16+ rus | eng    
АФИША
ТЕАТРЫ
КОНЦЕРТЫ
КИНОТЕАТРЫ
МУЗЕИ
ВЫСТАВКИ
НОВОСТИ
Музей истории Санкт-Петербурга

Комитет по культуре Санкт-Петербурга
Государственный музей истории Санкт-Петербурга


Р Е К О М Е Н Д У Е М


/ МОНУМЕНТ ГЕРОИЧЕСКИМ ЗАЩИТНИКАМ ЛЕНИНГРАДА

29 ноября 2017 – 29 января 2018

«С ВЕРОЙ В ПОБЕДУ, С ВОЛЕЙ К ЖИЗНИ...»
К 75-летней годовщине футбольного матча в блокадном Ленинграде

С ВЕРОЙ В ПОБЕДУ, С ВОЛЕЙ К ЖИЗНИ

Выставка «С верой в Победу, с волей к жизни», приуроченная к 75-летней годовщине футбольного матча, состоявшегося в блокадном Ленинграде на стадионе «Динамо» 31 мая в 1942 года.

Выставка рассказывает о спортивной жизни Ленинграда в довоенные годы и во время Великой Отечественной войны и блокады.

Подробнее..

Основу экспозиции составляют подлинные предметы и фотографии из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, малоизвестные фотографии, предоставленные Национальным Государственным университетом физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, спортивные кубки из музея Управления спортивных сооружений «Динамо».

В предвоенные годы – годы быстрого индустриального роста – страна нуждалась в большом количестве здоровых, сильных работников. На крупных предприятиях Ленинграда и в учебных заведениях стали открываться спортивные секции, организовываться места для занятия спортом, оборудоваться спортивные площадки. Государство выделяло немалые средства на строительство стадионов. Занятие спортом стало одним из главных направлений в воспитании молодежи. В обществах ОСОВИАХИМ и ДОСААФ юноши и девушки становились авиаторами, парашютистами, стрелками, радистами. Молодежь искренне гордилась значками БГТО («Будь готов к труду и обороне»), ГТО (Готов к труду и обороне») и «Ворошиловский стрелок».

Пропагандой спортивного образа жизни в 1930-е годы стали грандиозные красочные парады физкультурников, проводившиеся в Москве и Ленинграде. На выставке можно увидеть фотографии таких спортивных парадов на площади Урицкого (Дворцовой площади) в Ленинграде довоенной поры.

Программа физической подготовки «Готов к труду и обороне», введенная государством в 1931 году, основывалась на единой системе патриотического воспитания населения. Результаты этой программы стали видны именно в годы Великой Отечественной войны. Благодаря ГТО миллионы советских людей, обученные опытными спортсменами, получили навыки маршевой, лыжной, стрелковой подготовки, плавания, метания гранат, преодоления водных преград и препятствий. Это помогло им в минимальные сроки овладеть военным делом, стать снайперами, разведчиками, танкистами, летчиками. В экспозиции демонстрируются коллекция значков ГТО и БГТО из частного собрания Сергея Фёдоровича Заремблюка.

Осенью 1941 года Государственный комитет обороны СССР организовал Всеобщее военное обучение (Всеобуч). Только Ленинградский спорткомитет при непосредственном участии преподавателей и студентов Института физкультуры и спорта им. П. Ф. Лесгафта подготовил сотни тысяч ленинградцев по этой программе.

Огромную роль в подготовке кадров для фронта сыграло движение «спортсменов-тысячников» – специалистов по физической культуре, каждый из которых взял на себя обязательство обучить 1000 человек метанию гранат, бегу на лыжах, преодолению водных преград, рукопашному бою.

Очень пригодились в годы войны осажденному городу опыт и знания альпинистов. Они занимались маскировкой высотных объектов города, помогая сохранить бесценные архитектурные сооружения. На выставке можно увидеть фотографии, запечатлевшие альпинистов Михаила Шесткова, Татьяну Визель, Ольгу Фирсову.

Важной задачей в военное время было быстрое возвращение раненных бойцов в строй. Фотоснимки тех лет запечатлели занятия лечебной физкультурой. Эти занятия проводили лучшие спортсмены, за сравнительно короткий срок они превращали ослабленных людей в крепких бойцов.

Спорт в блокадном Ленинграде – одно из уникальных явлений в нашей истории. Он укреплял моральный дух жителей и защитников города. Спортивная жизнь блокадного города доказывала всему миру, что Ленинград живет и борется.

После страшной зимы 1941-1942 года начали в Ленинграде проводиться первые с начала войны спортивные соревнования по простым программам. С этого времени спортивная жизнь в городе больше не останавливалась в течение всей войны. На выставке демонстрируются фотографии спартакиады госпиталей, военизированных соревнований и спортивных праздников, проводившихся в осажденном городе.

31 мая 1942 года в блокадном Ленинграде состоялся легендарный футбольный матч между командами «Динамо» и «Н-ского завода». Он вызвал огромный резонанс во всем мире, поднял дух жителей города и вошел историю, как пример мужества и стойкости. Посетители выставки увидят фотографию и уникальные кадры кинохроники, сделанные во время матча. В интерактивной зоне выставки устроен стрелковый тир.

С ВЕРОЙ В ПОБЕДУ, С ВОЛЕЙ К ЖИЗНИ

С ВЕРОЙ В ПОБЕДУ, С ВОЛЕЙ К ЖИЗНИ

С ВЕРОЙ В ПОБЕДУ, С ВОЛЕЙ К ЖИЗНИ

Памятный зал Монумента героическим защитникам Ленинграда,   Пл. Победы
|  Тел.: (812) 371-29-51  |  Cайт музея

Ежедневно 11:00–18:00 (Вт до 17:00), Ср - выходной




/ ОСОБНЯК РУМЯНЦЕВА

28 ноября 2017 (13:00)

ОТКРЫТИЕ ЦЕНТРА им. Д.С. ЛИХАЧЕВА
Ко дню рождения Дмитрия Сергеевича

ОТКРЫТИЕ ЦЕНТРА им. ЛИХАЧЕВА

В церемонии примут участие представители администрации Санкт-Петербурга, сотрудники Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Института русской литературы (Пушкинского Дома), Фонда имени Д.С.Лихачева.

Подробнее..

