16+ rus | eng    
АФИША
ТЕАТРЫ
КОНЦЕРТЫ
КИНОТЕАТРЫ
МУЗЕИ
ВЫСТАВКИ
НОВОСТИ
Верфь «Полтава» на фестивале «Детские дни в СПб»      Верфь «Полтава»


И Н Т Е Р В Ь Ю:


ВЕРФЬ ИСТОРИЧЕСКОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ «ПОЛТАВА»

«МОРСКИМ СУДАМ БЫТЬ…»



С этой знаменитой фразы Петра Великого, основателя нашего города – Санкт-Петербурга, началась славная история российского кораблестроения. В канун «Дня судостроителя», отмечаемого ежегодно 30 октября, мы посетили Верфь исторического кораблестроения «Полтава» и побеседовали с руководителем экскурсионно-туристического отдела Оксаной Валентиновной Роде (О.В.).

Оксана Валентиновна Роде

Оксана Валентиновна, на вашей верфи с 2014 года реализуется грандиозный и очень интересный проект – воссоздание 54-пушечного линейного корабля 4-го ранга «Полтава» петровского времени. Могу предположить, что выбор корабля был неслучаен?

О.В.: Да, это так. Но начнем с того, что Петр I понимал необходимость присутствия флота России на Балтике. Было стратегически важно в устье Невы поставить город и построить здесь верфь для того, чтобы Россия могла решать разные вопросы с Балтийским морем. Это и торговые пути, и территориальные споры. В 1704 году ПетрI заложил Адмиралтейскую верфь, но использовал её до 1709 года только как судоремонтную, так как достаточно шаткое было положение на Балтике. В это время судостроительными были Олонецкая, Сязьская и Новоладожская верфи, если говорить о судостроении близ Балтийского моря. И только после того, как Россия одержала победу над шведами под Полтавой (в 1709 году), совершенно стало очевидно, что эта территория теперь будет вне опасности, и можно закладывать на Адмиралтейской верфи наш линейный флот. И первым линейным кораблем, заложенным в 1709 году на Адмиралтейской верфи, был корабль «Полтава». Первый опыт строительства линейного корабля был удачен. Благодаря Балтийскому флоту Петр I осуществил «прорыв» в Европу.

Правильно ли я понимаю, что «Полтава» также был первым линейным кораблем, построенным русскими мастерами?

О.В.: Всё верно. Петр I понимал, что нельзя построить свой флот, только привлекая мастеров «со стороны» - англичан и голландцев. И во время поездки в «Великое посольство» он ставил задачу научиться строить корабли самим. Именно корабль «Полтава» был спроектирован, заложен и построен нашими российскими мастерами. Строителем корабля был назначен Федосей Моисеевич Скляев, который совершал поездку в «Великое посольство» вместе с Петром. Найденные нами для нынешнего проекта «Полтава» исторические чертежи - это чертежи самого Петра I и чертежи Федосея Скляева - вид кормовой части и мидель-шпангоута. И еще раз подчеркнём, что это был первый линейный корабль, построенный в России, в Санкт-Петербурге, именно нашими российскими кораблестроителями. Этим и определен наш выбор корабля для исторической реконструкции.

В судостроении есть такое понятие – реплика – копия исторического судна, традиции и опыт постройки которого утеряны. При этом соблюдение исторических технологий является важнейшим критерием «историчности» постройки. Можно ли назвать строящийся корабль – репликой петровской «Полтавы»?

О.В.: Да, можно, потому что это аутентичная реконструкция; это проект, который базируется на исторических чертежах; и технологию строительства корабля мы всё время сравниваем с петровской. У нас только рангоутная мастерская не работает по аутентичной – исторической технологии. К сожалению, в настоящее время в России нет корабельного леса, поэтому мачты, реи и элементы рангоута мы изготавливаем склеенные, а не из массива, как это делалось при Петре I. Но основные технологии, в общем-то, исторические. Мы даже вручную отшиваем все 10 парусов.

Верфь исторического кораблестроения «Полтава»

Будут ли использованы на корабле современные технические решения, системы?

