16+ rus | eng    
АФИША
НОВОСТИ
Театр В.Ф.Комиссаржевской

Санкт-Петербургский Государственный Академический Драматический Театр им. В.Ф.Комиссаржевской


Р Е К О М Е Н Д У Е М


/ ЮБИЛЕЙ

АНАСТАСИЯ МЕЛЬНИКОВА

Творческий юбилей заслуженной артистки России

Анастасия Мельникова

18 октября актриса, российский политический деятель Анастасия Мельникова отметит юбилей творческой деятельности совместно с днем рождения родного театра – Театра им.В.Ф.Комиссаржевской.

Подробнее..

Заслуженная артистка России Анастасия Мельникова родилась в семье ленинградских врачей, в 1990 году окончила ЛГИТМиК, где ее мастером был известный режиссер И.П.Владимиров. В 1993 году была принята в труппу Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, где служит по сей день.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 2011 году была избрана в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга от партии «Единая Россия», где является заместителем председателя постоянной комиссии по культуре, науке и образованию, курируя сферу культуры.

В 2015 году награждена специальной премией Номинационного совета высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (сезон 2014-2015) «За поддержку театрального искусства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области».

В 2016 г. вновь переизбрана депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга, а в 2021 году стала победителем праймериз партии «Единая Россия».

АКТРИСА КИНО

В 1998 году Анастасия Рюриковна стала популярной благодаря участию в сериале «Улицы разбитых фонарей», и до 2005 года (1- 5 сезоны) ее героиня оставалась на пике популярности.

В 1999 году руководство ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области наградило актёрский состав детективного сериала статуэтками «За доблесть и создание положительного образа милиционера при выполнении служебного долга». С 2008 по 2014 гг. Анастасия Мельникова повторила успех «длинной дистанции» в сериале «Литейный».

Но не только сериалы принесли успех актрисе. Особого взгляда заслуживают ее работы в фильмах «Мания Жизели» (1995 г.), «Чествование» (фильм-спектакль), «Идиот» (роль – Александра Епанчина, 2003), «Казус Кукоцкого» (хирург Елисеева, 2005), «Сонька Золотая Ручка» (каторжанка Груня, 2006), «12 месяцев. Новая сказка», «Иван», «Птица», «Агата и сыск», 2020), «Спасти Ленинград» (2019), «Совесть» (2021), «Учености плоды» (2021) и др.

Внимательно всматриваясь в кинороли Анастасии, можно отметить, что актриса предпочитает историческое кино. Ее «любит» камера, благодаря отличной школе И.П.Владимирова, Мельникова умеет существовать в ансамбле, четко выполнять задачи режиссера.

ТЕАТР

В театре ее послужной список не столь обширный, но каждая роль – новый поиск актрисы. Она не боится пробовать, искать новые формы существования, особый язык героини, привычки, внутреннее содержание. Можно сказать, что у Анастасии (редкий случай в актерской среде) нет штампов, нет заранее выстроенной роли. Каждый раз она пробует «по живому», каждый раз сомневается, отчаивается и… обретает с новой ролью еще одну «ноту» в актерском диапазоне. Молодые героини в спектаклях «Клятва маркиза Карабаса», «Дама с камелиями», «Лев зимой», «Дело корнетв О-ва», «Приглашение в замок», «Фортуна», «Прощай, клоун!» сменились более зрелыми ролями, в которых наметившийся чуть ранее драматизм превратился в трагическую сущность, легкая грусть – в тоску по невозвратному, девичья легкость – в усталость, таящуюся не только в уголках глаз…

Так, например, ее роль администратора Мэдж в спектакле «Костюмер» Р.Харвуда – пример любви деятельной, нелепой, искренней и тайной. Актриса играла свою героиню тонкими линиями, матовым звуком, внутренними вибрациями. Трагическая нота ощущалась во всем, так как предлагаемыми обстоятельствами являлась война, бомбежка и маленькая английская труппа, брошенная на произвол судьбы…

В спектакле «Привидения» ее Фру Алвинг – глубоко уставшая, разочаровавшаяся в семье, любви, домашнем очаге. Всё, что она строила, оказалось тленом, никому не нужным. Актриса Мельникова играет свою героиню чуть замедленно, как бы в оцепенении от происходящего, полную драматизма настолько, что лишним жестом или фразой она боится выплеснуть свою боль. Вместо благодарности и обожания она получила ненависть и презрение родных людей, насмешки прислуживающих, ненависть окружающих. В чем она виновата? Героиня А.Мельниковой тщетно ищет ответ…

В спектакле «Новеллы о любви» вместе со своей героиней Жанной из рассказа «Усы» она играет очаровательную комическую сценку о важности усов… И в этой маленькой истории – портрет чувственной и ироничной кокетки, способной поразить любого мужчину.

29 октября и 11 ноября Анастасию Мельникову можно будет увидеть в спектакле «ПРИВИДЕНИЯ» по пьесе Г.Ибсена.

Cтраница актрисы на официальном сайте Театра им.В.Ф.Комиссаржевской




/ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ТЕАТРА

ТЕАТРУ ИМ.В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ – 81!

Театр им. В.Ф.Комиссаржевской

18 октября 2023 года Театру им. В.Ф.Комиссаржевской исполнится 81 год. Театру, труппа которого образовалась в 1942 году из оставшихся актеров блокадного города; одним из инициаторов его создания стала Ольга Берггольц – «Голос блокадного города". Жители осажденного Ленинграда так и окрестили театр Блокадным.

18 октября 2023 г. Театр им.В.Ф.Комиссаржевской приглашает вечером на спектакль «Я вернулся в мой город», посвященный Петербургу-Петрограду-Ленинграду.

Подробнее..

Это признание в любви своему городу, восхищение его стойкостью в страшные дни блокады, его героизмом. В концерте – стихи Ольги Берггольц («Третье письмо на Каму» в исполнении н.а.России Тамары Абросимовой), Анны Ахматовой («Птицы смерти в зените стоят…» в исполнении Светланы Слижиковой), Давида Самойлова «Жил в Ленинграде странный малый», исп. Егор Шмыга), Алика Ривина («Вот придет война большая», исп. Богдан Гудыменко), блокадные воспоминания Елены Алешиной и песня «Служили два друга» в исполнении Георгия и Алексея Корольчуков, песня «Ленинград мой» в исполнении всего состава спектакля и другие фрагменты, посвященные страшным дням блокады и войны.

ЗДАНИЕ НА ИТАЛЬЯНСКОЙ

В центре Петербурга, на прилегающей к площади Искусств Итальянской улице, расположился Государственный академический драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской. Судьба его уникальна и хранит отпечаток бурных эпох.

Когда-то это здание являлось частью Пассажа, построенного графом Я.И.Эссен-Стенбок–Фермором (графский шведский род, находящийся в родстве со шведской короной) по проекту архитектора Р.А.Желязевича. Славу «Пассажу» принесли не сколько торговля, – сколько развлечения, а с 1860 года Пассаж превратился в культурно-просветительский центр, где проходили лекции видной профессуры, а также литературные вечера с участием И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Н.Г.Чернышевского, Т.Г.Шевченко. В 1900-1901 гг. концертный зал подвергся капитальной перестройке и – стал Театром, на сцене которого работали антрепризы разного достоинства. Именно здесь, в 1904 году, открыла свой Драматический театр – «театр свободного актера, театр духа» – великая русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская. Несмотря на короткую жизнь, этот театр оставил в истории глубокий след. После того, как театр Веры Комиссаржевской переехал в здание на Офицерской улице, на сцене Пассажа гастролировали украинские оперно-драматические коллективы, оперетты, детская труппа И. А. Чистякова, московские антрепризы, труппа Сабурова. После революции театр «Пассаж» реорганизовывали, передавали различным ведомствам и режиссерам. Здесь была студия Акдрамы, где ставили свои режиссерские опыты ученики Л. Вивьена. Наконец, именно здесь в 1930-е (и до начала 1942 года) работал Театр Сергея Радлова.

ТЕАТР ИМ.В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ. НАЧАЛО

В начале войны оставшиеся в городе актеры по инициативе Ольги Берггольц прочли на ленинградском радио пьесу К.Симонова «Русские люди». По многочисленным просьбам слушателей радиоспектакль решили перенести на сцену, и 18 октября 1942 г., в самое суровое время блокады, спектакль «Русские люди» ознаменовал рождение нового театра – «Городского», который жители блокадного города сразу нарекли «Блокадным». С 1944 года он был переименован в Ленинградский драматический, а с 1959 года стал носить имя В. Ф. Комиссаржевской. Первым директором и режиссером его был С. Морщихин.

Из воспоминаний Ольги Берггольц: «Письма, которые получила я зимой 1941/42 года на свои передачи, останутся для меня на всю жизнь самой высокой наградой. В радиокомитет приходили заявки на чтение классической и советской литературы. Из (январских) передач – «Чтения с продолжением» – постепенно родился «Театр у микрофона», где артисты радиокомитета стали разыгрывать целые пьесы, преодолевая голод, слабость, быструю утомляемость. (…) К концу сорок второго года из артистов радиокомитетского «Театра у микрофона» и артистов 1-й фронтовой агитбригады в осажденном городе родился под вой и свист снарядов и бомб новый театр, где все (…) были самыми подлинными и рядовыми защитниками Ленинграда».