В центре представлена мемориальная экспозиция, посвященная основным этапам жизни и деятельности Дмитрия Сергеевича Лихачева — выдающегося ученого-филолога, историка русской литературы, общественного деятеля, защитника культурных ценностей нашей страны, градозащитника, столь много сделавшего для сохранения исторического Петербурга.

В центре организовано пространство для проведения встреч, творческих вечеров, конференций и круглых столов, посвященных проблемам, которые в свое время поднимал академик Лихачев: проблемам сохранения культурно-исторического наследия России, духовно-нравственного воспитания новых поколений, бережного отношения к окружающей природной среде и другим.

Много мест в Петербурге связано с именем Д. С. Лихачева и хранят память об этом великом человеке, настоящем гражданине своего города и своего Отечества. Центр в особняке Румянцева должен стать еще одним адресом, посвященным памяти Д. С. Лихачева.

Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 28 (15) ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Закончил отделение языкознания и литературы факультета общественных наук Ленинградского государственного университета (1928). В феврале 1928 года арестован за участие в студенческом кружке «Космическая Академия наук» и осужден на пять лет. Находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН) и Беломоро-Балтийском лагере (Бел-Балтлаге).

После досрочного освобождения в августе 1932 года Д. С. Лихачев работал в нескольких ленинградских издательствах. С 1938 года – научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, с 1954 года – заведующий сектором (с 1986 – отделом) древнерусской литературы. Кандидат филологических наук (1941), доктор филологических наук (1947). С 1951 года – профессор Ленинградского государственного университета. Член-корреспондент (1953) и действительный член (1970) Академии наук СССР; член Британской Академии наук и Академий целого ряда других государств; почетный доктор Оксфордского и Эдинбургского университетов (Великобритания), Университета города Бордо (Франция) Карлова университета (Чехия), Цюрихского университета (Швейцария), Будапештского университета имени Лоранда Этвеша (Венгрия).

Д. С. Лихачев – автор сотен научных трудов и статей по истории русской литературы, выдающийся общественный деятель: в 1986–1993 годах занимал пост председателя правления Советского фонда культуры (с 1991 – Российский фонд культуры), 1989–1991 годах – народный депутат Верховного Совета СССР. Первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1993), первый кавалер ордена Св. Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству» (1998), один из учредителей «Конгресса петербургской интеллигенции» (1999).

Д. С. Лихачев скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге, похоронен на кладбище в поселке Комарово.

В мемориальной экспозиции Центра представлены документы, книги и личные вещи Д. С. Лихачева, переданные родственниками ученого в фонды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Здесь можно увидеть письменный стол и кресло из домашнего рабочего кабинета Д.С. Лихачева, докторские мантии Оксфордского и Карлова университетов, аттестат старшего научного сотрудника по специальности «литературоведение» (1949), диплом доктора филологических наук (1948), медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945», значок «Народный депутат СССР» (1989). А также многочисленные фотографии.

О семье ученого рассказывают детские фотографии, портреты его родителей, супруги Зинаиды Александровны, дочерей Людмилы и Веры, внуков. Среди них семейный портрет 1929 года, на котором Д. С. Лихачев запечатлен с родителями и братом Юрием во время свидания в Соловецком лагере ОГПУ.

Представлены фотопортреты Д. С. Лихачева разного времени, сделанные в период с конца 1940-х до 1990-х годов.

Д. С. Лихачев общался со многими выдающимися людьми своего времени. На фотографиях 1980-1990-х годов академик запечатлен с писателями В. Г. Распутиным и Д. А. Граниным, историком Л. Н. Гумилевым, литературоведом Ю. М. Лотманом. Уникальна фотография, сделанная в 1986 году в Ватикане на встрече Д. С. Лихачева с Папой Римским Иоанном-Павлом II.

ОТКРЫТИЕ ЦЕНТРА им. ЛИХАЧЕВА

Завершают фотохронику снимки, сделанные во время празднования 90-летнего юбилея Д.С. Лихачева в1996 году.

Английская набережная, 44 (Особняк Румянцева)  |  Тел.: (812) 571-75-44  |  Сайт музея




/ ОСОБНЯК РУМЯНЦЕВА

19 октября 2017 – 4 июня 2018

«ВДОХНОВЕНИЕ В КРАСНЫХ ТОНАХ.
ИСКУССТВО, РОЖДЕННОЕ РЕВОЛЮЦИЕЙ»

К 100-летию Октябрьской революции

ИСКУССТВО, РОЖДЕННОЕ РЕВОЛЮЦИЕЙ

Более 130 произведений советского официального искусства 1920-1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Выполненные в разных видах и жанрах изобразительного искусства, они объединены одной темой – прославления завоеваний Великой Октябрьской революции. Многие экспонаты демонстрируются впервые.

Подробнее..

Это третья выставка одноименного проекта «Вдохновение в красных тонах», объединившего выставочные, издательские, мультимедийные проекты Государственного музея истории Санкт-Петербурга, приуроченные к 100-летию Октябрьской революции.

В церемонии открытия выставки примет участие известный художник-монументалист, заслуженный художник РСФСР, Народный художник РФ, в настоящее время профессор кафедры рисунка Московского архитектурного института Юрий Иванович Боско (р.1930). Юрий Иванович является автором одного из монументальных полотен, представленных на выставке, — картины «Кто был ничем, тот станет всем» (1956). 60 лет назад эта картина была специально написана по заказу Музея истории Ленинграда для оформления парадной лестницы особняка Румянцева, предваряющей экспозицию по истории социалистического Ленинграда.

В 1917 год коренным образом изменил ход российской истории. Свершившаяся социалистическая революция, повлиявшая на все сферы человеческой жизни, стала причиной глобальных изменений и в культурной жизни страны. Молодому государству нужна была новая идеология и новые герои.

Первым шагом по формированию государственной программы в сфере изобразительного искусства стал предложенный В. И. Лениным план монументальной пропаганды, основные задачи которого были сформулированы в декрете Совнаркома от 13 апреля 1918 года «О памятниках республики». Согласно этому плану на улицах и площадях Москвы и Петрограда возводились памятники деятелям революции. Большинство из них было выполнено из недорогих, недолговечных материалов и не сохранилось до наших дней. На выставке демонстрируются авторские модели гипсовых памятников А. Н. Радищеву, К. Марксу и Т. Г. Шевченко, установленных в Петрограде в начале 1920-х годов в рамках плана монументальной пропаганды.

