младших школьников до музейных специалистов. В 2017 г. музей получил лицензию на право осуществления деятельность в сфере дополнительного образования для детей и взрослых и дополнительного профессионального образования. Подписаны Соглашения о сотрудничестве с ведущими высшими учебными заведениями Санкт-Петербурга – Санкт-Петербургским государственным университетом, Санкт-Петербургской Духовной академией, НИУ «Высшая школа экономики».

Одним из важнейших направлений деятельности стала долгосрочная программа «Музей истории религии – регионам России. Виртуальные представительства». В настоящее время в регионах работает 9 представительств – в Ульяновске, Грозном (Республика Чечня), в Дербенте (Республика Дагестан), четыре представительства в Республике Бурятия, два – в Республике Коми. В октябре 2017 г. было открыто представительство музея в Москве – в Академии управления МВД. В 2018 г. Музей истории религии планирует открыть своих представительства в Волгограде, в Чувашии, в Тыве, в Монголии.

И самое важное: за последние годы сформировался устойчивый круг постоянных участников музейных проектов и программ – посетителей и партнеров, – которым мы выражаем глубокую признательность за неизменный интерес и поддержку музея.

Государственный музей истории религии. 2018 г.




Столица Культуры

 

 

 
ООО Телинфо-СПб СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Поиск фирм в СПб
Схема метро
Режим работы станций метро
Телефонные коды ЛО
Телефонные коды России
Справочные телефоны СПб
ПРОЕКТЫ САЙТА
Столица Культуры
Бренды Санкт-Петербурга
Лучшее без границ
Город-Герой Ленинград
Зима в Санкт-Петербурге
ПОЛИГРАФИЯ
St. Petersburg City MAP
Детская карта
Индивидуальные карты
Z-CARD
ИЗДАТЕЛЬСТВО
О компании
Вакансии
Партнеры
Реклама на сайте
Контакты
Copyright © ООО "Телинфо-СПб" 2003-2019