Так, театр ведет свой отсчет с того самого момента, когда кучка голодных актеров стала играть спектакли в осажденном городе. Именно эти актеры составили первую труппу будущего Театра им.В.Ф.Комиссаржевской. В тяжелые годы становления в театре часто менялись режиссеры, стилистика, творческая позиция. Здесь ставили спектакли В. Кожич, Е. Гаккель, Б. Зон, Р. Сирота, П. Вейсбрем, И. Ольшвангер, В. Андрушкевич, З. Корогодский, М. Сулимов, начинали молодые режиссеры А. Белинский, И. Владимиров. Свои первые шаги делали молодые актеры, составившие гордость русской сцены: Эмилия Попова, Алиса Фрейндлих, блистали Иван Дмитриев и Владимир Честноков, Мария Бабанова и братья Боярские, Галина Короткевич, Станислав Ландграф. Здесь работали Ирина Асмус (знаменитая клоунесса и «Ириска» из АБВГДейки), Дора Вольперт (родная тётя Иосифа Бродского) и множество замечательных личностей. Здесь впервые ставились пьесы Г.Горина И.Думбадзе, А.Галича, И. Дворецкого, Д.Гранина, Л.Зорина, Э.Брагинского, М.Шатрова, О.Берггольц и пр.

ЛИДЕРЫ

Несмотря на громкие имена и талантливые постановки послевоенного времени, театру не удавалось обрести творческое лицо до той поры, пока не появился художественный лидер. Им стал Рубен Сергеевич Агамирзян – режиссер, актёр, театральный педагог, участник войны. Именно он в самое короткое время сумел построить театр-дом со своей уникальной атмосферой. Агамирзян терпеливо выращивал цельный театральный организм, объединив в труппе актеров разных поколений, обновляя коллектив своими учениками театрального института. Будучи фронтовиком, Рубен Агамирзян ставил много спектаклей про военное время. До сих пор в театре служат 9 его актеров – н.а.РФ Георгий Корольчук, заслуженные артисты РФ Татьяна Кузнецова, Татьяна Самарина, Елена Симонова, Наталья Четверикова, Анатолий Горин, Александр Вонтов, артисты Светлана Слижикова, Константин Демидов. Постановка трилогии Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», впервые полностью поставленная на театральной сцене, стала творческим скачком театра.

Комиссаржевка сильна своей преемственностью. Сегодня в труппе – ученики Тамары Абросимовой и Ефима Каменецкого, Сергея Бызгу, Маргариты Бычковой, Евгения Иванова, Евгения Ганелина. Нередко ученики выходят на сцену вместе со своими учителями.

С 1992 года художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской стал Виктор Новиков, проработавший завлитом в эпоху Р. Агамирзяна и унаследовавший идею «театра-дома». Тем не менее, Виктор Новиков выстроил новый принцип театра, основанный на режиссерском многообразии.

«При Новикове театр, много лет бывший монорежиссерским, стал местом встреч с людьми разных воззрений и дарований… «Опыт, сын ошибок трудных» подсказывает ему, сколь важно сочетать традицию и новации. Не пренебрегая услугами сугубых традиционалистов, он ищет тех, кто способен привлечь в театр новое поколение зрителей» (Е.Алексеева. «Парень из горячего цеха»/ Независимая газета).

Коллектив театра – активный участник лучших фестивалей страны и мира.

Театр живёт не менее насыщенной творческой жизнью, чем во времена тех, кто населял это здание до нас.

Интерьеры театра, бережно отреставрированные в 2003 году, поражают своей красотой. Это и похожий на дорогую шкатулку зрительный зал с удобными дубовыми креслами, и светлые фойе с анфиладой легких залов, и знаменитое окно Большого фойе с великолепной панорамой на галерею Пассажа.

В малом фойе театра, там, где когда-то располагалась гримуборная Комиссаржевской, расположена фотовыставка, посвященная всем периодам театральной жизни – до наших дней. С противоположных стен смотрят друг на друга глаза актеров прошлого и тех, кто сегодня царит на сцене.

В 2018 году на пост главного режиссера Виктор Новиков пригласил Леонида Алимова. За короткий период новый главреж поставил значимые спектакли по произведениям русских классиков. Также в театре ставят спектакли режиссеры разных поколений. Ярким направлением стали спектакли болгарского режиссера Александра Морфова, в которых притягательная карнавальная легкость соседствует с глубоким смыслом, и спектакли Александра Баргмана, где внутренний мир человека – на острие чувств. Этапными стали спектакли Григория Дитятковского.

Многообразен и жанровый диапазон театра. На афише – более 30 спектаклей по пьесам классиков и произведениям современников, есть место поискам и экспериментам.

В 2018 году на пост главного режиссера театра Виктор Новиков пригласил Леонида Алимова. За короткий период новый главреж поставил значимые спектакли: «Доктор Живаго» по роману Пастернака, «Дуэль» по повести А.Чехова, «Беглянки» К. Дютюрона, «Двадцать минут с ангелом» по «Провинциальным анекдотам» А.Вампилова, «Новеллы о любви» по произведениям Ги де Мопассана, «Обломов» по роману И.Гончарова, концерт-признание городу «Я вернулся в мой город…».

Также здесь ставят спектакли режиссеры разных поколений. Многообразен и жанровый диапазон театра. На афише – спектакли по пьесам и произведениям зарубежных классиков и современных авторов (У.Шекспир, С.Моэм, Ш.де Лакло, Г.Ибсен, В.Гауф, Ж.-Б.Мольер, К.Бизё, Н.Круз, К.Дютюрон, Э.Кинтеро, М.Себастиан, Ги де Мопассан, И.Вилквист, М.Вишнек, Э.-Э. Шмитт, Х.Левин, К.Бизё, ), по произведениям русских классиков и современных российских авторов (Н.Гоголь, А.Островский, А.Чехов, А.Вампилов, И.Гончаров, А.Володин, С.Маршак, В.Шукшин, Б.Пастернак, М.Жванецкий, Г.Горин, Я.Пулинович, С.Буранов, Ю.Вознесенская, В.Красногоров, М.Тульчинская).

Театр живёт не менее насыщенной творческой жизнью, чем во времена тех, кто населял это здание до нас.

Сильная театральная школа петербургских педагогов Рубена Агамирзяна, Александра Белинского, Льва Додина, Вениамина Фильштинского, Игоря Владимирова, Владимира Петрова и других замечательных мастеров скрещивается с выпускниками московских школ и яркими актерами из провинции.

В декабре 2020 г. Театр им.В.Ф.Комиссаржевской был удостоен высокой награды. Совет международного конкурса «Созвездие талантов», основанном почетными гражданами Санкт-Петербурга – академиком Д.С.Лихачевым, скульптором М. К. Аникушиным и композитором А.П. Петровым, принял решение «Удостоить высшей награды конкурса «Звезды академика Дмитрия Сергеевича Лихачева» Санкт-Петербургский академический драматический театр им.В.Ф. Комиссаржевской – за стойкость и неоценимый вклад в поднятие духа несгибаемых ленинградцев в годы фашистской осады города на Неве, а также за сохранение и развитие лучших образцов мировой театральной культуры».<




/ НОВЫЙ СЕЗОН

ОТКРЫТИЕ 82 СЕЗОНА

Юбилей театра

15 сентября Театр откроет 82 сезон легендарным спектаклем «Буря» У.Шекспира в постановке А.Морфова. «Сочетание высокой театральной поэзии и упоительно нахального театрального баловства действительно способно породить бурю положительных эмоций» (газета «Смена», 1998)

Планы. Итоги. Даты..

ПЛАНЫ НА 82-й СЕЗОН

В планах 82 сезона – спектакли по произведениям Набокова (режиссер А.Баргман) и И.Тургенева (режиссер – Р.Габриа).

Новый сезон богат юбилеями. В сентябре 60 лет в театре им.В.Ф.Комиссаржевской отметит народная артистка России Тамара Абросимова, юбилеи творческой деятельности – заслуженный артист России Анатолий Худолеев, актриса Анна Вартаньян.

На сборе труппы Театр поздравит августовских юбиляров: заслуженную артистку России Маргариту Бычкову, артистов Александра Анисимова и Анну Вартаньян.

Отметят творческие и жизненные юбилеи заслуженные артисты Наталья Орлова, Елена Симонова, Александр Большаков, Евгений Ганелин, Анастасия Мельникова, Евгения Игумнова, артисты Константин Демидов, Светлана Слижикова, Елена Андреева, Оксана Базилевич, Родион Приходько.