О.В.: Двигателя не будет – корабль будет ходить только под парусами. Кое в чём, конечно, нужно будет внести коррективы для того, чтобы зарегистрировать корабль в Морском Регистре, чтобы он был приписан к Санкт-Петербургскому порту и стоял в доке с водой. На сегодняшний момент нет статьи, касающейся исторических кораблей и судов, именно из-за этого фрегат «Штандарт», который строили большинство из наших плотников верфи, не находится в водных просторах России. И, в связи с тем, что корабль «Полтава» нужно зарегистрировать, мы используем морские болты, которые не присутствовали при Петре I, он использовал только кованые гвозди и деревянные гвозди – нагели. То есть какие-то моменты, мы вынуждены соблюдать.

Вероятно, это делается еще и ради большей безопасности и продления срока эксплуатации корабля?

О.В.: Да, всё верно. Корабль петровского времени с честью и достоинством прослужил России 20 лет, до 1732 года, и принял участие в шести военных кампаниях. Мы надеемся, что строящаяся «Полтава» прослужит не менее 100 лет. Пропитка древесины имеет большое значение для продления срока службы корабля, в петровское время этого не делали. Наш корабль будет музейным центром комплекса петровского кораблестроения, участником городских и российских мероприятий и праздников.

Возможность корабля ходить на дальние расстояния - это еще один шанс показать корабль не только петербуржцам, но и жителям других городов?

О.В.: Наши гости смогут зайти на корабль – «опуститься» в ту эпоху: посмотреть, как служили, как жили на корабле – быт команды, что готовилось на камбузе, как лечили всевозможные заболевания, как боролись с крысами…

А ведь сейчас – пока корабль еще строится – петербуржцы и гости нашего города имеют уникальную возможность наблюдать весь процесс строительства?

О.В.: Да, сейчас можно видеть, как корабль воссоздается. К нам приезжают группы, которые были на экскурсии, когда стояли всего два шпангоута. Шпангоут – это ребро корабля. В то время нужно было обладать большой фантазией, чтобы представить каков корабль будет. Например, раз в полгода к нам приезжают ребята из Сестрорецка. Есть люди, которые посещают верфь раз в год, смотрят на каком этапе строительство.

Верфь исторического кораблестроения «Полтава»

Особенно интересно, полагаю, кружкам «Судомоделирования»?

О.В.: Всем детям интересно. Мы говорим: «Ребята, запоминайте, как корабль строится. Когда вы вырастите и приведете своих детей, потом своих внуков, вы сможете рассказать им об этом, так как являетесь очевидцами данного события». Видно, как дети с удовольствием слушают экскурсию, проникаются идеями петровского судостроения.

Скажите, оказывают ли помощь в строительстве новой «Полтавы» представители «Адмиралтейских верфей», ведь это же «родительское» предприятие «Полтавы» 1712 года?

О.В.: «Адмиралтейские верфи» сейчас интенсивно занимаются созданием современного действующего флота России. Но они посещают наши экскурсии. Помогали в разработке проекта РГ ВМФ, Центральный военно-морской музей, многие коллеги из Кронштадтского музея, а также энтузиасты, увлеченные этой эпохой и судостроением.

Верфь «Полтава» является единственной одобренной Российским Морским Регистром Судоходства верфью со своим сертифицированным конструкторским бюро. Какие возможности это обстоятельство открывает для корабля?

О.В.: Наш исторический корабль будет действующим кораблем, а не только музейным объектом.

Значит «Полтава» будет проходить государственные испытания?

О.В.: Сертификацию, конечно! Следует отметить, что процесс уже контролируется, ещё по ходу строительства корабля: дважды в неделю к нам приезжает инспектор Морского Регистра и отсматривает, как мы работаем, сохраняются ли предписанные стандарты строительства; происходит освидетельствование деталей. И, когда появится статья, касающаяся исторических кораблей, то, можно сказать, «сойдутся» два пути.

Очень ценно, что государство поддерживает этот проект.

