16+ rus | eng    
АФИША
ТЕАТРЫ
КОНЦЕРТЫ
КИНОТЕАТРЫ
МУЗЕИ
ВЫСТАВКИ
НОВОСТИ
ВЕРФЬ ИСТОРИЧЕСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ «ПОЛТАВА»

Верфь «Полтава»


И Н Т Е Р В Ь Ю:


ВЕРФЬ ИСТОРИЧЕСКОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ «ПОЛТАВА»

КОРАБЛЬ «ПОЛТАВА» – ПЕТЕРБУРГСКИЙ СИМВОЛ ПЕТРОВСКОГО ФЛОТА



Спустя год после нашего первого знакомста мы вновь посетили верфь исторического кораблестроения «Полтава», где с 2014 года происходит настоящее чудо – создание реплики 54-пушечного линейного корабля 4-го ранга «Полтава» петровского времени. По настоянию Петра I 30 октября 1696 года Боярская Дума приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России – «Морским судам быть». Корабль, построенный в 18 веке на Адмиралтейской верфи исключительно русскими мастерами по чертежам Петра Великого, можно сказать, является петербургским символом военно-морского флота России.

Уникальность проекта – динамичность – возможность наблюдать за процессом строительства настоящего корабля и знакомиться с историческими технологиями кораблестроения. Приезжая на верфь «Полтава», мы словно совершаем путешествие в петровское время. Здесь главное – не коммерческая составляющая, а ИДЕЯ, которой «живет» вся команда: администрация, экскурсионный отдел, конструкторское бюро, плотники, столяры, краснодеревщики, такелажники, кузнецы, парусные мастера – все те, кто участвует в «рождении» этого легендарного корабля.

Об этапе, на котором находится строительство реплики «Полтавы-1712» в настоящий момент, об изменениях, произошедших на верфи за последний год, и об интересных планах на будущее нам рассказала руководитель экскурсионно-туристического отдела Оксана Валентиновна Роде.

Оксана Валентиновна Роде

Оксана Валентиновна, на каком этапе строительства в настоящее время находится «Полтава»? Что удалось реализовать за прошедший год?

О.В.: За прошедший год произошло много событий. Корабль значительно «вырос» – теперь можно увидеть уже полноценный корпус корабля, появились элементы декора на самом корабле. Раньше они находились в мастерской, куда крайне редко кому удавалось заглянуть – посмотреть на эту красоту. На сегодняшний момент всё это представлено.

Появилась новая интересная экскурсия с посещением корабля. Мы, как и прежде, посещаем мастерские, стреляем из пушек, но теперь появилась возможность окунуться в мир корабля. Посещая те пространства, которые населяла команда, легче понять, как жили на корабле, корабельный быт, медицину на корабле… Это интересно! Конечно же, гостям верфи приходится немного проявить фантазию, чтобы представить, но это уже не так сложно, потому что появились камбуз, офицерские каюты, стоит якорный шпиль, 18-ти фунтовая пушка уже на гондеке – подсказки для фантазии есть.

Какие мероприятия проходят на «Полтаве» вне основной экскурсионной программы?

О.В.: Этой осенью у нас два значимых события – День судостроителя и участие в фестивале «Детские дни в Петербурге».

В этом году День судостроителя мы провели немного раньше, не 30 октября, а 28-го. И к этому замечательному событию был приурочен праздник – торжественная установка кормового декора на корабль «Полтава». Установка декора – одно из важнейших событий в жизни корабля. Каждый из элементов – не просто украшение корабля, а носитель глубокого смысла. Историческим отделом верфи «Полтава» при поддержке специалистов Центрального военно-морского музея и Центрального военно-морского архива была проведена большая исследовательская работа по воссозданию ансамбля кормового декора по проекту Петра Великого.

Верфь Полтава. Декор. Фото Андрей Шереметьев

Праздника без музыки не бывает – после официальной части на верхней палубе состоялся бесплатный часовой концерт «Музыка старинных кораблей» в исполнении Адмиралтейского оркестра военно-морской базы под руководством Валентина Лященко. Вниманию зрителей были представлены уникальные марши, вальсы, польки и другая музыка, связанная с тематикой флота и, прежде всего, кораблей. В этом году, в связи с ограничением зрительных мест, концерт прошёл в формате пресс-показа, но в будущем, после спуска корабля на воду, планируются мероприятия, открытые для всех желающих петербуржцев и гостей нашего города.

Верфь Полтава. Музыка. Фото Андрей Шереметьев

Какой замысел Петр I вложил в декор корабля «Полтава»?

О.В.: Линейный корабль «Полтава» был назван в честь победы русских войск в Полтавской битве – важнейшем сражении Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. За основу убранства корабля взят миф о Фаэтоне, с которым ассоциируется «надменный Карл», поверженный петровским войском в Полтавской баталии.

Оксана Валентиновна, какую программу вы разработали в этом году для фестиваля «Детские дни в Петербурге»?

