16+ rus | eng    
АФИША
ТЕАТРЫ
КОНЦЕРТЫ
КИНОТЕАТРЫ
МУЗЕИ
ВЫСТАВКИ
НОВОСТИ
Музей истории Санкт-Петербурга

Комитет по культуре Санкт-Петербурга
Государственный музей истории Санкт-Петербурга


Р Е К О М Е Н Д У Е М


/ МУЗЕЙ ПЕТЕРБУРГСКОГО АВАНГАРДА

10 июня 2017 (19:17)
«1917»
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА

1917

Постановка посвящена Октябрьской революции 1917 года, судьбам людей, оказавшихся по разные стороны баррикад, и русского искусства этой смутной эпохи.

Подробнее..

В спектакле соединены символизм ушедшей эпохи и футуристическая утопия послереволюционного времени. Впервые в Санкт-Петербурге, Петром Терменом (правнуком изобретателя терменвокса Льва Термена) будет представлена реконструкция «Звучащего Креста» — музыкального инструмента, созданного русским композитором-мистиком Николаем Обуховым. Кульминацией спектакля станет реконструкция главного музыкального произведения революционной эпохи — "Симфонии гудков" композитора-экспериментатора, одного из представителей советского авангарда 1920-х годов, Арсения Авраамова.

Мероприятие состоится в знаковом для русского авангарда месте — Доме Матюшина, где в 1910-е годы располагался штаб русских футуристов. Спустя сто лет здесь состоится премьера спектакля, продолжающего традиции русского авангарда.

Стоимость билета: 150 руб.
Справки по телефону: 347-68-98

Профессора Попова ул., 10 (Дом Матюшина)  |  Тел.: (812) 347-68-98  |  ВКонтакте




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

7 июня – 2 июля 2017
«КРОНШТАДТСКИЕ ИСТОРИИ–2. АРХИВ»
Северо-Западный филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)
в составе ГМВЦ «РОСИЗО»
«Потерна и каземат Государева бастиона»

КРОНШТАДТСКИЕ ИСТОРИИ
Кейт МакМиллан. «Тихий остров». Видеоинсталляция. Кронштадт, 2016

Северо-Западный филиал Государственного центра современного искусства представляет отчётную выставку участников программы «Арт-резиденция ГЦСИ в Кронштадте». Восемь проектов, созданных гостями Арт-резиденции в 2016 году, будут представлены на выставке «Кронштадтские истории-2.Архив» в Государственном музее истории Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости.

Подробнее..

Архивы – это то, что остается нам в наследство от прожитой жизни предыдущих поколений. Но как сохранить ускользающие фрагменты дней и событий, звуки и запахи мимолётной жизни, эту нить мгновений, совсем не нужную для истории и такую важную для человека? Славная жизнь страны перекатывает волны на поверхности. Однако то, что остаётся в глубине, зачастую так и не бывает раскрыто.

В своих произведениях художники исследовали уникальную историю и современную жизнь Кронштадта и создали свои версии прошедшего времени из воспоминаний жителей города, архивных материалов, фотографий и видео-документаций.

Тихие голоса людей, описывающих свою жизнь, неразрывно связанную с историей самого острова и всей страны, переплетаются со звуками реального города, плеском волн, с тем, что мимолётно фиксирует затвор фотоаппарата - и уже через мгновение станет архивом воспоминаний.

На выставке представлены видео и аудио инсталляции, фотографии, объекты.

КРОНШТАДТСКИЕ ИСТОРИИ
Из проекта Ильи Пилипенко «Радио неизвестных». Инсталляция. Кронштадт, 2016

Петропавловская крепость, «Потерна и каземат Государева бастиона»   |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

5 июня – 2 июля 2017
«ДОНЕЦК. ФОТОХРОНИКА–2014»
Совместно с Донецким республиканским краеведческим музеем
Иоанновский равелин. Вход свободный

ДОНЕЦК. ФОТОХРОНИКА–2014

На уличных стендах под открытым небом представлено около двадцати фотографий Донецка, сделанных профессиональными фотографами и местными жителями в 2014 году. Они запечатлели разрушения, нанесенные городу во время военных действий.

Подробнее..