В первые послереволюционные годы широкое распространение получили агитационно-массовые формы искусства. В залах особняка экспонируются выполненные на злобу дня плакаты 1920-х годов авторов знаменитых «Окон РОСТА» – художников Л. Г. Бродаты и В. В. Лебедева.

Рядом демонстрируется агитационный фарфор 1918-1930-х годов – изделия, выполненные по моделям и эскизам М. М. Адамовича, Н. Я. Данько, З. В. Кобылецкой, С. В. Чехонина. Среди них один из редких экспонатов – фарфоровые шахматы «Красные и белые», выполненные Н.Я. Данько на Ленинградском фарфоровом заводе в 1922 году.

В первые послереволюционные годы в художественной жизни страны принимали участие как приверженцы традиционного реалистического искусства, так и представители так называемого «левого фланга» искусства, нацеленные на поиск новых форм и методов. В 1932 году было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций»: все ранее существовавшие художественные объединения были ликвидированы, вместо них созданы союзы художников, архитекторов, композиторов, писателей, работавшие под контролем и руководством партии; представители «левых» течений были исключены из официального художественного процесса. Основным, поддерживаемым государством художественным направлением стал соцреализм, базировавшийся на реалистических традициях русского искусства.

На выставке можно увидеть образцы живописных и скульптурных произведений на революционную тематику, выполненных в русле соцреализма – работы замечательных мастеров советского искусства: художников И. И. Бродского, Е. Е. Моисеенко, А. Н. Самохвалова, И. А. Серебряного, В. А. Серова, скульпторов М. К. Аникушина, В. Б. Пинчука, Н. В. Томского и других.

Впервые за несколько десятилетий демонстрируются публике монументальные полотна, созданные для украшения советских учреждений, располагавшихся в Мариинском и Смольном дворцах. Долгие годы они хранились в фондах музея на валах и не выставлялись по причине их огромного размера.

Среди них особо следует отметить портрет В. И. Ленина кисти И. И. Бродского. Это грандиозное (почти 5 м. в высоту) полотно было написано в 1927 году по натурным наброскам прямо в здании Смольного.

Значительное место в экспозиции занимают портреты вождей, военных и партийных лидеров, выполненные в разных техниках и материалах. В первую очередь, это портреты В. И. Ленина, И. В. Сталина, партийного руководителя Ленинграда 1930-х годов С. М. Кирова. И это не только привычные живописные и скульптурные изображения. Например, в экспозиции можно увидеть ковры с изображением В. И. Ленина, созданные в разных республиках СССР, и портрет С. М. Кирова, выполненный из птичьих перьев в 1935-1936 годах на Ленинградской фабрике пера и пуха Союзптицепродукта; огромные стеклянные и фарфоровые вазы, декоративные блюда и панно с портретами вождей, которые были изготовлены в единственном экземпляре в качестве сувенирной продукции для партийной элиты. Также в этом разделе демонстрируются предметы из музейной коллекции «подарков Сталину».

ИСКУССТВО, РОЖДЕННОЕ РЕВОЛЮЦИЕЙ

Английская набережная, 44 (Особняк Румянцева)  |  Тел.: (812) 571-75-44  |  Сайт музея




/ МУЗЕЙ ПЕТЕРБУРГСКОГО АВАНГАРДА

28 сентября – 5 декабря 2017

«НАХОДКИ»
Выставка работ петербургского художника Владимира Загорова

Выставка работ Владимира Загорова

Экспозиция представляет скульптурные объекты и коллажи, созданные художником в разные годы.

Подробнее..

Интерес к различным предметам возник у Владимира Загорова еще в детские годы, однако первый опыт их соединения и создания цельного объекта относится к 1983 году. С 1990 года объединение предметов в сложные конструкции становится отдельным направлением творческой деятельности художника. Впоследствии эти объекты получили название «Находки».

Демонстрируемые на выставке произведения созданы из сломанных, искаженных, отработанных жизнью вещей, полностью утративших свои первоначальные функции. Все они, от лопатного штыка до обрывков полиэтилена, были найдены художником случайно в различных местах. Соединяя между собой эти отслужившие обломки, Владимир Загоров дает им новую жизнь. Дополняющая экспозицию серия фотографий «Тихая жизнь» повествует о существовании объектов в новом статусе — в качестве произведений искусства.

Владимир Игоревич Загоров родился в 1951 году в Краснодаре. В 1970 году окончил Краснодарское художественное училище, в 1978 — мастерскую монументальной живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Член Союза художников с 1982 года. Участник многочисленных групповых и персональных выставок в России и за рубежом. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Работы художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Новосибирского государственного художественного музея и других российских и зарубежных музеях и частных коллекциях.

Профессора Попова ул., 10 (Дом Матюшина)  |  Тел.: (812) 347-68-98  |  ВКонтакте




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

1 ноября – 3 декабря 2017

«АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИЗАЙН АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВА»
в рамках XI петербургской биеннале дизайна «Модулор-2017»

АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИЗАЙН АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВА

В рамках XI петербургской биеннале дизайна «Модулор-2017», в выставочном зале «Потерна и каземат Государева бастиона» открылась выставка «Архитектурный дизайн Александра Петрова».

Подробнее..

Александр Глебович Петров родился в Ленинграде в 1955 году. В 1981 году поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица) на факультет промышленного искусства. Во время учебы работал в научно-исследовательском секторе по космической тематике. По окончании училища в 1987 году некоторое время преподавал, потом руководил отделом дизайна на заводе «Пластмассы», работал в студии «Артдеко».

А.Г. Петров – автор многочисленных проектов в области промышленного дизайна и архитектуры, участник и призер 16 международных, а также ряда российских творческих конкурсов. Первой его наградой в 1992 году стал Гран-при японского фонда дизайна на конкурсе в Нагое (Япония) за проект реконструкции площади Окадзаки (совместно с А. В. Беляновой).

Создание архитектурных проектов он успешно совмещал с работой в области промышленного дизайна. В 1999 году А.Г. Петров удостоился Золотого приза биеннале «Модулор» в Санкт-Петербурге за портативное транспортное средство РОЛЛСТИК, в 2000 году – Большой золотой медали на ЭКСПО-2000 в Ганновере (Германия) за дизайн голографической камеры и тогда же – Золотого приза Международного конкурса дизайна в Осаке (Япония) за проект танкера «Alfutel» (Альтернативное топливо).