Дважды в год – в день Победы и в День снятия блокады, – театр собирает ветеранов и детей войны, работающих или работавших в нашем театре в разные годы. В уходящем сезоне в Театральной библиотеке состоялась уникальная творческая встреча с н.а.России Тамарой Абросимовой, которая рассказала об актерах Блокадного (Городского) театра.

18 октября коллектив ежегодно отмечает день рождения театра, а 26 октября – день памяти Рубена Агамирзяна.

Плодотворная традиция устроения в большом фойе временных выставок, посвященных ярким событиям и людям нашего театра, будет продолжена. Также выйдут новые серии «Театральных встреч на Итальянской» и «Встреч друзей».

В рамках фестиваля «Петербургский театральный сезон» в октябре театр представит в Азербайджане наш знаменитый спектакль «Ночь Гельвера» (реж. А.Баргман), имеющий уже огромное количество призов и наград. В спектакле заняты актеры Денис Пьянов и Оксана Базилевич.

Год от года омолаживается наша труппа – театр принял в свой состав выпускников РГИСИ (Театральная Академия) и СПбГИКиТ (институт кино и телевидения) - учеников заслуженных артистов России Сергея Бызгу, Маргариты Бычковой, Евгения Ганелина и Евгения Иванова. Сегодня эти ребята плотно заняты в репертуаре и играют главные и значимые роли в спектаклях.

Совместно с Санкт-петербургским отделением СТД РФ комиссаржевцы подготовят грядущую XIXI церемонию награждения высшей театральной премией «Золотой софит» – 2023.

За время отпуска театр произвел косметический ремонт Большого и Малого фойе за счет собственных сэкономленных средств, заменены 4 софитные фермы на Большой сцене, обновлены козырек и вся подсветка центрального входа в театр, покрашены планшеты обеих сцен, произведен полный ремонт Большого репетиционного зала, Отремонтирован плунжер (гидравлика подьемно-опускной площадки) на основной сцене, приобретены новые ковровые покрытия на парадную лестницу театра (изготовлены по индивидуальному заказу – историческим образцам на фабрике), отциклеваны и покрыты лаком полы Большого и Малого фойе, – исторический паркет засиял новыми красками.

Старинные хрустальные люстры – историческое сокровище театра – вымыты вручную. Хрусталь переливается всеми цветами радуги и отражается в зеркалах Большого фойе, хранивших свой секрет более полутора веков…

Художественный руководитель театра Виктор Новиков: «Мы так долго не встречались – более полутора месяцев! И для нас всегда счастье – открытие нового сезона и ожидание чего-то неожиданного… В это достаточно сложное время – не очень театральное, тревожное – хочется как никогда быть вместе, видеть ваши счастливые глаза, ждать вас каждый вечер, чувствовать ответную энергию. Дорогие наши зрители, мы любим вас и ждем по-прежнему на Итальянской, 19!

ИТОГИ 81-го СЕЗОНА

ПРЕМЬЕРЫ, возобновления:

В последние дни уходящего сезона мы выпустили спектакль «НОВЕЛЛЫ О ЛЮБВИ» по произведениям Ги де Мопассана в постановке главного режиссера театра Леонида Алимова.

«Маленькая церковь в средиземноморской Франции. Сюда со своими проблемами и бедами обращаются прихожане. Из их рассказов – иногда смешных, иногда грустных, а порой трагических – и рождается спектакль по новеллам Мопассана. Ведь все эти персонажи – герои его книг» (П.Богданов/ Газета «Метро»).

Накануне 2023 года, в декабре, Театр выпустил спектакль «Барон Мюнхгаузен» по сценарию Г.Горина «ТОТ САМЫЙ МЮНХГАУЗЕН».

История барона Мюнхгаузена неслучайна для нашего театра: впервые это произведение зритель увидел на сцене Комиссаржевки в 1977 году. «Мы открыли творчество Горина, когда он принес в 1972 году пьесу «Забыть Герострата», и мы были первыми, кто поставил эту пьесу. И пьеса прозвучала очень сильно», – отметил художественный руководитель Виктор Новиков. Театр первым поставил его пьесу «Забыть Герострата…», ставшую открытием молодого драматурга, а потом еще пять пьес. Комиссаржевцам Горин передал последнюю пьесу – «Шут Балакирев» за три дня до своей смерти.

«Барон Мюнхгаузен» – постановка, в которой объединены авангард, театр абсурда и искусство абстракционизма. Фантастическая реальность воплощена через визуально-пластические образы, световые и звуковые эффекты, ритм, язык, смысловые сигналы и кинематографические приемы. При этом все это реализовано режиссером оригинально, тонко и не в ущерб доброй иронии текста пьесы (И.Зайцева. Нам часто не хватает доброты// Арт-журнал «ОКОЛО»).

В октябре 2022 года театр возобновил любимый спектакль «В ОСКОЛКАХ СОБСТВЕННОГО СЧАСТЬЯ…» по произведениям Михаила Жванецкого в постановке Григория Дитятковского. Приступая к репетициям, режиссер по-своему «прочитал» произведения своего современника Михаила Жванецкого, добавив монологи из произведений автора разных лет. За несколько дней до смерти в Санкт-Петербургский государственный театр им. В. Ф. Комиссаржевской пришла посылка от Михаила Жванецкого. Знаменитый сатирик прислал несколько экземпляров своей последней книги «Одесский пароход» с автографами для творческой группы спектакля.

6 марта 2023 года по инициативе вдовы Михаила Жванецкого, Натальи, и руководства театра в Большом фойе открылась уникальная выставка «ЖВАНЕЦКИЙ и ГАБРИАДЗЕ. ЛИНИИ». Посетители увидели рисунки Резо Габриадзе к книгам Михаила Жванецкого, фрагменты рукописей этих изданий, редкие фотографии.

ФЕСТИВАЛИ, НАГРАДЫ

В конце июля стало известно, что Театр им.В.Ф.Комиссаржевской выдвинут на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» (сезон 2022/2023) в номинации «Лучшая работа художника в драматическом театре»: Анвар Гумаров и Елена Жукова отмечены за сценографию и костюмы к спектаклю «Барон Мюнхгаузен».

В октябре в рамках фестиваля «Петербург. Пространство Мольера» театр им.В.Ф.Комиссаржевской показал спектакль «МИЗАНТРОП» (лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в 4 номинациях).

В ноябре на XXVIII церемонии Высшей театральной премии «Золотой софит» Театр стал обладателем пяти золотых софитов (за «Лучший спектакль большой формы»: «Трепет моего сердца»; «Лучшую работу режиссера» (Александр Баргман за постановку «Трепет моего сердца»); – «Лучшую работу актера» (Денис Пьянов за роль Ивана Петровича Войницкого в спектакле «Моя дорогая Helene»); «Лучшую работу актрисы» (Оксана Базилевич за роль Лалалала в спектакле «Трепет моего сердца»); «Лучшую роль второго плана» (Богдан Гудыменко за роль Пшоньяка в спектакле «Трепет моего сердца»).

В марте исполнителю главной роли в спектакле «ТРЕПЕТ МОЕГО СЕРДЦА» (постановка А.Баргмана) Сергею Агафонову была вручена премия Санкт-Петербургского общества зрителей «Театрал». Эта премия – одна из самых дорогих, так как ее вручают сами зрители. И премия актеру спектакля - это всегда признание работы всей творческой команды.

ДАТЫ

В уходящем сезоне коллектив отметил еще две очень важные для Театра даты: 100-летие артиста НИКОЛАЯ БОЯРСКОГО и 100-летие РУБЕНА АГАМИРЗЯНА, руководившего театром с 1966 по 1991 гг.

10 декабря, в день рождения Николая Боярского, артисты и работники театра им.В.Ф.Комиссаржевской (где служил артист с 1948 по 1980 гг.) отправились на Комаровское кладбище, где похоронен выдающийся актер, и, по приглашению его дочери Екатерины, посетили временную выставку в музее «Келломяки-Комарово» (один из музеев Историко-Культурного комплекса в Разливе). В декабре Большом фойе театра им.В.Ф.Комиссаржевской также работала временная видеовыставка, посвященная творчеству Николая Боярского.

20 декабря коллектив Театра возложил цветы на могилу Рубена Агамирзяна на Литераторских мостках Волковского кладбища. На следующий день в театре прошли две бесплатные экскурсии для зрителей и почитателей Мастера «МОЯ ПРОФЕССИЯ – ТЕАТР» с рассказом о нем, его спектаклях и «эпохе Агамирзяна». Экскурсии провели ученик Рубена Сергеевича – актер Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Константин Демидов, и главный режиссер Леонид Алимов.

В Большом фойе Театра были открыты фотогалерея и видеовыставка, посвященные творчеству Рубена Агамирзяна. Самым важным делом жизни Мастера стали его ученики. До сих пор в театре им.В.Ф.Комиссаржевской работают 9 его учеников разных выпусков. Это народный артист России Георгий Корольчук, заслуженные артисты России Татьяна Кузнецова, Татьяна Самарина, Елена Симонова, Наталья Четверикова, Александр Вонтов, Анатолий Горин; артисты Константин Демидов, Светлана Слижикова.