На фотографиях можно увидеть пострадавшие от артиллерийских обстрелов донецкие достопримечательности, такие, как Свято-Иверский монастырь, мемориальный комплекс «Курган Саул-Могила», здание Донецкого республиканского краеведческого музея, а также здания железнодорожного вокзала и аэропорта, жилые дома и школы. Каждый снимок сопровождается небольшой фотографией из мирного прошлого города, сделанной на том же месте до войны.

О Донецком республиканском краеведческом музее

Инициатором создания Донецкого музея в 1924 году был преподаватель географии Донецкого горного техникума Александр Александрович Ольшанченко. Активное участие принимали студенты В.П. Лавриненко, А.И. Симаков, которые увлекались геологией и передали свои коллекции минералов и горных пород в фонд будущего музея. Рабочие металлургического завода Н. Николаенко и А. Брещинский пополнили фонды будущего музея своими нумизматическими коллекциями. В 1926 году под музей отвели помещение на втором этаже Братской школы на 9 линии (сейчас улица Челюскинцев), а затем три комнаты бывшего театра братьев Тудоровских на 2-й линии (сейчас улица Кобозева). Общественным директором музея стал Гранберг М.М. В этом же году музей начал принимать первых посетителей.

В августе 2014 года здание краеведческого музея серьезно пострадало во время неоднократных артиллерийских обстрелов. Под завалами перекрытий в фондохранилище были погребены коллекции археологии и зоологии и другие бесценные экспонаты, разбиты многие экспозиционные залы. Сплоченному коллективу музея и волонтерам удалось ликвидировать последствия обрушений, восстановить здание, привести в порядок коллекции музея. 15 апреля 2016 года музей получил новый статус и название – Государственное учреждение культуры «Донецкий республиканский краеведческий музей».

Сегодня музей хранит более 150 тысяч предметов, в его собрании — палеонтологические, этнографические коллекции, редкие печатные издания, документы, фотографии, образцы продукции предприятий, личные вещи известных людей Донбасса.

Вход на выставку свободный.

ДОНЕЦК. ФОТОХРОНИКА–2014

ДОНЕЦК. ФОТОХРОНИКА–2014

Петропавловская крепость, Иоанновский равелин   |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

С 3 июня до ноября 2017
Церемония развода почетного караула
Петропавловской крепости

Нарышкин бастион Петропавловской крепости

развод почетного караула

3 июня 2017 года в 11.55 в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости состоится первая в 2017 году церемония развода почетного караула. Она будет проходить каждую субботу до начала ноября.

Церемония развода почетного караула проводится в Петропавловской крепости ежегодно в летний период с 2008 года. В ней принимает участие личный состав 165 отдельной стрелковой роты почетного караула и оркестр штаба Ленинградского военного округа.

Подробнее..

Караульная служба в Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости существовала с первых месяцев со дня основания до октября 1926 года (до упразднения комендантского управления крепости). Первоначально в караулы назначались солдаты и офицеры из состава полков, дислоцировавшихся в Петербурге, с 1711-1712 годов – из постоянного городского гарнизона. С 1720-х годов, когда начался перевод в Санкт-Петербург гвардии, к караульной службе в крепости стали привлекать военнослужащих гвардейских полков.

В ноябре 1796 года в Санкт-Петербургской крепости была введена должность коменданта и создан отдельный подчинявшийся ему гарнизон. С этого времени одновременно с представителями гвардейских полков в караулы стали назначать солдат из состава крепостного гарнизона.

Детальный церемониал смены караула был разработан в царствование императора Павла I и просуществовал до начала ХХ века. Церемония смены караула проводилась на площади перед Петропавловским собором.

Современная церемония развода караула в Петропавловской крепости, разработанная Военной комендатурой Санкт-Петербурга, носит символический характер. Самые яркие моменты церемонии - плац-парад, вынос флага Российской Федерации и флага Санкт-Петербурга и, конечно, традиционный полуденный выстрел из сигнального орудия на Нарышкином бастионе.

Петропавловская крепость, Нарышкин бастион  |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно (кроме Ср) 11:00 – 18:00




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

30 мая – 23 июня 2017
«ПЕТЕРБУРГ. ЧУВСТВА В ДЕТАЛЯХ»
Персональная выставка фотографа Андрея Мархотина
Выставочные залы Государева бастиона

ПЕТЕРБУРГ. ЧУВСТВА В ДЕТАЛЯХ

Выставка представляет фотографии, позволяющие увидеть и рассмотреть Петербург в деталях.