Это первый проект в череде последующих работ А.Г. Петрова, связанных с ветрогенерацией, – его любимой темой. На протяжении многих лет в своих проектах он обращается к ней, находя оригинальные решения, – не только эффектные с точки зрения архитектуры и дизайна, но и технологически выверенные и экономически обоснованные. Ему принадлежат 10 патентов на изобретения и полезные модели (автономный уличный светильник, движитель, концентратор солнечной энергии, водный энергетический комплекс и др.).

С 2006 года А.Г Петров работал главным дизайнером-архитектором в крупном проектном институте, который выступил, в частности, генеральным проектировщиком второй сцены Мариинского театра и проекта реконструкции БДТ, где занимался, в основном, разработкой различных крупных архитектурных концептов, таких как высотные здания, спортивные сооружения, музейные и многофункциональные комплексы и др.

В своих концептах, созданных для разных стран, А.Г. Петров не только принимал во внимание природные условия, окружающую среду и национальные архитектурные традиции, но и применял новейшие достижения в области высоких технологий, различные эко-инновации, в том числе использование альтернативных источников энергии. Если в Международном архитектурном конкурсе на проект Тайваньской башни созданный А. Г. Петровым концепт следовал условиям конкурса, позиционировавшим это сооружение как символ Тайваня, аналогичный Эйфелевой башне в Париже, как триумф новейших технологий, что должно было быть выражено в нетрадиционной и ультрасовременной архитектуре, то концепции ряда других его работ предполагали ассоциативную, двустороннюю связь между величием природы и созидательной силой человека, приспосабливающего природу и приспосабливающегося к ней. Таковы концепты Образовательного центра предотвращения катастроф в Стамбуле (2011) и – особенно – Экспозиционно-административного здания музея в поселке Соловецкий Архангельской области (2013), где погруженное в естественный рельеф и окружающую застройку здание из природных валунов, крашеного кирпича и керамической имитации дерева хорошо видно только с близкого расстояния.

Некоторые проекты А. Г. Петрова, напротив, – вызов природе. Это проекты всесезонной трассы для тренировки биатлонистов в Токсово и крытого горнолыжного комплекса в Туркмении, на берегу Каспия, в национальной туристической зоне AWAZA, позволяющие обеспечить круглогодичные занятия зимними видами спорта в условиях умеренного и даже жаркого климата.

Несколько его проектов, предназначавшихся для реализации под открытым небом, подходят под определение «динамическая архитектура». Хотя выполнены они для разных стран – для Летней сцены Национальной академии танца на Авентинском холме в Риме (2010) и для Летнего театра в Михайловском саду Санкт-Петербурга (2011) – их роднит использование трансформирующихся конструкций, – единственно возможных в исторической охранной зоне, которые по окончании действа либо минимизируются, либо полностью скрываются под землей.

В 2013-2016 годах А.Г. Петров – Заслуженный художник России, член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, член Союза архитекторов, Главный художник Санкт-Петербурга.

В 2014 году первая выставка архитектурного дизайна А.Г. Петрова с большим успехом прошла в столице Республика Карелия – г. Петрозаводске.

Петропавловская крепость, Потерна и каземат Государева бастиона  |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

16 Октября – 3 Декабря 2017

«ТАДЕУШ КОСТЮШКО. ЦЕНА СВОБОДЫ»
К 200-летию со дня смерти Тадеуша Костюшко

ТАДЕУШ КОСТЮШКО

В Комендантском доме Петропавловской крепости открылась выставка «Тадеуш Костюшко. Цена свободы». Выставка рассказывает о знаменитом национальном герое Польши, борце за независимость США, почетном гражданине революционной Франции – Тадеуше Костюшко (1746 – 1817).

Подробнее..

Жизнь и деятельность Костюшко пришлись на эпоху перемен не только в истории польского государства, но и в истории Европы и Северной Америки, где происходили такие события, как Великая Французская революция, крах старого порядка, наполеоновские войны, Венский конгресс и др. Большую часть своей жизни Костюшко боролся за демократию, как говорил он сам: «за вашу и нашу свободу».

С 1776 по 1783 год он участвовал в Войне за независимость США и внес значительный вклад в победу американской армии над англичанами, в признание чего 13 октября 1783 года Конгресс присвоил Костюшко звание бригадного генерала американской армии.

По возвращении в Польшу с мая по июль 1792 года Костюшко участвовал в русско-польской войне в защиту конституции, которая была принята 3 мая 1791 года и стала одним из первых правовых актов подобного толка в мире. Однако 23 января 1793 года Пруссия и Россия осуществили Второй раздел Речи Посполитой. В июне раздел был ратифицирован, а конституция – отменена.

24 марта 1794 года началось восстание в защиту независимости Польши, его возглавил Костюшко. Этому событию на выставке посвящен отдельный раздел: вниманию посетителей предлагается присяга, которую Костюшко принес на Главной рыночной площади Кракова в день начала восстания, Поланецкий универсал, принятый Костюшко в том же году и провозглашавший опеку правительства над крестьянами и отмену крепостного права, и др.

Восстание потерпело поражение, и в ноябре 1794 года Костюшко со своими соратниками были взяты в плен и доставлены в Петербург. Местом заключения деятелей польского национально-освободительного движения стала Петропавловская крепость. Раненного Костюшко поместили в Комендантский дом на особом положении, а его соратников – секретаря Ю. Немцевича, адъютанта С. Фишера и других — в одиночные тюремные камеры. В Петропавловский собор привезли захваченные вместе с мятежниками их боевые знамена.

Затем Костюшко перевели в принадлежавший казне дом Штегельмана на набережной Мойки, где Костюшко должен был лечить лейб-медик императрицы. После этого местом его пребывания стал Мраморный дворец.

В 1796 году после смерти Екатерины Великой Костюшко был помилован императором Павлом I и эмигрировал в США. В 1798 году вернулся в Европу, жил во Франции и Швейцарии.

15 октября 1817 года в Золотурне (Швейцария) в возрасте 71 года, так и не увидев возрождения своего государства, Костюшко умер. Менее чем через полгода после этого, 11 апреля 1818 года, князь Антоний Яблоновский перенес останки Костюшко обратно на польскую землю, в Краков.

Петропавловская крепость, Комендантский дом  |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

13 октября – 26 ноября 2017

«ПРИ ДВОРЕ РОССИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ»
К 190-летию Михая Зичи
Государев бастион

ПРИ ДВОРЕ РОССИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ
Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита Nasir al-Din S

В Государевом бастионе Петропавловской крепости открывается выставка, посвященная 190-летию венгерско-русского художника Михаила Александровича (Михая) Зичи, который значительную часть своей жизни провел в России и посвятил себя работе в качестве художника при российском императорском дворе.

