<< ЦИРК НА ФОНТАНКЕ
ИЮЛЬ 2019
Открытая репетиция
Большого Московского государственного цирка
с участием братьев Запашных
Впервые на манеже легендарного Цирка на Фонтанке 5 июля состоялась открытая репетиция артистов и дрессировщиков Большого Московского государственного цирка, в том числе и самих братьев Запашных.
Желающих узнать секреты репетиционного процесса собралось достаточно много, чему были удивлены даже организаторы проекта. Не заняты остались только самые верхние ярусы зрительного зала.
Открытая репетиция – это не только показ сложнейших номеров, но и самая настоящая интерактивная программа, подразумевающая общение с артистами, и как оказалось, не только с людьми!
Ведущими этого уникального для зрительской аудитории события были сами братья Запашные. Практически трехчасовое действо прошло на одном дыхании. Добрый юмор Аскольда и Эдгарда создавали чудесную атмосферу, к тому же формат мероприятия предполагал неформальное общение, возможность свободно пользоваться фотоаппаратами (без вспышки), задавать вопросы артистам, а также попробовать свои силы на манеже в качестве наездников и дрессировщиков собак.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС
Трюки в цирке иногда готовятся годами. На открытой репетиции показали ту работы, которую артисты проводят ежедневно. Рутинный тренировочный процесс, требующий многократных повторений для того, чтобы трюк в конце концов получился, захватил зрителей не меньше, чем представление, был интересен и очень познавателен: Аскольд и Эдгард рассказали о нюансах подготовки номеров, детялях работы на арене, секретах общения дрессировщиков с животными… На репетиции нет музыки, что позволяет зрителям слышать каждое слово, адресованное артистам-животным.
ПРОГРАММА ОТКРЫТОЙ РЕПЕТИЦИИ
Как принято во всех цирках мира репетиции начинаются с лошадей, обычно в 7 часов утра. Исключения не стали делать и в этот раз. Первыми на арену вышли наездники на лошадях и представили искусство джигитовки и жокейства: отрывные трюки, женский заезд, пролаз под лошадью «под живот», который выполняется всегда без лонжи и на хорошо подготовленной лошади; раскрыли назначение приспособлений: ланжа (страховочного приспособления для выполнения опасных трюков), шамберьер (длинного хлюста, применяемого в цирке дрессировщиками лошадей), корда (веревки, использующейся для контроля скорости). Наездники отрабатывали множество интересных трюков, а также вывели на арену юную представительницу династии Лохмаковых - 5-летнюю Веронику, которая вместе со своим папой, профессиональным артистом Большого Московского цирка Артемом Лохмаковым, показали несколько трюков, в том числе, и достаточно сложный – колонну на лошадях. В этом жанре работают многие династийные артисты и мастера спорта по акробатике.
Интересные факты:
• Интонация играет самое большое значение в общении с лошадьми.
• Джигитовка отличается от других конных жанров тем, что наездник всегда контактирует с лошадью.
• Жокейская работа является одним из тяжелых и травмоопасных жанров, так как большинство трюков исполняется отрывным способом, без взаимодействия с лошадью и надетой на ней амуницией.
• Шамберьер выполняет роль указки и помогает человеку, находящемуся в центре арены руководить синхронизацией трюков. Если ход лошади сбился, его поправляют с помощью касания шамберьера.
• Лошади всегда уходят с манежа через поворот санже.
• Лошади, работающие на арене, не подкованы, чтобы не разбивать писту (край манежного покрытия).
|
Репетицию продолжили представители династии дрессировщиков отец и сын,
Николай и Михаил Ермаковы, а также девять замечательных собак. В ходе прекрасного номера мохнатые «ученики» показывали континенты, считали и помогали дрессировщику соблюдать чистоту на школьной доске. По словам Михаила, собаки сами подсказывают характер трюков.
Интересные факты:
• Для получения необычного оттенка шерсть собак иногда окрашивают натуральной хной, от которой её качество только улучшается.
• Порода собаки для работы на арене не имеет значения: выступают как потомственные собаки-артисты, так и беспородные, главное – талант!
• Во время исполнения трюков важно не забывать о вознаграждении четвероногих артистов.
|
Один из самых представительных и опасных жанров в цирковом искусстве – «подкидные доски». Самые титулованные акробаты в мире исполняют невероятно сложные трюки: всевозможные варианты сальто-мортале, в том числе, на кресло, на перше без лонжи, в колонну, по 4 сальто-мортале с пируэтом и на одной ходуле, рекордных 5 сальто-мортале, а также трюк, который еще никогда не показывали на представлениях: два сальто-мортале углом на «русскую палку».
В этом жанре работают мастера и кандидаты в мастера спорта, в основном, по акробатике. На преставлениях трюки выполняются без лонжи, но на репетиции она используется. На открытой репетиции выполняли по-разному.
Интересные факты:
• Максимальная высота, на которую может подбросить доска, 17 метров.
• В отбое очень важен выверенный вес, поэтому люди, его выполняющие, меняются в зависти от того на какую высоту должен подлететь человек, выполняющий трюк.
• Для увеличения силы отбоя иногда надевают утяжелительные пояса. Всё должно быть выверено до сантиментов.