Подробнее..

Вершины шпилей, колонн, крыши дворцов и фризы зданий украшают удивительные детали – ангелы, амуры, гении, атланты, львы, змеи, совы… Авторы этих удивительных деталей, которые ныне являются неотъемлемой частью образа Петербурга, в разные времени создавали эти украшения, вкладывая в них свои энергию и чувства.

Выставка «Петербург. Чувства в деталях» позволяет вновь обратить внимания на эти детали, увидеть их и рассмотреть.

ПЕТЕРБУРГ. ЧУВСТВА В ДЕТАЛЯХ

Петропавловская крепость, Государев бастион   |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 10:00 – 22:00




/ ПЛЯЖ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ

С 27 мая 2017 года

ФЕСТИВАЛЬ ПЕСЧАНЫХ СКУЛЬПТУР – 2017
«РОССИЯ ВЕЛИКАЯ»

ФЕСТИВАЛЬ ПЕСЧАНЫХ СКУЛЬПТУР

27 мая 2017 года в 12.00 состоится открытие Фестиваля песчаных скульптур – 2017. В этом году тема Фестиваля — «Россия Великая». На площадке Фестиваля будут представлены песчаные скульптуры, посвященные важнейшим событиям в истории России, этапам становления и развития нашей страны, ее достижениям в науке, спорте и культуре.

Подробнее..

Масштабные композиции напомнят о сражениях Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны.

В год 100-летия Февральской и Октябрьской революций 1917 года организаторы Фестиваля не могли обойти стороной революционную тему. Зрители увидят легендарный крейсер Аврору и вождя мирового пролетариата Владимира Ленина.

Свое отражение на Фестивале получат темы покорения Сибири и освоения Космоса, а также советский спорт и Олимпиады 1980 и 2014 годов, отечественные кинофильмы, мультипликация, русская классическая литература, народные сказки и даже ленинградский музыкальный андеграунд.

В центре пляжа разместиться самая высокая и масштабная скульптура Фестиваля — 9-ти метровая модель московского Собора Василия Блаженного.

Одно из центральных мест на Фестивале займет композиция «Основание Санкт-Петербурга». И это неслучайно, ведь фестиваль открывается 27 мая, в День рождения города.

Для детей будет снова построена огромная песочница в сто квадратных метров, где будут спрятаны различные артефакты для подземных раскопок.

ПЛЯЖ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 22:00

Стоимость билетов: взрослый - 350 руб., детский (дети с 5 лет) - 250 руб., учащиеся, студенты, пенсионеры - 300 руб. (при наличии подтверждающих документов).
Бесплатное посещение: дети до 5 лет, ветераны ВОВ, инвалиды ВОВ и боевых действий, лица, награжденный медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Житель блокадного Ленинграда», несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, инвалиды групп I и II степеней.

Справки по телефону: +7 (964) 327-18-63
Сайт фестиваля




/ МАНЕЖ КОНЮШЕННОГО ВЕДОМСТВА

С 25 мая 2017 года

«БОЛЬШИЕ КАРТИНЫ»
из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга

БОЛЬШИЕ КАРТИНЫ

Несколько лет здание Конюшенного ведомства было скрыто от глаз горожан строительным забором. Музей накануне Дня рождения Петербурга решил сделать петербуржцам подарок – показать, пусть небольшой, но интересный и выразительный фрагмент этого уникального архитектурного комплекса. А также продемонстрировать часть музейной коллекции большеформатной живописи ХХ века. Эти картины хранятся в фондах музея на валах и крайне редко выставляются по причине их огромного размера. Некоторые из работ никто не видел уже несколько десятков лет.

Подробнее..

Здание Конюшенного ведомства совсем недавно было передано в состав Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Памятник архитектуры находится в аварийном состоянии, объем реставрационных работ, необходимый для приведения здания в порядок, – колоссален. В этом году музеем будут проведены первоочередные противоаварийные работы: замена кровельного покрытия крыш, усиление фундамента и конструкций здания, противоаварийные работы по фасадам.