ЮБИЛЕИ

Главным событием уходящего сезона стало ПРАЗДНОВАНИЕ 80-ЛЕТИЯ Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, открывшимся в самое суровое время блокады, в 1942 году. 18 октября на юбилей были приглашены друзья театра из Санкт-Петербурга и Москвы, дружественные коллективы, постоянные и активные зрители, а также представители СМИ и администрации города.

23 марта коллектив отпраздновал юбилей легендарного человека – художественного руководителя Театра им. В. Ф. Комиссаржевской ВИКТОРА НОВИКОВА. Почему легендарного? Не только потому, что именно ему удавалось «литовать» запрещенные пьесы, не потому, что он «открыл» многих молодых драматургов, и не потому, что круг его друзей – невероятно широк и значим. В чем секрет его руководства? – наверное, в человеческой порядочности, невероятной внутренней доброте, безграничном терпении и подлинной любви – к людям, к своему единственному театру, к делу, которым он занимается всю жизнь.

В начале сезона театр отметил юбилей выдающегося педагога, режиссера Вениамина Фильштинского, сыграв в честь него спектакль «БЕЗЫМЯННАЯ ЗВЕЗДА», поставленный мастером в 2004 году. Сам юбиляр посетил спектакль и принял заслуженные поздравления от театра и зрителей.

В этом сезоне мы поздравили с юбилеями жизни и творческой деятельности заслуженных артистов России Валентину Панину, Татьяну Кузнецову, артистов Егора Бакулина, Владимира Крылова, Ольгу Арикову, Александру Сыдорук, Ивана Васильева, Александра Макина и Юрия Ершова.

Свои творческие юбилеи Валентина Панина отметила премьерой «Новеллы о любви» Ги де Мопассана (режиссер – Л.Алимов), сыграв три роли в новеллах французского писателя.

Егор Бакулин и Александр Макин отметили свои творческие юбилеи встречами со зрителями в театрально-концертном зале Библиотечно-культурного комплекса им. А.В. Молчанова (совместный проект с Театром). Кроме того, Егор Бакулин подготовил самостоятельный проект – моноспектакль «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери и сыграл премьеру на той же площадке – в театрально-концертном зале нашего друга и партнера – Библиотеке им.А.В.Молчанова.

Также театр отметил юбилеи спектаклей репертуара: «Прикинь, что ты – Бог» М.Вишнека, «Графоман» по произведениям А.Володина (реж. А.Баргман), «Шизгара» по роману Ю.Вознесенской «Женский декамерон» (реж. Р.Смирнов), «Привидения» Г.Ибсена (реж. А.Утеганов), «Мыльные ангелы» по пьесе Э. Кинтеро «Тощий приз» (реж. А.Морфов), «Двадцать минут с ангелом» по пьесе А.Вампилова «Случай с метранпажем», «Обломов» по роману И.Гончарова (реж. Л.Алимов), «Утоли моя печали…» С.Буранова (реж. Г.Корольчук), «В одном департаменте…» по повестям Н.Гоголя (реж. Ю.Стромов, Г.Корольчук).

В 81 сезоне театр принял артистов Евгения Кошелева и Анатолия Журавина.

ВЫСТАВКИ

В 76 сезоне в Большом фойе начали работать временные выставки, посвященные событиям театра. В уходящем сезоне прошла ставшая уже традиционной Четвертая Весенняя выставка детского рисунка.

Театр представил также уникальную выставку «Жванецкий и Габриадзе. Линии», выставки к 100-летию Николая Боярского и Рубена Агамирзяна.




/ ПРЕМЬЕРА

НОВЕЛЛЫ О ЛЮБВИ

по произведениям Ги де Мопассана

НОВЕЛЛЫ О ЛЮБВИ

Спектакль по произведениям Ги де Мопассана объединил 16 новелл разных жанров и направленности и 17 актеров разного возраста, мироощущения и внутреннего наполнения…

Подробнее..

Новелла в переводе с итальянского языка означает новость. С точки зрения литературоведения новелла – это «малый повествовательный жанр, для которого характерны краткость, остросюжетность, неожиданная развязка». Генетически новелла происходит от таких жанров, как анекдот, сказка, басня.

По словам Гете, новелла «есть ни что иное, как случившееся неслыханное происшествие, необычайный случай», другие писатели определяют новеллу как «замечательное происшествие», «нечто удивительное», «чудесное», что «основное свойство новеллы - увидеть в малом, единственном, «уникальном» событии всю жизнь человека, а за нею - контуры общества».

Размышляя о новеллах Мопассана, можно увидеть, что «неслыханное происшествие» и «удивительные случаи» «вырастают у него из самой повседневной, банальной, но достаточно жестокой жизненной прозы, из массового мещанского быта». Писатель акцентирует внимание на контрасте между повседневными причинами и невероятными последствиями, противопоставляя прошлое и настоящее, надежды, ожидания и реальность.

Мопассан писал свои новеллы с 1875 г. Известность он приобрел, как многие знают, новеллой «Пышка» в 1880 г. Мопассан написал свыше 300 новелл, составивших 16 сборников («Заведение Телье», «Мадемуазель Фифи», «Рассказы вальдшнепа», «Лунный свет», «Мисс Гарриет», «Иветта» и др.). Целый ряд новелл автора, разбросанных по различным газетам и журналам, был издан уже после его смерти.

Новеллы Мопассана разнообразны по тональности, языку, тематике, жанровым особенностям. Некоторые литературоведы разделяют новеллы Мопассана по группам (новеллы о современности, о франко-прусской войне, о любви, о несправедливости и об абсурде жизни, эротические и оптимистические новеллы), по жанрам (памфлет, анекдот, исповедь, новелла характеров и лирическая новелла). Иногда он прибегает к небольшим сценкам, живым диалогам, иногда его рассказы ведутся от первого лица, имеют форму воспоминаний, дневников и т. д. Не все новеллы Мопассана равноценны, но о большинстве из них можно сказать словами Золя, что, «читая их, смеешься или плачешь, но всегда размышляешь».

Его глубоко волновало одиночество людей в обществе, беззащитность «маленького» человека, трагические судьбы людей, оказавшихся на «дне» жизни. Не идеализируя своих героев, Мопассан показывал их подлинную человечность и чистоту чувств. В рассказах о франко-прусской войне именно простые люди оказываются способными на героические и патриотические поступки. «Для меня, говорил он, – психология в новелле сводится к следующему: выявить тайное в человеке через показ его жизни».

Режиссер ЛЕОНИД АЛИМОВ:

Многие русские классики необычайно ценили Мопассана, Л.Н.Толстой с азартом и страстью переводил его произведения, а Чехова считают прямым литературным « родственником» Мопассана. И мне кажется вот почему: несмотря на свою кажущуюся бесхитростность, некую анекдотичность, его новеллы очень хитрые, многослойные, закодированные, с непременными перевертышами с сюжете, зачастую последние четыре строки полностью меняют смысл повествования, и возникает абсолютно неожиданный финал.

Во время репетиций мы придумали свой особый жанр подхода и разбора текстов великого француза, который можно обозначить как – «жестокий романс». И есть у нас еще одна внутренняя и мощная задача: мы хотим сделать так, чтобы все эти французские истории казались стали бы для нас – актеров и зрителей, родными,русскими, а потому и музыкальное сопровождение, и сценография будут неожиданными... А костюмы... Но не будем раскрывать всех секретов, а просто ждем вас на премьере!

НОВЕЛЛЫ О ЛЮБВИ

НОВЕЛЛЫ О ЛЮБВИ

НОВЕЛЛЫ О ЛЮБВИ

Инсценировка, постановка и музыкальное оформление: Леонид Алимов. Художник-постановщик и костюмы: Владимир Фирер.
В спектакле заняты: Анциферова Инна, Арикова Ольга, Белявская Ольга, Большакова София, Мельникова Анастасия, Нилова Елизавета, Панина Валентина, Слижикова Светлана, Репецкая Варвара, Сыдорук Александра, Авралёв Семён, Гетманов Василий, Демидов Константин, Журавин Анатолий, Кошелев Евгений, Лунгу Вадим, Приходько Родион. Спектакль ведет: Надежда Токунова

Билеты    Продолжительность: 2 часа 50 минут с антрактом. 18+




/ ПРЕМЬЕРА

БАРОН МЮНХГАУЗЕН

Комедия в 2-х действиях по мотивам сценария Г.Горина

БАРОН МЮНХГАУЗЕН

Декабрь Театр им.В.Ф.Комиссаржевской начинает премьерой спектакля «Мюнхгаузен» в постановке режиссера Романа Габриа, уже поставившего здесь спектакль «Моя дорогая Helene» по пьесе А.Чехова «Дядя Ваня».

