ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ ЦИРКА ЧИНИЗЕЛЛИ
Здание выполнено на основе передовой для того времени инженерной мысли и являлось уникальным техническим сооружением. Впервые в мире был возведен купол (с высотой пролета 49,7м) без поддержки внутренних колонн. Данное техническое решение впоследствии широко применялось в строительстве подобных сооружений.
Роскошное оформление зрительного зала, использование в декоре малинового бархата, золота, зеркал, хорошая вместительность (ложи и места в партере – 1 500 зрителей, за счет галерки – 5 000 зрителей) – сделало цирк одной из главных достопримечательностей Петербурга.
С 1919 года здание цирка перешло в ведение государства и впоследствии претерпело множество переделок, ряд архитектурных и эстетических утрат в его внешнем облике и в интерьере.
В 2002 году по инициативе дирекции цирка и при поддержке городских властей к открытию сезона 2003-2004 гг. была закончена работа по восстановлению фасада Санкт-Петербургского цирка и здание обрело свое прежнее архитектурное великолепие.
В 2014 г. здание Цирка Чинизелли было признано КГИОП объектом культурного наследия регионального значения. Вскоре были проведены ремонтные реставрационно-ремонтные работы – был установлен еще один купол, на котором была размещена звуковая и световая аппаратура, а также воссозданы: царская ложа, роспись на барьере в зрительном зале, скульптурный декор фасада и главного вестибюля здания.
РАЗВИТИЕ ЦИРКОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
В XIX веке российский царский двор не препятствовал развитию циркового искусства, с легкостью раздавая лицензии на строительство деревянных цирков иностранным артистам со своими труппами, но и не способствовал развитию российского циркового искусства. Зачастую русские мастера манежа брали иностранные псевдонимы, следуя веянию времени. Условия труда артистов в то время были очень сложные, и никем не контролировались. Во многих городах владели цирками люди, не имеющие никакого отношения к этому виду искусства, и основной целью их было – получение прибыли от данного предприятия. Повышенный травматизм, ненормированное использование детского труда и масса других нарушений прав артистов встречались практически повсеместно.
К концу XIX века всё больше русских артистов начали выходить на манеж под своими фамилиями.
После Октябрьской революции цирки были подчинены Народному комиссариату просвещения, а для руководства ими создана специальная секция.
Новый путь развития циркового искусства обозначил Декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела» (от 26 августа 1919 года). Декрет поднял цирк с уровня балагана.
В 1922 году было образовано Центральное управление государственными цирками (ЦУГЦ). Его правопреемником стало Государственное объединение музыкальных, эстардных и цирковых предприятий(ГОМЭЦ), 1931-1936; позже Главное управление цирками ( ГУЦ, 1936-1957; затем Всесоюзное творческо-производственное объединение гусударственных цирков (Союзгосцирк), 1957-1991). В 1992 году, после распада Советского Союза, создана Компания «Российский цирк», преобразованная в 1995 году в «Российскую государственную цирковую компанию» (Росгосцирк).
ЦИРКОВЫЕ ПОСТАНОВКИ ЦИРКА ЧИНИЗЕЛЛИ
После открытия цирка, обычно по субботам, здесь собирались представители аристократических, чиновничьих и гвардейских слоев города. Программы комплектовались из номеров лучших артистических исполнителей, главным образом, иностранных, которых после триумфа в Европе, незамедлительно приглашали в Петербург.
В феврале 1930 при Ленинградском цирке открывается Экспериментальная мастерская по подготовке новых цирковых номеров под руководством Е.М.Кузнецова. По его сценариям ставятся пантомимы, цель которых - демонстрация технических достижений водолазов, занимавшихся подъемом потонувших или потерпевших аварию судов.
В довоенный советский период (до 1935 года) в Ленинградском цирке гастролировали не только отечественные артисты, но и звезды европейской величины: дрессировщики Тогарэ, Карл Коссми, капитан Валь, иллюзионист Кефало, атлетка Сандвина, музыкальные клоуны Баррасета и др.
Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка в Ленинграде. Открытие 64-го сезона состоялось лишь в ноябре 1944 года.
В первых послевоенных программах Ленцирка принимали участие артисты, создавшие свои номера и аттракционы во время войны. Творческая жизнь артистов во время войны не прерывалась, они продолжали свои выступления, создавали новые номера и аттракционы, проводили смотры и конкурсы.
Цирковые постановки советского циркового искусства стремились отвечать художественным и идеологическим требованиям времени, а также ожиданиям зрителей. Эффектные феерии, сказочные балеты-пантомимы и этнографические постановки сменились злободневными политическими и патриотическими спектаклями, прославлявшими «искусство смелых и ловких», как говорили в 1950-х годах. В начале XXI века основное внимание стало уделяться зрелищности, динамичности манежного действия, требующих высокого творческого мастерства и отточенности трюковых связок.