Манеж, располагающийся в восточной части здания, выходящей фасадом на канал Грибоедова, – одно из немногих сохранившихся мест, куда на сегодняшний день возможем доступ посетителей.

На выставке в Конюшенном ведомстве представлено 19 живописных полотен, созданных в советское время. Эти произведения кардинально отличаются друг от друга и демонстрируют самые разные тенденции, получившие развитие в отечественном и, в частности, ленинградском изобразительном искусстве на протяжении 1920-х – 1980-х годов: от соцреализма до нонконформизма.

Гордостью коллекции являются три картины учеников Павла Филонова (1883-1941): «Мой дом – моя крепость (Лейбористы)» Бориса Гурвича (1905-1985), «Кинто (Тифлисский базар)» Дмитрия Крапивного (1904-1940) и «Новый быт (1 Мая)» Евгения Кибрика (1906-1978). Они были написаны в 1927 году специально для знаменитой выставки объединения МАИ (Мастеров аналитического искусства) в Доме Печати (б. дворец Шуваловых, ныне Музей Фаберже). По воспоминаниям известно, что практически все работы, создававшиеся для этой выставки, в той или иной степени, были начаты, поправлены или завершены самим Павлом Филоновым. Вполне возможно, что и этих трех картин коснулась рука великого мастера.

Три полотна художников Владимира Серова (1910-1968) и Николая Корчагина (1917-1977) были написаны в 1947 году специально для украшения фризов Советского зала Мариинского дворца, где тогда располагался Ленинградский городской совет. Композиции посвящены важным вехам в истории нашего города: основанию Петербурга и обороне и блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В 1993 году картины были демонтированы в ходе реставрационных работ по воссозданию исторического облика Мариинского дворца и переданы в Музей истории Ленинграда. На выставке они впервые демонстрируются широкой публике после 1993 года.

Живописное полотно Владимира Серова «Под знаменем Ленина, под водительством Сталина, вперед, к победе!» было исполнено для экспозиции Музея обороны Ленинграда в Соляном городке предположительно в 1944 году, в год его открытия. После расформирования музея картина была передана в Музей истории Ленинграда в 1953 году, а в 1965 году была списана в связи с разоблачением культа личности Сталина и подлежала уничтожению. Но сохранилась в фондах музея и сегодня представляет для нас ценность как яркое художественное свидетельство той эпохи.

Картина Анатолия Казанцева (1908-1984) «Приезд В. И. Ленина в Петроград 3 апреля 1917 года» была написана в 1967 году по специальному заказу к 50-летию Октябрьской революции для парадной лестницы особняка Румянцева, где располагалась экспозиция Музея истории Ленинграда «Ленинград за годы Советской власти». Полотно было демонтировано в конце 1980-х годов.

Впервые экспонируются картоны в натуральную величину для одного из двух мозаичных панно Памятного зала Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. Они были исполнены художниками Иваном Ураловым (1948 г.р.), Никитой Фоминым (1949 г.р.), Сергеем Репиным (1948 г.р.) в 1977-1978 годах. Композиция «Победа» состоит из семи подрамников, общая длина которых 13,5 м, высота 4 м 16 см.

Также представлены большие картины яркого представителя нонкорформистского движения в ленинградской газо-невской культуре 1960-1980-х годов Юрия Жарких (1930 г.р.), одного из организаторов ТЭИИ (Товарищества экспериментального изобразительного искусства), участника выставок нонконформистов. В настоящее время Жарких живет и работает во Франции. Картины написаны по мотивам стихов известных ленинградских поэтов Владимира Эрля (1947 г.р.) и Виктора Кривулина (1944-2001).

БОЛЬШИЕ КАРТИНЫ

Конюшенное ведомство, Конюшенная площадь  |  Cайт музея




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

17 мая – 1 июля 2017
«КАК РОЖДАЕТСЯ КНИГА»
КНИЖНАЯ ГРАФИКА ОЛЕГА ЯХНИНА
Петропавловская крепость, Невская куртина

ГРАФИКА ОЛЕГА ЯХНИНА

Выставка представляет книжную графику признанного петербургского мастера Олега Яхнина из коллекции издательства «Вита Нова»: графические циклы, созданные специально для книг издательства.