• Сброс мата во время приземления артиста производится для смягчения удара.
|
Эдгард и Аскольд Запашные представили львов и тигров в заключительной части репетиции. Опасные хищники слушаются своих дрессировщиков по мановению «волшебной палочки» - указки и поощрению любимым деликатесом – курочкой (метод позитивного подкрепления). Зрителям показали, как репетируются некоторые элементы: трюк по взаимодействию животных с реквизитом; подготовка к прыжку «Верхом на льве», который исполняет во всем мире только Аскольд Запашный; хождение тигров на задних ногах, угощение льва изо рта мясом и совместное кормление животных, которое способствует выработке дисциплины и формированию «корпоративного духа».
Эдгард и Аскольд посвятили зрителей в тайны дрессуры:
«В представление с хищниками входят разные трюки по своей форме и исполнению. Фактически на этом и строится вся дрессура. Животные всё делают с огромным удовольствием, в первую очередь, получая поощрение за качественно выполненную работу. Многие трюки (прыжок через огненное кольцо, качели и другие)
выполняются животными только по одной единственной причине: животные при их исполнении не испытывают никакой боли».
Кроме рабочих хищников, в репетиции принимали участие лев Бона и тигр Мерлин, для которых этот выход был премьерным.
Интересные факты:
• Животных в своей труппе Запашные называют именами певцов и певиц, за исключением Барпета, названного в честь двух артисток цирка Елены Бараненко и Елены Петриковой.
• Чтобы показать дружелюбный настрой дрессировщики используют своеобразный звук подобный «короткому урчанию», дающий сигнал хищнику, что опасности нет. Также львы и тигры ведут себя в дикой природе при приближении к сородичам.
• Дрессировщик всё время должен быть готов к нападению: все хищники, вне зависимости от своего характера, являются опасными, причем хищник, который нацелен напасть, сделает это тихо, а рык – это предупреждение ограничения дистанции, хищник не хочет нападать… Но может!
• Находясь на арене, хищники воспринимают происходящее как игру, понимая при этом, когда проходит репетиция, а когда выступление. На репетициях используется обычный свет, нет музыки, и чаще всего отсутствуют зрители.
• Перед первым выводом на выступление молодого хищника, проводится репетиция со зрителями из числа артистов цирковой труппы.
• Каждый хищник ежедневно съедает 6-12 кг мяса.
|
ЖИВОТНЫЕ В ЦИРКЕ – БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Животрепещущим вопросом уже на протяжении нескольких лет является желание зоозащитников добиться принятия закона о запрете в цирке представлений с животными. Поднял эту тему для обсуждения на открытой репетиции один из зрителей, владелец трех контактных зоопарков из города Тбилиси (Грузия), спросив у Эдгарда и Аскольда, что можно противопоставить зоозащитникам?
Запашные дали исчерпывающий ответ на этот непростой вопрос:
«Всё, что мы можем противопоставить зоозащитникам – это ПРАВДУ, и она ПОБЕДИТ, – начал Аскольд. – Среди людей, которые работают с животными, безусловно, есть плохие примеры. К сожалению, современная зоозащита в большей степени является лукавой, потому что настоящие зоозащитники – это те люди, которые профессионально работают с животными, знают животных, знают то, что нужно этим животным, и работают «во благо»: «пробивают» хорошие условия для жизни животных, правильное питание, ветеринарный уход и так далее...»
«Зоорадикалы заинтересованы в навязывании общественного мнения, и это война, в первую очередь, информационная: незнающий человек готов проголосовать за всё «хорошее», против всего «плохого», – продолжал Аскольд. – Такие мероприятия как открытая репетиция служат для того, чтобы показать всем людям на живом примере ответы на вопросы. Ведь мы не способны обмануть вас здесь и сейчас: если бы мы использовали электрошокеры, какие-то специальные средства, мы бы не могли с ними (хищниками) общаться иначе. Всё, что есть у нас в руках: это палка и светошумовое оружие («Оса»), которое применяется только в экстренных случаях, когда, например, хищное животное в драке вцепляется одно в другого и не отпускает; всё остальное – это психология. И именно в этой информационной войне мы способны победить, будучи как можно больше открытыми, показывая людям, как мы по-настоящему общаемся с животными, и, в том числе, их внешний вид: их ухоженность, их спокойствие и отношение к человеку. Мы приглашаем всех на открытые репетиции, на прямые эфиры в Instagram, и призываем всех людей, работающих с животными, как можно больше показывать себя через СМИ и интернет. Это единственный способ!»
Эдгард дополнил: «На сегодняшний день мы живём с вами на такой сложной планете, что многие представители видов, которые занесены в «Красную книгу», уже ТРЕБУЮТ чтобы мы их ИЗЫМАЛИ ИЗ ПРИРОДЫ, иначе, следующий шаг – это попадание в «Черную книгу», куда заносятся виды животных, вымерших навсегда. В нашем веке вымерло 18 видов животных. Счастье для животных – это, когда оно видит своих детей, когда оно доживает до своего срока, когда оно полноценно выглядит и физически чувствует себя хорошо. Для этого надо создавать условия и контролировать численность. Человек не имеет права ограждаться «бетонными стенами» и говорить, что природа сама разберётся. Не разберётся!»
Цирк без животных – словно весенний лес без пения птиц… Человек – homo sapiens! Так неужели нужно всё доводить до крайностей и равнять всех под одну гребенку? В каждой сфере есть профессионалы и дилетанты. Надо просто отделять зерна от плевел и подходить к решению каждого вопроса разумно!
Редактор: Юлия Ерофеева
Фото: Елена Бледных
Цирк на Фонтанке Столица Культуры