Наш спектакль о провокативном современном художнике, который дирижирует тишиной - бароне иерониме фон Мюнгхаузене. Об истории его любви к немой девушке Марте, для которой он превратил свою мастерскую в оранжерею. О бракоразводном процессе с Якобиной, чья привязанность к бывшему мужу столь сильна, что на идёт на всё, чтобы им не расстаться. О смерти и предательстве. О нежелании быть таким, как все. О цветах и луне. Исход события – день, минута, секунда, мгновение, когда барон Мюнхгаузен встретил молодую Марту, которая в будущем стала его музой…» (режиссер Р.Габриа)

Подробнее..

История барона Мюнхгаузена неслучайна для нашего театра: впервые это произведение зритель увидел на сцене Комиссаржевки в 1977 году. «Мы открыли творчество Горина, когда он принес в 1972 году пьесу «Забыть Герострата», и мы были первыми, кто поставил эту пьесу. И пьеса прозвучала очень сильно», – отметил художественный руководитель Виктор Новиков. Театр первым поставил его пьесу «Забыть Герострата…», ставшую открытием молодого драматурга, а потом еще пять пьес. Комиссаржевцам Горин передал последнюю пьесу – «Шут Балакирев» за три дня до своей смерти.

Образ Мюнхгаузена-Мюнхаузена кочует сквозь века. Есть даже отсылки к «Правдивой истории» Лукиана Самосатского, грекоязычного автора ассирийского происхождения, написанной во II веке.

В XVIII веке возникли «Лживые или вымышленные истории» («Lugengeschichten») Рудольфа Эрика Распе – немецкого писателя, члена Лондонского королевского общества, поэта, геолога, историка. В основу небылиц, названных «Приключениями барона Мюнхгаузена», легли рассказы реального барона Карла-Фридриха-Иеронима фон Мюнхгаузена, действительно проживавшего в Германии в XVIII веке. Он был военным, с 1737 года служил в Российской империи, участвовал в русско-турецкой войне. В июле-августе 1737 Мюнхгаузен участвовал в осаде и штурме Очакова под командованием фельдмаршала герцога Миниха. В 1738 году барон вместе с герцогом участвовал в турецкой кампании, в 1739 вступил в чине корнета в Брауншвейгский кирасирский полк, командиром которого был герцог.

Рудольф Эрих Распе обработал известные ему истории о бароне Мюнхгаузене и издал их в 1781 и 1783 годах под названием «Путеводитель для весёлых людей», а в 1785 объединил ранее изданные части в единое произведение. Сочинение под названием «Приключения барона Мюнхгаузена» появилось в 1786 году. При этом некоторых эпизодов «Мюнхгаузиады» (например, полёт на ядре) в книге Распе не было, так как он решил, что они будут неинтересны английским читателям. Их добавил немецкий поэт Готтфрид Август Бюргер, который также обработал истории в художественной манере и перевёл их на немецкий язык в 1776–1779 годах. В 1787 году Бюргер добавил эти истории к варианту Распе и разделил книгу на три части: о приключениях барона в России, морских приключениях и путешествиях по миру. Автором книги о бароне Мюнхгаузене принято считать именно Рудольфа Эриха Распе.

А что же с подлинным Мюнхгаузеном? С 1752 года и до самой смерти Мюнхгаузен жил в Боденвердере, общаясь в основном с соседями, которым рассказывал поразительные истории о своих охотничьих похождениях и приключениях в России.

Бытует утверждение, что книга привела барона в ярость – он счёл своё имя обесчещенным и собирался подать на Бюргера в суд. Утверждение весьма спорное, хотя бы потому, что авторы книг на протяжении многих лет были неизвестны: ни Распе, ни Бюргер не подписали свои книги. Книга быстро стала популярной в Европе. В Боденвердер стали стекаться зеваки, чтобы поглядеть на «барона-лжеца». Иногда Мюнхгаузену приходилось ставить вокруг дома слуг, чтобы отгонять любопытных.

Последние годы Мюнхгаузена были омрачены семейными неурядицами. В 1790 году умерла его жена Якобина. Спустя четыре года Мюнхгаузен женился на 17-летней Бернардине фон Брун, которая вела крайне расточительный и легкомысленный образ жизни и вскоре родила дочь, которую 75-летний Мюнхгаузен не признал, считая её отцом писаря Хюдена. Мюнхгаузен затеял скандальный и дорогостоящий бракоразводный процесс, в результате которого он разорился, а его жена сбежала за границу. Это подорвало силы Мюнхгаузена, и вскоре после этого он умер в бедности от апоплексического удара. Перед смертью он отпустил последнюю в своей жизни характерную шутку: на вопрос ухаживавшей за ним единственной служанки, как он лишился двух пальцев на ноге (отмороженных в России), Мюнхгаузен ответил: «Их откусил на охоте белый медведь».

Большую известность в России литературный персонаж барон Мюнхгаузен получил благодаря К.И.Чуковскому, который адаптировал книгу Распе и Бюргера для детей. В пересказе Чуковского фамилия барона упрощена до «Мюнхаузен», поскольку Чуковский выбрал не транслитерацию, а фонетическую транскрипцию фамилии главного героя. Полный перевод на русский язык книги Распе и Бюргера был выполнен В.С.Вальдман в 1956 году и впоследствии отредактирован А.Н.Макаровым.

К интерпретации образа барона Мюнхгаузена обращалось множество зарубежных и российских авторов, как в прошлом, так и настоящем, дополняя сформировавшийся образ (персонаж) новыми чертами и приключениями. Например, в повести Сигизмунда Кржижановского «Возвращение Мюнхгаузена» (1927–1928) обыгрывается путешествие барона в Советский Союз 1920-х годов как «философа-фантаста и мечтателя, фехтовавшего против истины».

В 1976 году по мотивам произведений Р.Э.Распе молодой драматург Григорий Горин создал пьесу «Самый правдивый», а в 1979 году – сценарий к широко сегодня известному фильму Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен».

БАРОН МЮНХГАУЗЕН

БАРОН МЮНХГАУЗЕН

Из интервью с режиссером Романом Габриа..

Роман Габриа

Эта история конечно же о любви – о любви барона Мюнхгаузена и его молодой возлюбленной Марты. Но что из этого получилось, во что эта любовь превратилась – об этом, я думаю, стоит поразмышлять. Исходное событие – день, минута, секунда, мгновение, когда барон М встретил молодую Марту, которая в будущем стала его музой. Основное предлагаемое обстоятельство пьесы Горина, как мне кажется, это бракоразводный процесс, который длится от начала пьесы до ее завершения, и вся, собственно говоря, сюжетная коллизия заключается в том, что общество, устройство социума, система не дает возможности барону М. развестись со своей официальной женой и обвенчаться с молодой возлюбленной Мартой.

Я предложил артистам сделать нашего барона художником. То есть человеком делающим, совершающим поступки. Результаты его труда – книги и картины, которые пишет барон. Еще он сочиняет какие-то байки, истории, рассказы, и все эти продукты его труда стоят огромных денег.

Барон М. (таким я вижу его в сегодняшнем времени) – является для многих неким раздражителем и в действительности раздражает общество одним только своим существованием.

В связи с этим мне бы хотелось, чтобы барон М. был человеком XXI века, современным, медийной личностью, фигурой, которая появляется на обложках журналов, печатает книги, и они во всех магазинах продаются огромными тиражами, человеком, который ходит на телевидение, дает интервью, – то есть лицо из телевизора. Итак, это одаренный человек, который своим враньем, жульничеством в искусстве сделал себе имя. И это имя стоит больших денег – вот такая театрализованная провокация.

На сцене у нас будет находиться телестудия, в которой происходят творческие встречи с Карлом Фридрихом Иеронимом. И тут же, в прямом эфире, транслируются на экраны. Зритель, таким образом, будет видеть две реальности: театральную (то есть зеркало сцены, привычное нам) и вторую реальность – медийную.

Почему я сочинил эти интервью и телестудию? – сегодняшняя методология «изгнания человека на Луну» достаточно изобретательна. В первую очередь в нее вписываются СМИ. Как строится поиск? Чтобы собрать компромат на барона М., нужно, чтобы он прилюдно высказал некие тезисы, которые потом закон использует против него. То есть если вы помните фильм или читали пьесу, то такими простыми вещами, как объявление войны Англии, заявление о том, что в мае оказывается не 31, а 32 дня, – человек нарушает некие базовые устоявшиеся вещи, и тем самым вмешивается в привычный порядок вещей у людей. В результате визуально у нас прочерчиваются две темы: это темы Луны и одинокого художника.