Подробнее..

Михай Зичи родился в Венгрии в 1827 году. Закончил Венскую академию художеств. В 1847 году прибыл в Санкт-Петербург по приглашению великой княгини Елены Павловны как преподаватель рисования и живописи для ее дочери, великой княжне Екатерине Михайловне. С этого момента художник практически всю свою жизнь провел в России, в Петербурге, за исключением пребывания в Париже, Будапеште, Вене и Венеции (1874-1881) и путешествия по Кавказу (1881-1882).

В 1856 году Зичи выполнил акварели, изображавшие главные эпизоды коронации императора Александра II. За эти работы петербургская Академия художеств присвоила ему звание академика. В 1858 году Теофиль Готье в своей книге «Путешествие в Россию» посвятил Зичи целую главу, в которой оценил его как гениального рисовальщика. Эта публикация принесла художнику славу и популярность в петербургском обществе.

В 1859 году Зичи был назначен придворным художником и занимал эту должность вплоть до самой смерти в 1906 году (за исключением нескольких лет, когда он уезжал из России). За эти годы Зичи выполнил огромное количество рисунков и акварелей, запечатлевших самые разные моменты придворной жизни: официальные церемонии, парады, праздники, балы, светские развлечения, сцены охоты, театральные представления, семейные события. Эти работы стали настоящей рисованной хроникой жизни российского императорского двора на протяжении царствования трех императоров: Николая I, Александра II и Александра III.

Также Зичи известен иллюстрациями к произведениям М. Ю. Лермонтова, И. В. Гёте, Т. Готье, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ш. Руставели, к стихам венгерских поэтов Ш. Петёфи, И. Мадача и др.

Выставка в Петропавловской крепости расскажет о жизни и творчестве Михаила Александровича Зичи в России и представит копии работ художника, посвященных жизни российского императорского двора, из собрания Государственного Эрмитажа. ПРИ ДВОРЕ РОССИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ
Торжественный обед в Грановитой палате

ПРИ ДВОРЕ РОССИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ
Завтрак императоров Александра II и Вильгельма I в Зимнем дворце

Петропавловская крепость, Государев бастион   |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 10:00 – 22:00




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

8 сентября – 22 октября 2017

«ТИХИЕ ГОЛОСА»
Современное искусство о Блокаде
Невская куртина (правая сторона)

ТИХИЕ ГОЛОСА

За последние 30 лет было проведено много исторических исследований о блокаде, были опубликованы книги воспоминаний, блокадные дневники и фотоальбомы. Но в области визуализации этой темы многое осталось в традиционных формах, перешедших в наше время из советского прошлого.

Подробнее..

Проект-исследование «Тихие голоса» ставит своей целью поиск новых визуальных образов в разговоре о блокаде Ленинграда, новых способов говорить на волнующую нас противоречивую и сложную тему, привлекая современные технологии и открывая малоизвестные источники.

Задачей проекта является восстановление, проявление, возобновление голосов блокады, различные способы наведения диалогических мостов между современной аудиторией и пластом истории, отделенным от нас десятилетиями идеологической цензуры и самоцензуры свидетелей (П. Барскова).

В проекте «Тихие голоса» происходит исследование повседневной жизни человека в осажденном городе, осуществленное на основе доступных исторических публикаций, архивных источников и частных свидетельств. С помощью современных визуальных форм художники-участники проекта рассказывают о стойкости и силе людей, испытаниям которых нет примеров в истории Второй мировой войны.

Сейчас людей, переживших блокаду, осталось немного, и интервью – серьезное испытание для столь пожилых людей. Дневники, написанные во время блокады, становятся постепенно единственными источниками, читая которые можно хоть как-то приблизиться к пониманию жизни людей в осажденном городе. В дневниках, как правило, нет критики руководства города, нет политических рассуждений, большинство из них проникнуто желанием описать жизнь в городе и каждодневные испытания как можно точнее.

О.В. Синакевич в конце ноября 1941 г. сделала следующую запись о значении ведения дневника: «...сейчас важно вести дневник, записывать в него все, без разбора, – все мелочи нашей теперешней жизни, нашего домашнего быта в условиях осажденного города ... все случайные уличные встречи и наблюдения, анекдоты, все мимолетные мысли, потому что не нам сейчас судить, что со временем явится наиболее ценным для воссоздания полной картины переживаемых нами исторических дней».

Проект реализуется при поддержке Фонда «ПРО АРТЕ» и
Международной лаборатории медиаискусства CYLAND

Петропавловская крепость, Невская куртина  |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно (кроме Ср) 11:00 – 18:00




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

1 сентября 2017 – 1 апреля 2018

«ЗАЯЧИЙ ОСТРОВ»
Совместно с Донецким республиканским краеведческим музеем
Иоанновский равелин

ЗАЯЧИЙ ОСТРОВ

Экспозиция соберет в стенах Петропавловской крепости предметы, связанные с маленькими пушистыми зверьками, – главными символами острова, с которого начинался Петербург.

Подробнее..

Задолго до основания Петербурга острова в дельте Невы носили названия, связанные с природой этого края, такие как Березовый («Koivusaari», ныне Петроградский), Лосиный («Hirvisaari», ныне Васильевский), Каменный («Kivisaari», сохранил свое название). Не исключение и Заячий остров («Jenissaari»). Его название встречается в шведских писцовых книгах и картах Ингерманландии уже в середине XVII века. Однако существует легенда, что спасающийся от наводнения заяц запрыгнул на сапог Петра I, как только тот ступил на остров. На самом же острове, согласно этой истории, водилось невиданное количество зайцев.

И сейчас на Заячьем острове живёт самый известный петербургский заяц, расположившийся на сваях у Иоанновского моста, ведущего в Петропавловскую крепость. Он получил народное имя Арсений, созвучное финскому названию острова – «Jenissaari». Этот памятник зайцу, спасшемуся от наводнения, был установлен к трёхсотлетию Санкт-Петербурга по проекту скульптора В.А. Петровичева и архитектора С.Я. Петченко. На выставке в Иоанновском равелине можно увидеть рабочую модель этой скульптуры, выполненную в масштабе 1:8.

