ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Екатерина II подарила эти земли Павлу Петровичу и Великой княгине Марии Федоровне 12 декабря 1777 года в день рождения первого сына (будущего императора Александра I). На берегах реки Славянки на 362 десятинах земли, как свидетельствует архивная «Смета по счету», в тот же день начались работы по созданию «Дома его Высочества». Эта дата и считается днем рождения Павловска.
ПЕРВЫЕ СТРОЕНИЯ
В «селе Павловском», как называли свою новую усадьбу хозяева, на возвышенных берегах Славянки построили два деревянных двухэтажных дома: «домик Ее Величества», названный «Паульлюст », находившийся на месте левого крыла нынешнего дворца; и «Домик Его Величества», названный в честь Марии Федоровны, – «Мариенталь», возведенный на месте слияния рек Славянки и Тызьвы.
На правом берегу Славянки 24 октября 1782 года по проекту Ч. Камерона был открыт Обелиск в честь основания Павловска с надписью: «Павловское начато строить в 1777 году».
В 1783 году рядом с деревней Кузнецы на левом берегу Славянки архитектором Д. Кварнеги возведена церквь Святой Марии Магдалины с примыкающими к ней одноэтажными флигелями для богадельни и госпиталя. Рядом, в апреле 1784 года, открывается первая в селе школа.
ПРЕВРАЩЕНИЕ СЕЛА В ГОРОД
После вступления Павла I на престол Павловское стало загородной императорской резиденцией.12 ноября 1796 года Указом Императора Павела I Павловское было переименован из села в город Павловск. Одновременно к нему были приписаны селения Тярлево, Липицы, Федоровский посад, Красное Село с крестьянами и угодьями.
ПРЕКРАСНЫЕ ТВОРЕНИЯ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ
Дворцово-парковый комплекс Павловска сложился в основном в период с 1780 по 1825 годы; в его создании приняли участие великие архитекторы, скульпторы и живописцы того времени. Ч.Камерону принадлежит общий композиционный замысел Павловска, позже развитый придворным архитектором Павла I - Винченцо Бренной, а также Д.Кваренги, А.Воронихиным, Т. де Томоном, К. Росси и другими. Дворец и парк украсили творения выдающихся скульпторов – И. Прокофьева, Ф. Гордеева, И. Мартоса, И. Козловского, В. Демут-Малиновского; талантливых художников – Дж. Скотти, А. Мартынова, Я. Меттенлейтера и непревзойденного мастера перспективной живописи, гениального паркостроителя – П. Гонзага.
Все архитекторы Павловска, работая в традициях классицизма, использовали богатейший строительный опыт России. Поэтому классическая целостность и логическая ясность облика дворцово-паркового ансамбля соединены здесь с уютом русской усадьбы.
Архитектор А.Н. Воронихин, назначенный главным архитектором Павловска, восстанавливал дворец после пожара, возникшего 10 января 1803 года, и бушевавшего в течение трех дней. После его смерти, в 1815 году на должность придворного архитектора Павловска назначается К.И. Росси, завершавший формирование дворцово-паркового ансамбля в последующие 10 лет. В 1826 году по его проекту возводятся Никольские чугунные ворота, отлитые за 6 недель на Санкт-Петербургском литейном заводе и за 12 дней смонтированные на месте.
ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
30 октября 1837 года состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловска, построенной по проекту инженера Ф. Герстнера. Её протяженность составляла 30 верст. Завершалась Царскосельская железная дорога на территории парка близ Чугунных ворот зданием большого деревянного «Вокзала», служившего не только для приема и отправления поездов, но и местом для приятного отдыха. В 1873–1874 годах осуществлена прокладка второй железнодорожной колеи.
СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ
24 января 1918 года дворец и парк были объявлены Музеем, чтобы искусство стало средством художественного воспитания народа. На высокий профессиональный уровень были поставлены учет, хранение и популяризация художественных ценностей. Открылись для обозрения дворцовые залы, стали выставляться экспонаты из фондов музея: вышивки и фарфор, подлинные чертежи архитекторов Павловска, акварели и альбомы с их рисунками. Павловск теперь стал любимым местом отдыха трудящихся.
ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ ГОРОДА
В ноябре 1918 года произошло переименование Павловска в город Слуцк в честь революционерки Веры Слуцкой, погибшей 30 октября 1917 года на Пулковских высотах.
В январе 1944 года Павловску вернули его историческое название.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
В годы Великой Отечественной войны превосходный ансамбль Павловска очень пострадал. Разрушенные и разграбленные павильоны, взорванные мосты, вырубленные тысячи деревьев, сожженный дворец – вот, что оставили фашисты после себя.