Барон М. – поручик в отставке. Во время турецкой компании, будучи офицером русской армии ( как известно из истории) получил ранение в бою, где погибло половина его полка. А барон был контужен, и контузия послужила неким триггером – он действительно считает, что вытянул себя из болота….Но с этого момента в нем открылось творческое начало. Очнувшись в госпитале через некоторое время, он бросит военную карьеру как ветеран и инвалид. В связи с полученным ранением часть головы у него заменена металлической пластиной: под кожей находится некая вставка, потому что он потерял часть черепа. Мне это кажется важным в исходных биографических моментах барона М., потому что он – не просто какой-то врун, а военный человек, поручик в отставке, офицер. И с ним произошла вот такая история.…

В те моменты, когда на него начинают давить предлагаемые обстоятельства, у него возникает болезненный триггер, он начинает вспоминать тот день, когда погибло половина его полка, а вокруг взрывались снаряды. Была страшная ситуация, в которой, как он считает, он вытащил себя за волосы из болота. Это первый его образ. Следующий образ (или маска) приближен к хрестоматийному: барон ходит на интервью в образе барона М. – то есть у него сделаны нос, парик, – он в него облачается и его знают в таком образе. На самом деле, он совершенно другой человек: абсолютно нормальный, и как любые гениальные люди – он прагматичный бизнесмен, который понимает, что переписку с Шекспиром можно продать за большие деньги.

Так, исследуя поступенно пьесу, я расшифровал ее в сегодняшнем времени.

Режиссер-постановщик: Роман Габриа. Сценография: Анвара Гумарова.
Композитор: Олег Гудачёв. Художник по костюмам: Елена Жукова.
В спектакле заняты: народный артист России Георгий Корольчук, заслуженные артисты России Маргарита Бычкова, Евгения Игумнова, артисты Богдан Гудыменко, софия Большакова, Юрий Ершов, Елизавета Фалилеева, Василий Гетманов, Вадим Лунгу, Семен Авралёв.

Билеты    Продолжительность: 2 часа 30 минут с антрактом. 18+




/ ПРЕМЬЕРА

МОЯ ДОРОГАЯ HELENE

сцены из загородной жизни в 2-х действиях
по пьесе А.П.Чехова «Дядя Ваня»

МОЯ ДОРОГАЯ HELENE

В огромный загородный дом, принадлежащий семейству Войницких, приезжает отставной профессор Серебряков с 27-летней женой. Молодая и сексуальная Елена Андреевна очень скоро сводит весь этот дом с ума.

Подробнее..

Для кого-то он превращается в склеп, кому-то представится бесконечным лабиринтом, наполненным миражами. Обитатели запутанных комнат не спят по ночам, едят не вовремя, пьют, ругаются, плачут. В чем же истинная причина приезда Серебряковых?

В этом вместе с артистами театра им. В.Ф.Комиссаржевской пытается разобраться режиссёр спектакля Роман Габриа и предлагает выступить зрителям чеховской драмы в необычной роли – а именно в роли наблюдателя за «сценами из загородной жизни». Зритель станет свидетелем обычного быта: люди спят, едят, ходят, носят свои пиджаки. А за этим – чеховская тональность жизни «между строк» с модуляцией в зону «отчуждения» и криками в пустоте большого дома.

МОЯ ДОРОГАЯ HELENE

МОЯ ДОРОГАЯ HELENE

МОЯ ДОРОГАЯ HELENE

Режиссер-постановщик: Роман Габриа. Сценография: Анвара Гумарова.
Композитор: Владислав Крылов.
В спектакле заняты: заслуженная артистка России Елена Симонова; артисты София Большакова, Елизавета Фалилеева, Василий Гетманов, Богдан Гудыменко, Анатолий Журавин (актер театра «За Черной речкой»), Денис Пьянов.

Билеты    Продолжительность: 2 часа 40 минут с антрактом. 18+




/ ПРЕМЬЕРА

ДВАДЦАТЬ МИНУТ С АНГЕЛОМ
Анекдот I. Случай с метранпажем

по мотивам «Провинциальных анекдотов» А.Вампилова

ДВАДЦАТЬ МИНУТ С АНГЕЛОМ

В основе дилогии – два анекдота: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». На первый взгляд, легкие, забавные ситуации, происходящие с героями пьес, оборачиваются высокой трагедией, а проблемы и конфликты, затронутые автором, чрезвычайно актуальны в наши дни.

Подробнее..

Действие первого «анекдота» происходит в провинциальной гостинице «Тайга». Мелкий хам – администратор гостиницы – напуган тем, что оскорбил, возможно, большого человека «из министерства» – метранпажа. Почти гоголевская комическая ситуация провоцирует целый каскад театральных превращений, гротескных сцен, неожиданных поворотов сюжета.

Режиссер Леонид Алимов:

Вампилов принадлежит к числу моих самых любимых авторов. И первая, и вторая истории мне очень близки, они вызвали живой отклик у артистов еще и тем, что наполнены библейским подтекстом. Оба «анекдота» (не только «Двадцать минут с ангелом», но и очень смешная первая часть) пронизаны насквозь библейскими сюжетами, аллюзиями, отсылками. При этом всё это звучит современно, без указующего перста и невероятно проникновенно - как могут, наверное, только русские писатели об этом писать…

Притча, которая «творится» на наших глазах в советской гостинице «Тайга» под Иркутском – это вся Россия, мы все в лесу, в тайге, с волчьими законами – в этом и есть вневременная данность российской действительности.

У каждого без исключения, даже у самого маленького персонажа, есть в этой истории «момент истины» – каждый, в силу необычайных обстоятельств что в одной, что в другой пьесе сбрасывает с себя какую-то шелуху, броню, всё наносное – и мы видим человека – незащищенного, слабого, наивного, всегда вынужденного играть какую-то роль. И это наша жизнь, и в этом правда...»

Анекдот II будет представлен уже в новом, 80-м театральном сезоне. Продолжение следует…

ДВАДЦАТЬ МИНУТ С АНГЕЛОМ

ДВАДЦАТЬ МИНУТ С АНГЕЛОМ

ДВАДЦАТЬ МИНУТ С АНГЕЛОМ

Режиссер-постановщик: Леонид Алимов. Художник-постановщик: Анвар Гумаров.
Музыкальное оформление: Леонид Алимов.
В спектакле заняты: заслуженные артисты России Елена Симонова, Владимир Богданов, артисты Екатерина Карманова, Елизавета Нилова, Ангелина Столярова, Александр Анисимов, Богдан Гудыменко, Константин Демидов, Родион Приходько, Егор Шмыга.

Билеты    Продолжительность: 1 часа 40 минут с антрактом. 16+




УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ...

Пьеса С.Буранова в 2-х действиях

Постановка н.а.России Георгия Корольчука

УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ

«Утоли моя печали..» — спектакль о семье, для семьи и про семью. Лирическая комедия из современной жизни, обстоятельства которой зачастую разводят поколения по разным странам, и понимание друг друга дается каждому с трудом…

Подробнее..

Спектакль театра им.В.Ф.Комиссаржевской «Утоли моя печали…» – это напоминание о самом сокровенном, о самом главном в жизни человека – о семье, о тех, кто способен любить тебя уже за то, что ты просто есть…

Сюжет спектакля «Утоли моя печали…» навеян обычной историей из жизни простой советской семьи: дочь — подросток, мама-лидер, постоянно работающий папа, добрая бабушка, несделанные уроки, ссоры и примирения. Дочь выходит замуж за немца и улетает жить в Дрезден. И тот же дом 20 лет спустя: тихие пустые комнаты, шум телевизора и два пенсионера в ожидание звонка из-за границы. Когда дочь с семьей прилетает навестить родителей, то в доме начинаются конфликты «отцов и детей». Лишь внуку удается ладить и с россиянами, и с жителями современной Германии. В финале происходит примирение – расставание диктует свои законы. Тем не менее, каждый из участников драмы меняется, открывая в себе что-то новое и важное: семья вновь становится семьей…

Билеты    Продолжительность: 2 часа 35 минут с антрактом. 16+




«ОБЛОМОВ»

по одноименному роману И.Гончарова

Постановка Леонида Алимова

ОБЛОМОВ

Почему сегодня снова и снова возникает тема «обломовщины»? Почему сегодня нас вновь волнует роман Ивана Гончарова «Обломов», написанный 160 лет назад?

Сегодня героя Гончарова многие, читавшие и не читавшие роман, представляют этаким ленивцем, возлежавшим на диване. А ведь автор романа мастерски встроил в свое произведение основную мысль русской философии XIX столетия, которая не менее актуальна и сегодня: «делать или не делать?», – вот в чем вопрос… И Чернышевский, И Чехов, и многие русские писатели (а ранее – персонажи русских сказок) размышляли о деяниях и последствиях деяний.

Подробнее..

В романе Гончарова два друга – Обломов и Штольц – две противоположности. Один (Штольц), как профессор Серебряков в «Дяде Ване», призывая «делать дело», утверждает, что «Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу»; второй (Обломов) не решается вступить открытое море жизни, дабы не нарушить ее течение…

При этом тот же Гончаров, любя своего Обломова, говорит про него словами Штольца: ««Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдёт навыворот – никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердца не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя».

В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество. В путевом дневнике «Фрегат “Паллада”» Гончаров признавался, что во время своего кругосветного путешествия большую часть времени проводил в каюте, лежа на диване, не говоря уже о том, с каким трудом вообще решился на кругосветное плаванье. В дружеском кругу Майковых, относившихся к писателю с большой любовью, Гончарову присвоили многозначное прозвище – «принц де Лень».