Однако зайцев можно увидеть не только в Петропавловской крепости или в зоопарке. Архитектурное убранство Петербурга пестрит элементами, изображающими зайцев. Эти животные украшают дом Лидваль на Каменноостровском проспекте, дом Гагариной, где ныне располагается петербургское отделение Союза композиторов, здание ветеринарной лечебницы Общества покровительства животным и другие. На выставке в Петропавловской крепости можно полюбоваться фотографиями декоративных архитектурных элементов с изображениями зайцев.

Заяц – главный герой многих сказок – как народных, так и авторских. На выставке представлены иллюстрации к различным сказкам о зайцах: оригинальные графические произведения В. М. Конашевича, Е. И. Чарушина, Н. М. Быльева, книги, открытки с иллюстрациями по рисункам В.С. Сварога, Н.А. Тырсы, Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачева, и других.

Заяц стал одним из спутников Деда Мороза и героем главной новогодней песни, поэтому он присутствует на новогодней атрибутике: елочных игрушках, открытках, карнавальных масках, афишах новогодних представлений, которые также можно увидеть на выставке.

За долгие годы существования традиции анималистического искусства на Императорском фарфоровом заводе были созданы выдающиеся произведения, в том числе и на «заячью» тему. На выставке демонстрируются предметы декоративно-прикладного искусства, созданные скульпторами В.А. Ватагиным, Б.Я. Воробьевым, а также художниками Н.Л. Петровой, Н.Е. Троицкой.

Выставка «Заячий остров» не будет ограничена пределами выставочного зала: зайцы распространятся по всей территории крепости! Мастерская «DoDo Design» специально для выставки подготовила необычных «парящих» зайчиков, словно прыгающих по лужайкам Петропавловской крепости. Эти зайцы выполнены из нержавеющей проволочной сетки, благодаря чему скульптуры выглядят почти невесомыми.

Творческое объединение «Четыре стихии» также подготовило сюрприз для гостей музея – на территории Петропавловской крепости можно будет найти фигуры зайцев, выполненные из дерева и расписанные петербургскими художниками. Это зайцы в исторических костюмах, зайцы-туристы, и, главное – команда зайцев-футболистов и зайцы-болельщики, которые вместе со всеми петербуржцами будут следить за развитиями событий Чемпионата мира по футболу – 2018, часть матчей которого в этом году пройдет в Санкт-Петербурге.

При подготовке выставки в Государственном музее истории Санкт-Петербурга прошла акция, в ходе которой петербуржцы и гости города подарили музею более 100 предметов с изображениями зайцев. Наиболее интересные из них займут почетное место на экспозиции. Музей выражает искреннюю благодарность всем, кто принял участие в создании этой коллекции.

Специально для выставки разработана дополнительная программа: квест по территории крепости и маршрутный лист по выставке. ЗАЯЧИЙ ОСТРОВ

ЗАЯЧИЙ ОСТРОВ

Петропавловская крепость, Иоанновский равелин   |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




/ МУЗЕЙ-КВАРТИРА А.А. БЛОКА

28 ноября 2017 – 27 мая 2018

ПОЭМА АЛЕКСАНДРА БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»
И ВЕЛИКИЙ ОКТЯБРЬ

К 100-летию Октябрьской революции

ПОЭМА АЛЕКСАНДРА БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»

Выставка посвящена одному из самых загадочных произведений поэта и отразившимся в нем революционным событиям 1917 года.

Подробнее..

«Поэма Александра Блока «Двенадцать» и Великий Октябрь» – это пятая выставка проекта «Вдохновение в красных тонах», объединившего выставочные, издательские, мультимедийные проекты Государственного музея истории Санкт-Петербурга, приуроченные к 100-летию Октябрьской революции.

Поэма составлена из отдельных зарисовок с натуры, сменяющих друг друга. Динамичность сюжета, выразительность эпизодов передают неразбериху, которая творилась и на улицах Петрограда и в умах людей. Цель выставки – дать возможность посетителям почувствовать атмосферу того времени.

ПОЭМА АЛЕКСАНДРА БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»

Основу экспозиции составляют материалы из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга:

– предметы быта жителей послереволюционного Петрограда;
– исторические фотографии, запечатлевшие демонстрации и пикеты рабочих и солдат на улицах Петрограда, отряды красногвардейцев, охрану Смольного, очереди за продуктами;
– агитационные плакаты и листовки 1917–1918 годов;
– изделия из фарфора: скульптуры «Красногвардеец» В.В.Кузнецова и «Матрос со знаменем» Н.Я.Данько, выполненные на Ленинградском фарфоровом заводе.
– денежные знаки, выпущенные Временным правительством (в народе именуемые «керенки»);
– первые публикации и отдельные издания поэмы «Двенадцать»;
– иллюстрации к поэме Ю.Анненкова и С.Юткевича;
– художественные открытки с карикатурами на императорскую семью и высшие сословия, серии открыток «Типы революции» и «Дети-политики».

ПОЭМА АЛЕКСАНДРА БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»

На выставке будут представлены мультимедийная программа «Поэма Александра Блока «Двенадцать». Издания поэмы и иллюстрации художников за 100 лет» (из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга) и видеофильм «Александр Блок «Двенадцать»» (на основе документальной хроники). Также посетители экспозиции смогут услышать аудиопрограмму «Голоса поэмы».

В качестве дополнительной программы к выставке сотрудниками Музея подготовлен маршрутный лист, с помощью которого каждый посетитель сможет совершить увлекательное путешествие по экспозиции, и мультимедийная литературная викторина «Эпоха в деталях и комментариях».

Вход на выставку по билету в Музей-квартиру А.А.Блока.

Декабристов ул., 57  |  Тел.: (812) 713-86-16  |  Cайт музея
Ежедневно (кроме Ср) 11:00 – 18:00, (Вт - до 17:00)




/ МУЗЕЙ-КВАРТИРА А.А. БЛОКА

30 июня – 7 декабря 2017

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РЕМИЗОВ
В рамках экспозиции «Блок и его окружение»

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РЕМИЗОВ

В 2017 году исполняется 140 лет со дня рождения Алексея Михайловича Ремизова (1877—1957) – одного из самых необычных русских писателей, выделявшегося даже в кругу неординарных современников – представителей культуры Серебряного века – особенным взглядом на мир, образом мыслей и стилем жизни.

Подробнее..