О.В.: Да, наконец-то мы вышли на государственный уровень и имеем статус не просто частного проекта «Газпром». Сейчас верфь «Полтава» - проект с городским и даже российским именем. Регулярно к нам на экскурсии приезжают иностранцы: голландцы нас очень любят, финны часто бывают у нас. Таких верфей в мире всего три – это голландская верфь «Батавия», «Гермиона» во Франции и наша «Полтава» в России. Это верфи, работающие по историческим чертежам и технологиям.

Каким образом формировалось конструкторское бюро, из каких специалистов, какие требования к ним предъявлялись?

О.В.: У наших специалистов уже есть опыт - они строили фрегат «Штандарт». Это их второй исторический корабль. Михаил Плеханов, Главный строитель нашей верфи, и Олег Коробкин, Главный конструктор, заканчивали Кораблестроительный институт. Сейчас это Морской технический Университет. Все мы заканчивали «Корабелку». И наша команда - это ребята, которые живут кораблестроением, сами ходят с удовольствием «под парусом» на гичках, на яхтах…Можно сказать, что это не просто работа, а образ жизни, дело всей жизни.

На самом деле, каждый мальчишка в детстве строит кораблики из деревяшки, вставляет палочку, надевает вместо паруса листик, и пускает «своё детище» по ручейку. Потом мальчик вырастает, но желание построить настоящий корабль у многих остается. К нам приезжают взрослые зрелые люди и с восторгом смотрят, как строится эта махина. В их глазах виден азарт.

Какие подрядчики занимаются оснащением корабля, изготовлением оружия, декора?

О.В.: Всё, что связано с декором, выполняется у нас на верфи. Литьем пушек будет заниматься Воткинский завод, который находится в городе Воткинск. Остальное всё делается здесь в наших мастерских: мачты, реи, стеньги, фор-стеньги, такелаж, паруса... Мы обеспечиваем фактически весь цикл.

Верфь исторического кораблестроения «Полтава»

До окончания строительства осталось примерно 1,5 года, но практически с самой закладки корабля экскурсионная жизнь «кипит». Какую направленность носят программы, реализуемые сейчас на «Полтаве»?

О.В.: Можно сказать, что программы носят познавательно-патриотический характер. Мы мобилизуем детей, изначально говорим о том, что это действующая верфь, где необходимо придерживаться определенных правил поведения, соблюдать технику безопасности. Настраиваем детей на то, что сюда они приехали не развлекаться, а познакомиться с историей предков, с историей нашего великого города. И мы осознанно идем к тому, что делаем акцент на патриотизме. Все, кто работает на верфи, гордятся тем, что это великий город, великий корабль и великая история! И мы видим, как дети увлекаются: «выныривают» из своих гаджетов, глаза «горят» от восторга. Мы часто слышим от детей, что у нас интереснее, чем в других, классических, музеях. И это понятно, так как у нас дети могут прикоснуться ко многим экспонатам, постругать, повязать морские узлы, понастраивать паруса и пострелять из настоящих пушек, ведь это же потрясающе! Обычно в музеях им говорят: «Руками ничего не трогать!»

Да, пожалуй, это очень важный аспект, поддерживающий интерес у детей, помогающий полноценно воспринимать информацию…

О.В.: Программы продуманы так, чтобы дети ознакомились с ручным трудом – с мастерством кузнечным и ремесленным. Для них открыты столярные, плотницкие, такелажные мастерские. Им становиться доступно то, что они еще никогда не делали. Наши экскурсии и мастер-классы способствуют погружению детей в атмосферу того времени.

Первая задача, которую мы перед собой ставили, это приобщение именно детей к этому уникальному грандиозному событию - строительству корабля «Полтава». Важно осознание, что корабль проектировал сам ПетрI. Удивительно то, что наш российский царь не просто полководец, не просто «помазанник Божий», а ещё и кораблестроитель. Он понимал, что нельзя оставлять Россию со стороны воды без защиты, нужно строить самим и строить хорошо!

Что ожидает петербуржцев и гостей города после завершения строительства корабля? Планы уже определены?