Сегодня мир полон штольцев, готовых постоянно действовать, куда-то бежать, что-то делать – и обломовых, так и не решившихся «выйти из зоны комфорта», так и не решившихся жить… Что правильнее, или что лучше?

ОБЛОМОВ

Режиссер Леонид Алимов:

В каждую историческую эпоху, в каждый временной промежуток поразительно меняются оценки главного героя и всех персонажей самой книги. И эта удивительная история происходит с любым большим произведением литературы или драматургии, а с этим романом особенно. Ведь после выхода этой книги русская литературная критика сделала шаг практически на столетие вперёд, была обогащена огромным количеством очень серьёзных статей самых выдающихся людей русской литературы и критики. Практически все, кто на тот момент представлял цвет русской критической мысли, высказали своё отношение, начиная от Белинского. Почему? Потому что поразительно задевает сам герой, задевает струны русской души своим существованием. Каждая эпоха видит в нём или отрицательного, или положительного персонажа. А в какое-нибудь безвременье этот герой становится невероятно созвучен данному отрезку истории. Недаром такой успех в 70-е годы был у блестящего фильма Никиты Михалкова. Оказалось, что роман, перешедший в фильм, - и про мужскую дружбу, и про непротивление злу насилием, и про то, о чем я сегодня хочу рассказать в спектакле вместе с артистами, у которых я вижу отклик на эти мои мысли: можно ли сейчас, в век абсолютного торжества социальных сетей над волей человеческой, над его умом, разумом, временем, можно ли в этот век отстраниться от наших безумных ритмов, можно ли противопоставить то, что стало, к сожалению, абсолютной необходимостью и главным мерилом успеха? Можно ли отказаться от финансового благополучия, зарабатывания денег, можно ли уйти от этих бешеных ритмов современного общества? Сделать смыслом жизни созерцательность и «ничегонеделание»?

Парадокс этого романа в том, что, когда начинаешь погружаться в историю Обломова, его невероятно внутреннего мира, его размышлений, его любви с Ольгой и его взаимоотношений со Штольцем, Пшеницыной, нам становится важным Обломов как большая личность, как срез русского характера в каких-то своих высших проявлениях. Отсюда и такая популярность романа и главного героя. И еще я глубоко убеждён в том, что другой главный герой романа и другой положительный герой – это Штольц. Может быть, я не буду оригинальным, но в Штольце (об этом, по крайней мере, мы делаем спектакль) и Обломов, и сам автор Гончаров грезит о новом человеке, видит нового русского человека. Этот новый русский человек – православный, честный, добрый, и, тем не менее, невероятно предприимчивый: с немецкой жилкой, но с русскими страстями и мыслями; русский по определению, хотя он и полукровка. Да, таков Штольц. И Гончаров видит в людях такого типа будущее России. При этом для нас и для Гончарова остается главным героем этот мягкотелый, толстый человек, лежащий на диване, с огромным добрым сердцем, с лучшими чертами русского народа, «с голубиной душой». Тем не менее, одну черту мы можем смело противопоставлять другой. С одной стороны – абсолютно незлобивый, не хам, а с другой стороны - абсолютно не приспособленный к жизни. Инфантильный – за это слово я хочу зацепиться отдельно: мне кажется, роман востребован в разные времена, потому что в разные периоды встает вопрос об инфантильности мужчины, русского мужчины, просто мужчины. И каждое время предъявляет свои претензии к инфантильности мужчин, определяет степень их инфантильности по-разному. Особенно это «выстреливает» в нынешнем веке, и я за этим с огромным интересом наблюдаю в наше время абсолютного женского доминирования или желания доминировать, в период, как мне кажется, победившего феминизма. Этот процесс идет, а вот куда приведет, еще непонятно… Иногда он приобретает какие-то карикатурные, а может быть, и даже уродливые черты, тем не менее, это факт состоявшийся. И «Обломов», написанный, страшно сказать, сто шестьдесят лет назад, предъявляет нам формы абсолютно современного существования…

Билеты    Продолжительность: 3 часа с антрактом. 12+




«ПРИКИНЬ, ЧТО ТЫ – БОГ»

Сценки для театра в двух действиях

Автор Матей Вишнек, Режиссер Александр Баргман

ПРИКИНЬ, ЧТО ТЫ – БОГ

Режиссер Алекасандр Баргман обратился к малоизвестному в России сборнику пьес Матея Вишнека, румынского литератора с мировым именем, продолжателя традиции «театра абсурда», по мнению критиков.

Подробнее..

Его тексты – абсурдистские перевертыши, «скачки эмоционального давления». 12, выбранных из сборника, коротких сцен о жизни, о войне, о нравственном выборе человека, 12 сцен для актерской импровизации и самовыражения. Затрагивая важные вопросы бытия, спектакль приглашает зрителя к диалогу о месте каждого человека в мире, о служении, предназначении и смысле существования…

Что есть человек? Сколько стоит «другая человеческая жизнь»? Что есть Бог, есть ли Бог внутри каждого из нас?

Короткие зарисовки, в каждой из которых – истории человеческого одиночества, богооставленности; «длинный кофе» может ненадолго удержать героя перед переходом в иной мир, большой прилив перелистывает время, разворачивает русло жизни и приближает момент прощания…

Билеты    Продолжительность: 2 часа 40 минут с антрактом. 16+




«БЕЗЫМЯННАЯ ЗВЕЗДА»

Лирическая комедия М.Себастиана в 2-х действиях

Режиссер з.д.искусств России Вениамин Фильштинский

БЕЗЫМЯННАЯ ЗВЕЗДА

Спектакль «Безымянная звезда» – история двоих: трогательная, красивая и романтическая встреча учителя астрономии и светской красавицы.

Подробнее..

Их любовь возникает как внезап¬ный звездопад, пролившийся на маленький город. Тонкая, изящная комедия о наивном учителе астрономии. О девушке-видении, миражом промелькнувшей в жизни захолустного городка и его обитателей. О том, что легче открыть на небе новую звезду, чем понять и удержать рядом любимую…

История про звезду, которая хотела отклониться от своего пути и не смогла, знакома широкой публике по фильму Михаила Козакова. В Санкт-Петербурге в спектакле «Безымянная звезда» главных героев играют великолепные артисты Родион Приходько и Евгения Игумнова.

БЕЗЫМЯННАЯ ЗВЕЗДА

БЕЗЫМЯННАЯ ЗВЕЗДА

БЕЗЫМЯННАЯ ЗВЕЗДА

Билеты     Продолжительность: 3 часа с антрактом. 16+




СЕГОДНЯ ИЛИ НИКОГДА

Валентин Красногоров. Комедия в 2-х действиях

Постановка: Владимир Глазков

СЕГОДНЯ ИЛИ НИКОГДА

Комедия «Сегодня или никогда» – история двух семей, «четырехугольник», где каждый – муж/жена-любовник/любовница. История проста для взгляда «со стороны», и сложна, когда одним из персонажей «внутри» оказываешься ты сам.

Подробнее..

Как сделать разрыв менее болезненным, и где уверенность, что новые отношения окажутся счастливее? Действительно ли ты выбрал «не того человека», или все-таки дело в тебе?

Автор: «Персонажи пьесы – обыкновенные люди с их слабостями, колебаниями, сомнениями и изрядной долей эгоизма. Они несчастливы, но страстно хотят счастья и стремятся его достичь. Пусть эта погоня за счастьем - бег на месте, пусть это шествие по кругу, пусть оно закончится тем, с чего и началось – не нам бросать в них камень».

Предисловие автора

Пьеса «Сегодня или никогда» может показаться при первом чтении легковесной комедией положений. Впрочем, положения не так уж смешны (для героев), интрига не столь запутана, а действие не столь стремительно, как этого требует подобный жанр. Пьеса никого не обличает и ничего не утверждает. Потому и тема ее может показаться мелкой. Почему же тогда она ставится в разных странах? И почему при этом она пользуется таким успехом?

Тема пьесы на деле очень важна: брак и семья. Что может быть важнее счастья в каждом доме, под каждой крышей? А личного счастья как раз людям катастрофически не хватает. Прежде чем взяться за сочинение пьесы, автор основательно изучил труды по социологии семьи. Выяснилось, что счастливых браков очень мало, а разводов слишком много. Супруги расстаются, чтобы найти счастье в следующем браке, но неумолимая статистика показывает, что повторные браки еще неудачнее первых. Конфликтующим супругам развод кажется желанным выходом из положения. Но, оказывается, и развод и связанное с ним одиночество не приносит счастья, и у разведенных есть свои проблемы…

Статистика определила причины распада браков, но вовсе не устранила их. В школе нас учат алгебре с тригонометрией, которые мы забываем на другой день после окончания, но никто не учит культуре отношений, никто не готовит молодых людей к их будущей роли мужа или жены.

Вот обо всем этом и написана пьеса. Но, поскольку она не социологический трактат, ей, естественно, была дана форма веселой, но и горькой комедии. Разъяв гармонию алгеброй, нужно снова была вернуться к гармонии, забыть про социологию и статистику и создать живую пьесу.