На выставке в экспозиции «Блок и его окружение», посвященной выдающемуся мастеру литературной стилизации, прозаику, драматургу, мемуаристу А. М. Ремизову, представлены прижизненные издания его произведений из фонда Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Среди них первый роман писателя – «Пруд» (1908); сборник народных мифов и детских сказок «Посолонь» – любимая книга самого Ремизова, принесшая ему славу самого лучшего сказочника начала XX века; сборник апокрифов «Лимонарь» (1907) и другие сборники оригинальных сказок и переработок древних литературных и фольклорных текстов («Докука и балагурье», 1914; «Русские женщины», 1918; «Николины притчи», 1917 и др.); повесть «Крестовые сестры» (1910), после которой о Ремизове заговорили как о равноценном продолжателе традиций мастеров русской прозы XIX века.

А. М. Ремизов оставил после себя большое литературное наследие, включающее более 80 изданных при жизни писателя книг. Но удивительная одаренность и трудолюбие находили воплощение не только в литературном творчестве. Графика А. М. Ремизова по достоинству была оценена его современниками. На выставке можно увидеть несколько произведений каллиграфического искусства: дарственные надписи на книгах, адресованные С. М. Городецкому, А. К. и А. Н. Бенуа, Ю. Н. Верховскому, А. Л. Волынскому.

Декабристов ул., 57  |  Тел.: (812) 713-86-16, 713-86-31  |  Cайт музея
Ежедневно (кроме Ср) 11:00 – 18:00, (Вт - до 17:00)




/ ОСОБНЯК РУМЯНЦЕВА

15 декабря 2016 – 31 декабря 2017

«КОММУНАЛЬНЫЙ РАЙ ИЛИ БЛИЗКИЕ ПОНЕВОЛЕ»
Очерки из жизни ленинградской коммунальной квартиры

КОММУНАЛЬНЫЙ РАЙ ИЛИ БЛИЗКИЕ ПОНЕВОЛЕ

В Особняке Румянцева (Английская наб., 44), в помещениях бывшей коммунальной квартиры, сохранившей свою оригинальную планировку, открывается выставка «Коммунальный рай или близкие поневоле. Очерки из жизни ленинградской коммунальной квартиры».

Подробнее..

Сотрудникам музея удалось разыскать одного из бывших жильцов этой «коммуналки» — Сергея Игоревича Арно (заместителя председателя Союза писателей Санкт-Петербурга, директора издательства Союза писателей Санкт-Петербурга), который будет присутствовать на церемонии открытия выставки.

Экспозиция, развернутая в четырех комнатах, узком коридоре и общей кухне, рассказывает о коммунальном быте ленинградцев 1930–1980-х годов. Она представляет более 1000 предметов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, большинство из которых экспонируется впервые.

В 1920-х годах в больших городах молодой советской страны начался процесс превращения городских квартир, принадлежавших одному владельцу, в коммунальные. В 1928 году вышло постановление Совнаркома СССР «О порядке самоуплотнения жителей больших городских квартир». Бывшие владельцы квартиры переселялись в одну из комнат, а остальные помещения занимали нуждающиеся в жилье рабочие заводов и фабрик, военные, служащие различных советских учреждений и т. д. Так советская власть пыталась решить жилищную проблему в городах, в первую очередь, в Москве и Ленинграде, где численность населения постоянно возрастала за счёт притока рабочей силы из провинциальных районов России.

КОММУНАЛЬНЫЙ РАЙ ИЛИ БЛИЗКИЕ ПОНЕВОЛЕ

В 1960-е годы в Ленинграде началось активное жилищное строительство пятиэтажных домов, так называемых «хрущёвок», в 1970–1980-е годы окраины города застраивались целыми массивами многоэтажных домов, но решить проблему «коммуналок» в городе так и не удалось. До сих пор 10% жилья в Петербурге составляют «коммуналки».

Совместное проживание чужих людей в одной квартире породило целый культурный пласт городского фольклора, многие петербуржцы хранят воспоминания о детстве и юности, проведенных в таких коммунальных квартирах. И, несмотря на репутацию «социального зла», у многих слово «коммуналка» вызывает лёгкую ностальгию.

В особняке Румянцева представлена реконструкция ленинградской коммунальной квартиры, в которой «живут» разные персонажи: «уплотненная» в 1920-х годах бывшая хозяйка всей квартиры; семья, перебравшаяся в город из деревни в 1930-1950-х; представитель «неформальной молодежи» 1960-х и художник, представитель ленинградского андеграунда 1970-1980-х. Предметы из музейного собрания 1930–1980-х годов позволяют показать быт ленинградцев из разных социальных слоев и в разные временные периоды.

На общей кухне можно увидеть ретроспективу бытовых приборов: от примуса до газовой плиты; от холодильного стола до электрического холодильника; от оцинкованного рукомойника до водопроводного крана и т. д.

В коридоре выставлены радиоприемники, электробритвы, фены, настенные телефоны, звонки, пылесосы и другие «вещи из прошлого».

Также на выставке демонстрируются фрагменты художественных и документальных фильмов, где показаны будни ленинградских «коммуналок». КОММУНАЛЬНЫЙ РАЙ ИЛИ БЛИЗКИЕ ПОНЕВОЛЕ




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

28 ноября 2016 — 31 декабря 2019

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН»
Экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга
и предметы, предоставленные реставрационно-строительной компанией «Паллада»

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Ваза с изображением пейзажа (1900–1914) Стекольный и хрустальный заводы «Легра и Ко» в Сен-Дени, Франция

28 ноября 2016 года в Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка «Петербургский модерн», объединившая более 300 экспонатов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и предметы, предоставленные реставрационно-строительной компанией «Паллада» и ее директором К. В. Лихолатом (автором книг из серий «Знаменитые художники–керамисты России» и «Изразцовые печи городов и районов Северо–Запада России»).

Многие экспонаты были отреставрированы специально для выставки реставраторами музея и компании «Паллада» и экспонируются впервые.

Подробнее..

Выставка посвящена одному из самых интересных периодов в истории петербургской культуры — рубежу Х1Х – начала ХХ века, который часто называют эпохой модерна. Модерн — художественный стиль, пришедший в Россию из Европы и получивший широкое распространение в самых разных областях художественного творчества. В новом стиле, провозглашавшем обязательное сочетание красоты и функциональности, отказывавшемся от любой подражательности прошлому и ориентированном на эстетику природных форм и мотивов, выполнялись проекты зданий и интерьеров, предметы мебели и осветительные приборы, костюм и украшения, бытовые предметы самого разного назначения. Модерн, по своей сути, — интернациональный стиль, но в каждой стране он приобретал свои национальные черты. Так было и в России, особенно ярко это проявилось в архитектуре.