О.В.: В музейном комплексе петровского кораблестроения будут тематические залы, классы. Мы хотим возродить историю судомоделирования; чтобы дети, которые посещают наши экскурсии, могли при желании еженедельно приезжать к нам и учиться строить корабли. Ведь это же потрясающе интересное занятие – создавать модели кораблей, изучать историю этих кораблей! Также планируем оставить военно-патриотические программы. Мы сотрудничаем с учебными заведениями нашего города. К нам приезжают регулярно на недельные морские практики кадеты Кронштадтского корпуса. Они посещают экскурсию, потом занимаются в ремесленных мастерских ручным трудом, далее выходят на наших кораблях и яхтах, тренируются ставить паруса, ходить под ветром, вязать морские узлы. Кадеты Нахимовского училища уже второй год приезжают к нам, также ученики кадетских классов. Всё это, конечно, возрождает честь и славу нашего морского отечества. Надо помнить, что наш город имеет великую морскую историю. Наши дети должны гордиться нашей страной!

Грустно понимать, что некоторые дети, живущие в Санкт-Петербурге, не осознают близости Балтийского моря. На экскурсиях спрашивают, что это за водоем... В основном, это дети, живущие в «спальных районах», удаленных от Финского залива.

Как повезло этим детям, что они приехали на экскурсию и расширили свой кругозор не только в историческом, но и в географическом плане!

О.В.: Да, мы решаем разные задачи, порой и незапланированные экскурсионной программой.

Какие еще корабли планируется строить после завершения «Полтавы»?

О.В.: Сейчас обсуждается бриг «Меркурий», но пока нет спонсора на этот проект. Будет возможность, мы с удовольствием будем строить корабли. Но верфь занимается не только судостроением. Мы принимали участие в реставрации крейсера «Аврора». Занимались палубой, такелажем и реставрировали все шлюпки корабля. Могу сказать, что директор «Авроры» отметил, что наша верфь - единственный подрядчик, который выполнил свои обязательства в срок и на высоком уровне. Также мы реставрировали потрясающий парусник «Херсонес», очень красивый. Он принимал участие в Регате парусных судов в Сочи.

«Херсонес» – тоже исторический корабль?

О.В.: Это обучающее судно, и тоже старинное. У нас уникальные мастерские, имеющие возможность делать всё, для того, чтобы уже существующие суда и корабли могли находиться в рабочем состоянии.

И завершая нашу беседу, хотелось бы еще раз обозначить основные цели вашего грандиозного проекта – реконструкции исторического линейного корабля «Полтава».

О.В.: Основная цель – возродить любовь к кораблестроению; напомнить о том, что мы живем в великом городе Санкт-Петербурге. Очень хотелось бы, чтобы наши потомки гордились нашими предками. Надо держаться корней! Люди без истории – это люди без культуры. Наша задача, буквально, - патриотическое воспитание молодежи. Наши дети должны знать, о вкладе Петра I в историю России, о его роли в становлении отечественного кораблестроения. Наша земля имеет очень серьезные исторические корни!

Благодарю Вас, Оксана Валентиновна, за интересную и познавательную беседу! Ваши проекты важны не только для Санкт-Петербурга, но и для всей России. Желаем верфи «Полтава» удачи в этом и других проектах, а также неугасаемого интереса и поддержки со стороны спонсоров и государства.

Верфь исторического кораблестроения «Полтава»


22/10/16. «Лучшее в Санкт-Петербурге»




Верфь «Полтава» на фестивале «Детские дни в СПб»      Верфь «Полтава»




 

 

 
Издательский Дом 'Телинфо' ИЗДАТЕЛЬСТВО
о компании
вакансии
партнеры
контакты
ПРОЕКТЫ
Столица Культуры
Бренды Санкт-Петербурга
Лучшее без границ
Зима в Санкт-Петербурге
Работа в СПб
ПОЛИГРАФИЯ
St. Petersburg City MAP
Детская карта
Индивидуальные карты
Z-CARD
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
схема метро
режим работы станций метро
телефонные коды ЛО
телефонные коды России
справочные телефоны СПб
вопросы по работе сайта
реклама на сайте

Copyright © ООО "Телинфо-СПб" 2003-2017