Подробнее..

Экспозицию составляют более 200 работ: оригиналы иллюстраций к роману Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом», рассказам А.П.Чехова, произведениям Даниила Гранина, лирике Катулла, а также подготовительные рисунки, офортные и ксилографические доски, эскизы, позволяющие зрителю проследить этапы создания образа и представить себе, как рождается книга. Кроме того, на выставке будут представлены экслибрисы работы Олега Яхнина, а также серии произведений, созданных в последние два десятилетия в технике офорта: «Семь смертных грехов» и «Славянские мифические существа».

Олег Яхнин работает в книге с середины 1960-х годов. Мастер проиллюстрировал более 50 книг, среди которых произведения К. Чуковского, А.Линдгрен, М.Семеновой, Р.Грейвза, Ф.Горенштейна. Его иллюстрации к "Фаусту" И.В.Гёте, «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина, «Крошке Цахесу, по прозванию Циннобер» Э.Т.А.Гофмана, «Войне с Ганнибалом» Тита Ливия, стали классикой книжной графики. Олег Юрьевич сотрудничал с московскими и ленинградскими-петербургскими издательствами «Художественная литература» «Детская литература», «Детгиз», «Малыш», «Книга», «Лениздат», «Лимус-пресс», с издательствами Владивостока, Хабаровска, Красноярска, Саратова, Воронежа, Екатеринбурга и других городов. Художник сотрудничал с журналами «Аврор», «Нева», «Костер», «Искорка», «Мурзилка», «Енисей», «Paris-Париж».

Сегодня Олег Яхнин – заслуженный художник России, член Правления Санкт-Петербургской организации Союза художников России, член-корреспондент Академии гуманитарных наук, директор программ по изобразительному искусству Международного фестиваля «От авангарда до наших дней». Автор проекта и председатель оргкомитета Международной биеннале графики в Санкт-Петербурге, учредитель фонда развития графики «Современная графика», заведующий кафедрой графики Санкт-Петербургского института декоративно-прикладного искусства.

Художник награжден государственными наградами, премиями и дипломами Союза художников СССР, Союза художников РСФСР, Российской академии художеств, Министерства культуры РФ.

С 1972 года Олег Яхнин принял участие в более чем 400 выставках в России и за рубежом. За годы творческой работы состоялось более 50 персональных выставок художника в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России, а также в Германии, Финляндии, Франции, Китае.

ГРАФИКА ОЛЕГА ЯХНИНА

Произведения художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Российской национальной библиотеки, других художественных музеев России, Великобритании, Германии, Китая, Латвии, Украины, Эстонии, музеях искусств Бостона, Гонконга, Пекина, Циндао, Шанхая, Шэньяна, а также в частных коллекциях многих стран мира.

Петропавловская крепость, Невская куртина  |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно (кроме Ср) 11:00 – 18:00




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

18 мая – 18 июня 2017
«СЮЖЕТЫ ПЕТЕРБУРГА»
Выставка авторской вышивки Творческой мастерской Веры Тарасенковой

СЮЖЕТЫ ПЕТЕРБУРГА

В выставочном зале Иоанновского равелина действует выставка «Сюжеты Петербурга». Выставка представляет работы вышивальщиц Творческой мастерской Веры Семеновны Тарасенковой.

Подробнее..

История и красота Санкт-Петербурга всегда вдохновляла художников на создание уникальных произведений искусства. Величественная Нева, прекрасные ансамбли площадей, чарующие изгибы Екатерининского канала, роскошные дворцы, тенистые сады и парки — все это оказало влияние на целую плеяду мастеров декоративно-прикладного искусства, к которым по праву относятся и вышивальщицы.

В течение трех десятилетий в Культурном центре ГУВД (ул. Полтавская, д. 12) существует Творческая мастерская Веры Тарасенковой, которая объединяет более 50 вышивальщиц-любительниц. Это люди разного возраста (от школьниц до пенсионеров), разных профессий, которых объединяет любовь к вышивке.