Петербургу принадлежало особое место в утверждении стиля модерн в русском искусстве. Здесь проводились многочисленные международные выставки, демонстрировавшие достижения стиля модерн в области архитектуры, прикладных искусств, графики, издавался журнал «Мир искусства», ставший распространителем новых художественных идей, работали лучшие архитекторы и художники. Располагались представительства многих европейских и русских предприятий, занимавшихся производством предметов быта: произведения искусства тиражировались и становились достоянием массовой культуры. Все это укладывалось в концепцию нового стиля, культивировавшего идею «красивой жизни в красивом доме» и ориентированного на поиски художественной выразительности повседневных вещей, и поддерживало его популярность в самых разных слоях общества.

Целый пласт петербургской городской культуры конца XIX – начала ХХ века оказался связан со стилем модерн. Напоминает об этом масштабная экспозиция в Петропавловской крепости, представляющая богатейшую коллекцию произведений искусства в стиле модерн.

На выставке представлена архитектурная графика: проекты общественных сооружений, доходных домов и особняков, мостов, убранства интерьера и мебели, выполненные знаменитыми архитекторами Н. В. Васильевым, А. И. фон Гогеном, Л. А. Иогансеном, Н. Е. Лансере, М. А. Лялевичем, А. А. Олем и другими в стиле модерн. Здесь можно увидеть листы с изображением Торгового дома компании «Эсдерс и Схейфальс» и Сытного рынка, особняка М. Ф. Кшесинской и дачи писателя Л. Н. Андреева в Ваммельсуу (ныне пос. Серово), Троицкого и Сампсониевского мостов.

Ярким дополнением этого раздела служат декоративно-архитектурные детали петербургских зданий, поступившие в музей в 1970–1980-е годы (в это время активно проводился капитальный ремонт многих домов в исторической части города; находившиеся под угрозой утраты детали декора зданий были переданы в фонды Музея истории Санкт-Петербурга). Это витражи, чугунное литье, а также архитектурная керамика: панно, облицовка печей и каминов, напольная плитка, выполненные на ведущих художественно-керамических производствах России, Финляндии и Германии («Гельдвейн и Ваулин» в Кикерино, изразцовый завод «Або» в Турку, Ракколаниокский гончарный завод в Ховинмаа, Саксонская печная фабрика в Майсене и др.)

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Плитка облицовочная (Начало XX века) Из особняка А.И. и М.Ф.Штакеншнейдеров
(Миллионная ул., 10). Неизвестное производство. Германия.

Среди коллекции мебели особого внимания заслуживает продукция известной петербургской фабрики «Ф. Мельцер и К°». Демонстрируются образцы «комбинированной» мебели, считавшейся отличительной чертой нового стиля (например, диван, совмещенный с горками и зеркалами).

Широко представлены осветительные приборы рубежа XIX –ХХ веков в стиле модерн. В это время начало использоваться электричество, и впервые за всю историю осветительной арматуры появилась возможность направить свет вниз («живой» огонь можно было направлять только вверх). Это открыло перед мастерами эпохи модерна новые художественные возможности. Люстры, настольные лампы, торшеры и канделябры поражают не только фантазией их создателей, но и обилием используемых материалов: металла, разноцветного стекла, фарфора и фаянса, бисера, стекляруса.,

Изысканностью и гармоничностью отличаются изделия из фарфора и стекла. Особенно интересны образцы из многослойного разноцветного стекла с растительными, пейзажными и морскими мотивами, выпущенные западноевропейскими производителями: «Мануфактура Эмиля Галле» , «Братья Дом» (оба – Нанси, Франция), «Легра и К°» (Сен-Дени, Франция); и российскими — Императорским фарфоровым и стеклянным заводами (Санкт-Петербург) и Мальцовским заводом (Гусь-Хрустальный, Владимирская губерния). Интересен знаменитый датский фарфор Копенгагенской королевской мануфактуры. Рядом можно увидеть скульптуру из фарфора и фаянса, выполненную в стилистике модерна. Например, «Дама, снимающая маску» К. А. Сомова.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Дама, снимающая маску (1905-1910) По модели К.А.Сомова, Императорский фарфоровый завод. С.-Петербург

Внимание нового стиля к простым, повседневным вещам демонстрируют многочисленные бытовые изделия из металла (подсвечники, письменные, курительные принадлежности, всевозможные подставки, подносы, столовые приборы).

Отдельный раздел выставки посвящен графическому искусству модерна. Здесь демонстрируется коллекция оригинальной и тиражированной графики — афиши балов и выставок, театральные программы, рекламные плакаты, меню обедов, этикетки. Среди них работы «мирискуссников» Л. С. Бакста, А. Я. Головина, К. А. Сомова.

Завершает выставку зал, где экспонируются женский костюм, обувь и аксессуары (сумочки, веера, зонты от солнца). Великолепные платья из шелка, тюля, шифона, кружева, газа, украшенные бисером, стеклярусом и блестками, дополненные боа их страусовых перьев, создавали изысканный, утонченный и, в какой-то степени, ирреальный образ своей владелицы, столь импонировавший эстетическим установкам стиля модерн.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Платья (1910-1913) Неизвестное производство. Россия

Петропавловская крепость, Инженерный дом   |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




ВСЕ ВЫСТАВКИ НА САЙТЕ МУЗЕЯ




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
м. «Горьковская», «Спортивная»
Трамвай № 6, 40, Автобус № 46, Маршрутное такси № 46, 76, 183, 223
Телефон для справок: 230-64-31
Музей открыт: ежедневно, кроме среды - 10-18 (касса до 17:00)
www.spbmuseum.ru







< Столица Культуры




 



 

 

 
Издательский Дом 'Телинфо' ИЗДАТЕЛЬСТВО
о компании
вакансии
партнеры
контакты
ПРОЕКТЫ
Столица Культуры
Бренды Санкт-Петербурга
Лучшее без границ
Зима в Санкт-Петербурге
Работа в СПб
ПОЛИГРАФИЯ
St. Petersburg City MAP
Детская карта
Индивидуальные карты
Z-CARD
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
схема метро
режим работы станций метро
телефонные коды ЛО
телефонные коды России
справочные телефоны СПб
Copyright © ООО "Телинфо-СПб" 2003-2017