Распад брака приводит на какой-то стадии к образованию треугольников: у одного из супругов (или у них обоих) появляется связь на стороне. При этом любовница мужа может быть как свободной, так и замужней или разведенной женщиной, что определяет характер отношений и ассортимент проблем в возникшем треугольнике. То же относится и к стороннему партнеру жены. Для исследования характера отношений и проблем, возникающих в типичном не очень благополучном браке, в пьесе должны были бы действовать по меньшей мере 12 персонажей, выполняющих каждый свою функцию: муж, жена, свободная любовница, замужняя любовница, одинокий любовник, женатый любовник, разведенный мужчина, разведенная женщина, друг мужа, подруга жены и так далее. Поскольку чрезмерная многонаселенность пьесе явно бы повредила, все функции сконцентрированы в четырех персонажах. Такая концентрация придает комедии насыщенность и усиливает ее комизм, ставя в то же время перед артистами сложные задачи. Например, Муж одновременно несет функции и мужа, и друга, и женатого любовника, Жена – функции жены, замужней любовницы и подруги и т.д. Это делает работу над ролями для артистов более трудной, но и более интересной. Каждая реплика какого-либо из героев имеет для каждого из трех остальных персонажей разный смысл, а для публики – тройной смысл.

Персонажи пьесы – обыкновенные люди с их слабостями, колебаниями, сомнениями и изрядной долей эгоизма (потому-то зрители и узнают в них себя или видят в них какие-то черты своего характера). Однако я отношусь к ним с сочувствием. Они несчастливы, но страстно хотят счастья и стремятся его достичь. Пусть эта погоня за счастьем – бег на месте, пусть это шествие по кругу, пусть оно закончится тем, с чего и началось – не нам бросать в них камень.

В спектакле заняты: з.а. Нелли Попова, Марианна Семёнова, Егор Бакулин, Денис Пьянов

Билеты    Продолжительность: 2 часа 30 минут с антрактом. 16+




81 ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН: ПЛАНЫ, ПРЕМЬЕРЫ. ИТОГИ 80-ГО СЕЗОНА.





АФИША НА САЙТЕ ТЕАТРА




ТЕАТР им. В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ

Итальянская ул., 19
м. «Невский Проспект»
Тел.: 571-08-49
Касса: 571-31-02

www.teatrvfk.ru




О ТЕАТРЕ

Труппа театра образовалась в 1942 году из оставшихся актеров блокадного города; одним из инициаторов его создания стала Ольга Берггольц – «Голос блокадного города». Жители осажденного Ленинграда так и окрестили театр Блокадным. Само же здание театра было построено как часть Пассажа в 1848 году.

Театр им. В. Ф. Комиссаржевской

Подробнее..

ЗДАНИЕ НА ИТАЛЬЯНСКОЙ

В центре Петербурга, на прилегающей к площади Искусств Итальянской улице, расположился Государственный академический драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской. Когда-то это здание являлось частью Пассажа, построенного графом Я.И.Эссен-Стенбок-Фермором по проекту архитектора Р.А.Желязевича. С 1860 года в «концертном зале» проходили литературные вечера с участием И.С.Тургенева, Н.А. Некрасова, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Н.Г.Чернышевского. В 1900-1901 гг. концертный зал подвергся капитальной перестройке и – стал Театром. Здесь, в 1904 году, открыла свой Драматический театр – «театр свободного актера, театр духа» – великая русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская. Позже на сцене Пассажа гастролировали антрепризы разного достоинства, детская труппа И.А.Чистякова, труппа Сабурова. После революции театр «Пассаж» реорганизовывали, передавали различным ведомствам. Здесь была студия Акдрамы, где ставили спектакли ученики Л. Вивьена, а в 1930-е (и до начала 1942 года) работал Театр Сергея Радлова.

ТЕАТР ИМ. В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ. НАЧАЛО

В начале войны оставшиеся в городе актеры по инициативе Ольги Берггольц прочли на ленинградском радио пьесу К.Симонова «Русские люди». По многочисленным просьбам слушателей радиоспектакль решили перенести на сцену, и 18 октября 1942 г., в самое суровое время блокады, спектакль «Русские люди» ознаменовал рождение нового театра – «Городского», который ленинградцы сразу нарекли «Блокадным». Именно эти актеры составили первую труппу будущего Театра им.В.Ф.Комиссаржевской.

С 1944 года он был переименован в Ленинградский драматический, а с 1959 года стал носить имя В. Ф. Комиссаржевской. Здесь ставили спектакли В. Кожич, Е. Гаккель, Б.Зон, Р.Сирота, П.Вейсбрем, З.Корогодский, М.Сулимов, начинали молодые режиссеры А. Белинский, И. Владимиров, первые шаги делали молодые актеры, составившие гордость русской сцены: Эмилия Попова, Алиса Фрейндлих, блистали Иван Дмитриев и Владимир Честноков, Мария Бабанова и братья Боярские, Ирина Асмус, Дора Вольперт (родная тётя Иосифа Бродского), Галина Короткевич, Станислав Ландграф. Здесь впервые ставились пьесы Г.Горина И.Думбадзе, А.Галича, И. Дворецкого, Д.Гранина, Л.Зорина, Э.Брагинского, М.Шатрова, О.Берггольц и пр.

лидеры

ЛИДЕРЫ

В 1966 году в театре появился художественный лидер – Рубен Сергеевич Агамирзян – режиссер, актёр, театральный педагог, участник войны. Именно он в самое короткое время сумел построить театр-дом со своей уникальной атмосферой. Агамирзян терпеливо выращивал цельный театральный организм, объединив в труппе актеров разных поколений, обновляя коллектив своими учениками театрального института. До сих пор в театре служат 9 его актеров – н.а.РФ Георгий Корольчук, заслуженные артисты РФ Татьяна Кузнецова, Татьяна Самарина, Елена Симонова, Наталья Четверикова, Анатолий Горин, Александр Вонтов, артисты Светлана Слижикова, Константин Демидов. Постановка трилогии Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», впервые полностью поставленная на театральной сцене, была отмечена Государственной Премией.

С 1992 года художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра им. В.Ф.Комиссаржевской стал Виктор Новиков, проработавший завлитом в эпоху Р. Агамирзяна и унаследовавший идею «театра-дома». Тем не менее, Виктор Новиков выстроил новый принцип театра, основанный на режиссерском многообразии.

зрители

ПРО «СЕГОДНЯ»

Сегодня здесь ставят спектакли режиссеры разных поколений. Многообразен и жанровый диапазон театра. На афише – спектакли по пьесам и произведениям классиков (У.Шекспир, Н.Гоголь, С.Моэм, Ш.де Лакло, А.Островский, А.Чехов, Г.Ибсен, А.-Р.Лесаж, В.Гауф, Ж.-Б.Мольер, А.Вампилов, А.Володин, В.Шукшин) и спектакли современников (Я.Пулинович, М.Жванецкий, И.Вилквист, М.Тульчинская, К.Бизё, П.Когоут, Д.Харвуд).

Театр живёт не менее насыщенной творческой жизнью, чем во времена тех, кто населял это здание до нас.

Театр им. В.Ф. Комиссаржевской – активный участник Новой Европейской Театральной Акции (New European Theatre Action — NETA).

Коллектив театра с удовольствием выезжает на зарубежные гастроли и фестивали (в Израиль, Италию, Венгрию, Чехию, Албанию, Македонию, Словению, Германию, США, Украину, Белоруссию, Эстонию, Латвию, Японию, Болгарию, Хорватию, Черногорию, Турцию, Кубу, Румынию, Грузию), в города России, Ленинградскую область.

Интерьеры театра, бережно отреставрированные в 2003 году, поражают своей красотой. Это и похожий на дорогую шкатулку зрительный зал с удобными дубовыми креслами, и светлые фойе с анфиладой легких залов, и знаменитое окно Большого фойе с великолепной панорамой на галерею Пассажа.

В малом фойе театра, там, где когда-то располагалась гримуборная Комиссаржевской, расположена фотовыставка, посвященная всем периодам театральной жизни - до наших дней. С противоположных стен смотрят друг на друга глаза актеров прошлого и тех, кто сегодня царит на сцене.

вход на сцену

www.teatrvfk.ru




< Столица Культуры




 

 

 
ООО Телинфо-СПб СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Поиск фирм в СПб
Схема метро
Режим работы станций метро
Телефонные коды ЛО
Телефонные коды России
Справочные телефоны СПб
ПРОЕКТЫ САЙТА
Столица Культуры
Бренды Санкт-Петербурга
Лучшее без границ
Город-Герой Ленинград
ПОЛИГРАФИЯ
St. Petersburg City MAP
Детская карта
Индивидуальные карты
Z-CARD
ИЗДАТЕЛЬСТВО
О компании
Вакансии
Партнеры
Реклама на сайте
Контакты
Copyright © ООО "Телинфо-СПб" 2003-2022