Специфика работ мастерской заключается в том, что в одном произведении соединяются до сорока различных приемов вышивки, например, только одних приемов глади более двадцати видов. Применяя такое многообразие техник в одном изделии, мастера добиваются сложности фактур. Использование двухслойных тканей в сочетании с однослойными, введение сеток, стягов одновременно с ришелье, мережками, раздвижками, вырезом и выдергом нитей делают полотно почти прозрачным, легким и ажурным. Предпочтение отдается работе с натуральными тканями: шелком, льном, шерстью, всеми видам крепдешина, шифона, маркизету.

Выбор рисунка, сюжета, даже самого характера вышивки всегда индивидуален. Архитектура, графика, кованая вязь петербургских решеток, утонченные французские ткани и старинные гобелены – все влияет на воображение художников мастерской.

В лучших работах мастериц возрождаются изысканность и утонченность, свойственные петербургским мастерицам XIX века. Аксессуары (шали, косынки, палантины, галстуки, изящные носовые платочки, зонтики), выполненные современными вышивальщицами, напоминают те, которые продавались в модных магазинах на Большой Морской улице и были доступны, в основном, аристократам и богатым людям того времени.

А интерьерные вещи, представленные на этой выставке — вышитые картины, каминный экран, стулья, лампы, скатерти, салфетки — могли бы украсить собой не только современный петербургский дом, но и уютные квартиры старого Петербурга.

СЮЖЕТЫ ПЕТЕРБУРГА

В работах вышивальщиц мастерской Веры Тарасенковой бережное отношение к традициям, к эстетике прошлых веков сочетается со свободным поиском новых линий и форм, смелых цветовых решений, характерных для нашего времени.

Стоимость билетов: взрослый - 100 руб., льготный (учащиеся, студенты, пенсионеры) - 50 руб.

Петропавловская крепость, Иоанновский равелин   |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




/ КРЕПОСТЬ ОРЕШЕК

1 мая – 30 октября
Туристический сезон 2017
в Крепости Орешек

Шлиссельбургская крепость

Шлиссельбургская крепость

Крепость Орешек — историко-архитектурный памятник XIV-XX веков. Основанная в 1323 году на Ореховом острове в истоке Невы из Ладожского озера новгородским князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского, крепость служила форпостом на границе со Швецией. В 2023 году она отметит свой 700-летний юбилей. Первоначально крепость была деревянной. В 1352 году на ее месте была выстроена небольшая каменная крепость, которая занимала примерно четвертую часть острова. В конце XV – начале XVI веков на острове возвели новую мощную каменную твердыню, состоявшую из города, обнесенного стенами с семью башнями, и укрепленной цитадели с тремя башнями.

Подробнее..

В XIV–XVIII веках крепость не раз выдерживала ожесточенные штурмы. В 1612 году после девятимесячной осады крепость пала и в течение 90 лет находилась под властью Швеции. Тогда она получила название - Нотебург. В 1702 году во время Северной войны крепость была отвоевана русскими войсками и переименована в Шлиссельбург – «ключ-город». В первой половине XVIII века под руководством сподвижников Петра I Ф.А. Головина, А.Д. Меншикова, Г.И. Головкина в крепости были возведены дополнительные укрепления-бастионы: Головин, Государев, Меншиков, Королевский, Головкин, Флажный. Бастионы и соединявшие их куртины закрыли нижние части стен и башен. В XVIII-XIX столетиях за крепостью закрепилась слава «русской Бастилии». В этот период в крепости было возведено 4 тюремных здания: Секретный дом (Старая тюрьма), Новая тюрьма (Народовольческая), тюремный корпус № 4, перестроена под тюремные камеры петровская солдатская казарма (корпус №1 «Зверинец»). В Шлиссельбургской крепости содержались члены царской семьи, претенденты на престол, государственные и общественные деятели, революционеры. В их числе император Иван IV, первая жена Петра I – Евдокия Федоровна, декабристы Н. А. Бестужев, И. И. Пущин; революционеры М. А. Бакунин, В. Н. Фигнер, А. И. Ульянов. После Февральской революции 1917 года все узники крепости были освобождены. В августе 1928 года в ней открылся филиал Ленинградского музея Октябрьской революции. В годы Великой Отечественной войны защитники крепости Орешек почти 500 дней с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года обороняли крепость, не давая окончательно отрезать охваченный кольцом блокады Ленинград от Большой земли. Артиллерийские обстрелы причинили крепости значительные разрушения, многие памятники превратились в руины. Ежегодно в Крепости Орешек в День Победы в память о подвиге защитников крепости проводится торжественный митинг. В 2017 году митинг, посвященный 72-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, состоится 9 мая в 14.00. С 1965 года крепость стала филиалом Государственного музея истории Ленинграда (Санкт-Петербурга). Музей начал комплексное изучение и реставрацию памятника. Были отреставрированы и музеефицированы здания Старой и Новой тюрем, на период ХVI века восстановлены Королевская, Государева и Головина башни, участки крепостной стены, расчищен Государев бастион. Выполнена консервация разрушенного в годы войны Иоанновского собора. В 1985 году он был включен в композицию мемориального комплекса, посвященного защитникам Орешка 1941-1943 годов. Реставрационные работы в крепости продолжаются по сей день. Сегодня на Ореховом острове можно увидеть частично сохранившиеся и восстановленные каменные стены и башни Орешка XVI века, остатки земляных бастионов XVIII века и тюремные здания второй половины XIX – начала ХХ века, в двух их них – Старой и Новой тюрьмах – открыты исторические экспозиции. А также законсервированный фрагмент первой каменной крепости 1352 года, который был раскрыт археологами в 1968 году.