РЕСТАВРАЦИЯ ПАВЛОВСКА
Проект реставрации был составлен архитекторами Ф.Ф. Олейником и С.В. Поповой-Гунич. Восстановительные работы длились более 20 лет. Облицовку стен искусственным мрамором воссоздал мраморщик Н.В. Варламов, лепной декор реставрирован под руководством И.И. Калугина, камины восстановлены П.Д. Никаноровым, а фасадная живопись и роспись интерьеров – художниками во главе с А.В. Трескиным.
Полное восстановление дворца было завершено только в 1970 году – к столетию со дня рождения В.И. Ленина.
ПАВЛОВСК СЕГОДНЯ
В настоящее время Государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Павловск» является одним из ведущих учреждений не только в Санкт-Петербурге, но и в Российской Федерации. Музей ведет активную научно-исследовательскую, научно-экспозиционную деятельность и обширную культурно-массовую и просветительскую работу с населением.
ПАВЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ
Трехэтажный центральный корпус великолепного золотисто-белого дворца, увенчанный плоским куполом на шестидесяти четырех колоннах, – самый ранний по времени постройки и самый изысканный по отделке.
Парадный двор образован в виде широкой подковы благодаря колоннаде закругленных галерей, соединяющих центральный корпус с одноэтажными флигелями. Павловский дворец виден с любой точки парка и города.
КОЛЛЕКЦИИ ДВОРЦА И ПАРКА
Музей славится уникальными коллекциями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, формирование которых связано с путешествием владельцев Павловского дворца по Европе в 1781–1782 гг. В мастерских известных мастеров они приобретали и заказывали произведения искусства (картины, скульптуру), мебель, бронзовые изделия, фарфоровые сервизы и шелковые ткани. Кроме того, в убранство залов дворца вошли различные подарки, которые преподносили Павлу Петровичу и Марии Федоровне королевские особы.
Особое место в музее занимает коллекция античного искусства: римская мраморная скульптура, бронзовая пластика и стекло (I в.до н.э.- III в. н.э.).
Первоклассные образцы западноевропейской и русской скульптуры XVIII века украшают залы дворца и ландшафтные композиции парка:
-- произведения итальянских мастеров, А. Альгарди, П. Баратты, братьев Коллини, К. Альбачини,
-- произведения русских скульпторов М. Козловского, И. Мартоса, Ф. Гордеева, И. Витали.
В коллекции западноевропейской живописи представлены:
• итальянская школа XVI-XVIII веков работами А. Бронзино, Ф. Альбани, Г. Рени, Сассоферато, П. Баттони, Ф. Гварди;
• голландская и фламандская школы XVI-XVIII веков картинами А. Остаде, К. Пуленбурга, Марсеуса ван Скрика, П. Рубенса, Д. Тенирса;
• Французская школы XVII-XVIII веков произведениями Ш. Лебрена, П. Миньяра, Г. Робера.
Богатством и разнообразием отличается коллекция русской портретной живописи и русского пейзажа ХVIII - начала XIX в.
Из музейных предметов декоративно-прикладного искусства наиболее полно представлена коллекция фарфора ХVIII - начала ХIХ в., как западноевропейского, особенно Севрской фарфоровой мануфактуры, так и русского – производства Императорского фарфорового завода.
Среди предметов мебели наиболее интересными являются работы Давида Рентгена (Германия) и Анри Жакоба (Франция), а также русская мебель по рисункам А. Воронихина.
В убранстве залов дворца большое место занимают произведения французского декоративного искусства ХVIII века: гобелены, шелка обивок мебели и драпировки, фарфоровые сервизы и гарнитуры, светильники, бра, канделябры и часы художественной бронзы.
В музейных фондах имеются коллекции миниатюр, акварелей, рисунка, гравюр, костюмов, тканей, вышивок, кружева, вееров, редкой книги, предметов быта, стекла, изделий из цветного камня, фонд «Особая кладовая».
УНИКАЛЬНОСТЬ ПАВЛОВСКА
Павловск, не имея такого торжественного и монументального дворцово-паркового ансамбля как Петергоф и Царское село, не менее любим петербуржцами и гостями нашего города. Здесь гармонично соединены природа и творения рук человеческих – великих мастеров. В парке всегда можно найти уединенный уголок и отдохнуть от городской суеты, а достопримечательности дворца и парка рождают в душе возвышенные чувства…
(c) www.pavlovskmuseum.ru
(c) «Павловск» / Елкина А.С. / Лениздат, 1977