О.В.: В фестивале «Детские дни в Петербурге» наш экскурсионный центр принимает участие уже в четвертый раз. Это нам всегда интересно. Мы ориентированы не только на детей, но и на подростков, для которых в Петербурге не так много предложений, а мы очень хотели бы попасть в их сегмент интереса. Мы подготовили очень интересную программу «От Адмиралтейской модели – до карабля» в рамках программы фестиваля «Что я тут забыл?» (для детей 13+).

Прежде чем выйти на экскурсию, у нас – часовой мастер-класс в мастерской, где делают адмиралтейскую модель. Поясню: мы сейчас строим не только большой корабль, но и его адмиралтейскую модель. Адмиралтейские модели всегда строили по рабочим чертежам для того, чтобы была возможность выявить и скорректировать технологические ошибки перед спуском корабля на воду.

Какого размера ваша адмиралтейская модель «Полтавы»?

О.В.: Масштаб – 1/12. Это достаточно большая четырехметровая модель, на которой видно всё: все шпангоуты, которые скрыты на самом корабле, так как его уже обшили, все элементы палубы – бимсы, полубимсы.

На мастер-классе ребята не только знакомятся с классификацией кораблей на Балтийском флоте, с парусным вооружением, но и со строительством, с деталями корабля – со скелетом корабля. На мастер-классе они помогают строить адмиралтейскую модель под руководством нашего уникального мастера Бориса Витальевича Сидоровского. У него очень большой опыт работы с подростками. И только после этого ребята идут на «Полтаву», и всё, что они видели на модели, узнают на большом корабле. Эту программу могут посетить и более молодые ребята – группы будут формироваться согласно возрастам. Мы хотим, чтобы у ребят появился интерес не только к истории, но и к ремесленному мастерству. Это не академическое преподавание, а «живой метод» преподнесения информации.

Верфь Полтава. Фото Александра Лисафина

«Детские дни» начались 28 октября, и уже сейчас мы можем сказать, что подготовленная нами программа вызвала большой интерес у подростков. Наши ожидания оправдались – фестивальную программу посетили много ребят. Приходят друзья тех, кто уже побывал у нас.

Фестиваль еще не закончен – он продолжается в выходные дни, 11-12 и 18-19 ноября. На 11, 12 и 18 ноября уже есть полностью сформированные группы, но, не смотря на это, мы будем находить возможность подключить к программе всех желающих. Во время «Детских дней» задействованы все наши экскурсоводы, мы работаем без выходных с 10-ти до 18-ти часов включительно.

Подготовка к фестивалю у вас основательная.

О.В.: В последнее время мы чувствуем, что интерес к нам очень вырос. Это происходит благодаря информации, которая идет со стороны СМИ о нас, благодаря нашему, небольшому на сегодняшний момент, вкладу в рекламу, но, самое главное, – это соцсети и «сарафанное радио». Школы, от класса к классу, передают информацию о нас как подарок друг другу.

Верфь Полтава. Фото Александра Лисафина

С какого возраста вы порекомендуете приезжать классом на экскурсию?

О.В.: Конечно же, с первого класса. Для первоклассников проходит адаптированная экскурсия, и подача материала немного другая – мы, ведь, имеем дело с маленькими детьми. Экскурсия звучит как сказка, но с историческими фактами. Приезжают и значительно моложе ребята, действительно малыши, но даже, если они ничего не запомнят, – само впечатление о грандиозности этого проекта у них останется на всю жизнь.

Оксана Валентиновна, хотелось бы уточнить, произошли ли подвижки на законодательном уровне относительно строительства исторических кораблей?

О.В.: Закон о строительстве исторических кораблей прорабатывается и будет, скорее всего, принят к моменту спуска корабля на воду. Работа над ним идёт, и мы на него надеемся, иначе нам придется просто стоять у стенки…

Когда планируется спуск корабля на воду?

О.В.: До конца дату по спуску еще не утвердили. На сегодняшний момент корабль готов на 85% – это действительно много. Предварительно – это конец апреля – начало мая. Церемония спуска будет анонсироваться в СМИ.

Говорится, что «в морской службе обычай есть первая стадия закона». Церемония спуска корабля будет проходить в соответствии с современными традициями или в стиле петровской эпохи?

О.В.: Пока сценарий церемонии не разработан, но, так как мы – историческая верфь, надеюсь, что церемония спуска будет проходить с учетом традиций петровского времени. Скорее всего, это будет синтез традиций. При Петре I и в царской России принято было освещать корабль, но «крестная мама», разбивающая бутылку шампанского о борт, думаю, тоже будет. Женщины на корабле быть не должно, но, по традиции, кто-то обязательно должен ждать корабль на берегу.

Верфь Полтава. Фото Александра Лисафина

Какие официальные лица будут приглашены на церемонию спуска?

О.В.: На церемонию спуска корабля мы пригласим руководство компании ПАО Газпром – Алексея Миллера, руководство нашего города, всё руководство ВМФ, и, конечно же, будет присутствовать руководство нашей верфи.