Крепость Орешек

Как добраться из Санкт-Петербурга:

• до г. Шлиссельбурга автобусом № 575 от ст. м. «Улица Дыбенко», далее переправа на о. Ореховый теплоходом компании «Алые паруса» (пристань на перекрестке ул. Новоладожского канала и ул. Чекалова).

• до поселка им. Морозова электропоездом от Финляндского вокзала (до станции Петрокрепость) или маршруткой №511 от ст. м. «Улица Дыбенко». Далее переправа на о. Ореховый теплоходом «Верный».

• на метеоре от пристани на Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге.

Шлиссельбургская крепость, Ленинградская область, Кировский район,
г. Шлиссельбург, о.Ореховый
Телефоны для справок: +7 (921) 583-51-22, +7 (812) 230-64-31,
Заказ экскурсий: +7 (921) 951-91-32
Cайт музея

Время работы с 1 мая по 31 октября: Пн–Пт 10:00–18:00, Сб,Вс 10:00–19:00




/ РАЗЫСКИВАЮТСЯ ЗАЙЦЫ!

МУЗЕЙ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАЗЫСКИВАЕТ ЗАЙЦЕВ

Подготовка к будущей выставке

РАЗЫСКИВАЮТСЯ ЗАЙЦЫ

В Петропавловской крепости готовится к открытию выставка, посвященная маленьким пушистым зверькам, в честь которых назван Заячий остров.

Подробнее..

Казалось бы, на территории крепости зайцев и так достаточно: то и дело, откуда ни возьмись, выглядывают их бронзовые уши. А у Иоанновского равелина, например, в летнее время можно полюбоваться на настоящих живых крольчат. Но мы хотим еще!

Музей истории города примет в дар любые художественные произведения, открытки и плакаты, предметы быта, сувениры, игрушки, аксессуары и даже карнавальные костюмы, изображающие зайцев и кроликов. Единственное ограничение – зайцы и всё, что с ними связано, должны быть не моложе 1991 года.

Наиболее интересные экспонаты примут участие в выставке и, возможно, даже пополнят фонды Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а их владельцы уж точно получат право бесплатного посещения нашей «заячьей» экспозиции! Открытие выставки запланировано на 1 сентября 2017 года.

Контакты для связи и передачи предметов в музей: (812) 498-06-82, inna.minushina@gmail.com, Минюшина Инна.

Петропавловская крепость, Телифон: (812) 498-06-82  |  Cайт музея




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

28 ноября 2016 — 31 декабря 2019
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН»
Экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга
и предметы, предоставленные реставрационно-строительной компанией «Паллада»

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Ваза с изображением пейзажа (1900–1914) Стекольный и хрустальный заводы «Легра и Ко» в Сен-Дени, Франция

28 ноября 2016 года в Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка «Петербургский модерн», объединившая более 300 экспонатов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и предметы, предоставленные реставрационно-строительной компанией «Паллада» и ее директором К. В. Лихолатом (автором книг из серий «Знаменитые художники–керамисты России» и «Изразцовые печи городов и районов Северо–Запада России»).