Оксана Валентиновна, планируется ли участие корабля в городских мероприятиях, например, – «Алые паруса»?

О.В.: «Полтава» – русский корабль, и мы очень хотим, чтобы алые паруса поднимались у нас.

Произойдут ли изменения в экскурсионной программе до и после спуска корабля?

О.В.: Ко времени спуска корабля все пространства будут разделены на каюты, камбуз, крюйт-камеры, и уже будут воссозданы интерьеры, мебель… У нас всё происходит в динамике: если изначально мы рассказывали о том, как строится корабль; сейчас мы говорим о жизни и быте на корабле, о военных морских походах; после спуска корабля, возможно, мы сделаем симбиоз того, как строили мы, как строили на верфи первую «Полтаву», и, конечно же, мы будем говорить о том, как жили на корабле. Это настолько обширная тема! Наша экскурсия меняется по мере роста корабля.

Какие работы осталось завершить до спуска корабля на воду? Какие будут проводиться после его спуска?

О.В.: До спуска корабля осталось примерно 8 месяцев. За это время все декоры будут установлены на корабле. На воду спускается корпус корабля, и после монтируют всю верхнюю часть. Все мачты, рея, такелаж, паруса – всё будет собираться в единый образ потрясающе красивого корабля, когда он будет уже на воде. Наши экскурсии не изменятся, возможны только короткие технологические перерывы, когда, например, рей отправляется на самый верх.

Каким образом будет формироваться команда корабля?

О.В.: У нас в составе верфи работают ребята, имеющие опыт руководства большими парусными судами, опыт хождения под парусами – и, конечно же, они будут претендовать на участие в жизни корабля.

В прошлом году мы с Вами говорили о том, что верфь посещают кадеты военных училищ – проходят у вас морскую практику. Они не только занимаются в мастерских, но и ходят на ваших судах на большую воду. Планируется ли на базе «Полтавы», будущего центра музейного комплекса петровского судостроения, создать свою морскую школу, программа которой будет включать выход на кораблях в учебные рейсы и на регаты?

О.В.: Это, конечно же, в планах есть. Мы хотим, чтобы у нас была школа моделирования, ремесленная школа и школу юнг. Сейчас нами разработана и реализуется программа для студентов «Надежда морей», когда ребята уходят в морские походы и там, непосредственно на практике, получают опыт. Мы сотрудничаем с Университетами – Горный (СПГУ), Политех (СПбПУ), СПбГЭУ(бывший ФИНЭК) и ИТМО. Этой зимой мы планируем объявить всероссийский конкурс, в котором будет уже более серьезный отбор. Если в этом году ребята писали эссе и как-то мотивировали своё участие: занятие парусным спортом, хождение на яхте, то в этом году основной упор будет делаться на теоретические знания. Для всех желающих будут организованы лекции, с последующим размещением их в интернете. Информация будет доступна всем. Соответственно, тот, кто хочет принять участие в походе, должен сдать теоретический минимум. Для петербуржцев будет назначен определенный день сдачи, иногородние смогут дистанционно – по скайпу, или в какой-нибудь другой форме. Без этих минимальных знаний брать человека на шхуну не имеет смысла, так как там будут ставиться другие цели и задачи. Еще один элемент конкурса, который будет идти в зачет, – это работа «руками» – помощь в подготовке шхун к сезону, приведение в порядок деревянных исторических яхт, которые находятся у нас в фонде… Для иногородних будут продуманы иные формы участия – учет достижений, на первый взгляд не связанных с морским делом, например, человек – замечательный фотограф или умеет составлять интересные тексты... Мы будем подходить индивидуально к каждому кандидату.

В этом году более ста студентов прошли через нашу школу «Надежда морей» и в следующем они могут снова принять участие в проекте, став наставниками для новичков.

Оксана Валентиновна, благодарю Вас за беседу! Мы с большим интересом наблюдаем за строительством корабля «Полтава», за превосходной работой экскурсионного и PR-отдела, разрабатывающих интересные программы и проекты, которые теперь доступны не только петербуржцам, но и всем россиянам. С нетерпением будем ждать нашей следующей встречи на церемонии спуска корабля на воду.

Верфь Полтава. Фото Александра Лисафина

11/2017. «Лучшее в Санкт-Петербурге»

Фото: Александр Лисафин



Верфь «Полтава»




 

 

 
Издательский Дом 'Телинфо' ИЗДАТЕЛЬСТВО
о компании
вакансии
партнеры
контакты
ПРОЕКТЫ
Столица Культуры
Бренды Санкт-Петербурга
Лучшее без границ
Зима в Санкт-Петербурге
Работа в СПб
ПОЛИГРАФИЯ
St. Petersburg City MAP
Детская карта
Индивидуальные карты
Z-CARD
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
схема метро
режим работы станций метро
телефонные коды ЛО
телефонные коды России
справочные телефоны СПб
вопросы по работе сайта
реклама на сайте

Copyright © ООО "Телинфо-СПб" 2003-2017