Многие экспонаты были отреставрированы специально для выставки реставраторами музея и компании «Паллада» и экспонируются впервые.

Подробнее..

Выставка посвящена одному из самых интересных периодов в истории петербургской культуры — рубежу Х1Х – начала ХХ века, который часто называют эпохой модерна. Модерн — художественный стиль, пришедший в Россию из Европы и получивший широкое распространение в самых разных областях художественного творчества. В новом стиле, провозглашавшем обязательное сочетание красоты и функциональности, отказывавшемся от любой подражательности прошлому и ориентированном на эстетику природных форм и мотивов, выполнялись проекты зданий и интерьеров, предметы мебели и осветительные приборы, костюм и украшения, бытовые предметы самого разного назначения. Модерн, по своей сути, — интернациональный стиль, но в каждой стране он приобретал свои национальные черты. Так было и в России, особенно ярко это проявилось в архитектуре.

Петербургу принадлежало особое место в утверждении стиля модерн в русском искусстве. Здесь проводились многочисленные международные выставки, демонстрировавшие достижения стиля модерн в области архитектуры, прикладных искусств, графики, издавался журнал «Мир искусства», ставший распространителем новых художественных идей, работали лучшие архитекторы и художники. Располагались представительства многих европейских и русских предприятий, занимавшихся производством предметов быта: произведения искусства тиражировались и становились достоянием массовой культуры. Все это укладывалось в концепцию нового стиля, культивировавшего идею «красивой жизни в красивом доме» и ориентированного на поиски художественной выразительности повседневных вещей, и поддерживало его популярность в самых разных слоях общества.

Целый пласт петербургской городской культуры конца XIX – начала ХХ века оказался связан со стилем модерн. Напоминает об этом масштабная экспозиция в Петропавловской крепости, представляющая богатейшую коллекцию произведений искусства в стиле модерн.

На выставке представлена архитектурная графика: проекты общественных сооружений, доходных домов и особняков, мостов, убранства интерьера и мебели, выполненные знаменитыми архитекторами Н. В. Васильевым, А. И. фон Гогеном, Л. А. Иогансеном, Н. Е. Лансере, М. А. Лялевичем, А. А. Олем и другими в стиле модерн. Здесь можно увидеть листы с изображением Торгового дома компании «Эсдерс и Схейфальс» и Сытного рынка, особняка М. Ф. Кшесинской и дачи писателя Л. Н. Андреева в Ваммельсуу (ныне пос. Серово), Троицкого и Сампсониевского мостов.

Ярким дополнением этого раздела служат декоративно-архитектурные детали петербургских зданий, поступившие в музей в 1970–1980-е годы (в это время активно проводился капитальный ремонт многих домов в исторической части города; находившиеся под угрозой утраты детали декора зданий были переданы в фонды Музея истории Санкт-Петербурга). Это витражи, чугунное литье, а также архитектурная керамика: панно, облицовка печей и каминов, напольная плитка, выполненные на ведущих художественно-керамических производствах России, Финляндии и Германии («Гельдвейн и Ваулин» в Кикерино, изразцовый завод «Або» в Турку, Ракколаниокский гончарный завод в Ховинмаа, Саксонская печная фабрика в Майсене и др.)

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Плитка облицовочная (Начало XX века) Из особняка А.И. и М.Ф.Штакеншнейдеров
(Миллионная ул., 10). Неизвестное производство. Германия.

Среди коллекции мебели особого внимания заслуживает продукция известной петербургской фабрики «Ф. Мельцер и К°». Демонстрируются образцы «комбинированной» мебели, считавшейся отличительной чертой нового стиля (например, диван, совмещенный с горками и зеркалами).

Широко представлены осветительные приборы рубежа XIX –ХХ веков в стиле модерн. В это время начало использоваться электричество, и впервые за всю историю осветительной арматуры появилась возможность направить свет вниз («живой» огонь можно было направлять только вверх). Это открыло перед мастерами эпохи модерна новые художественные возможности. Люстры, настольные лампы, торшеры и канделябры поражают не только фантазией их создателей, но и обилием используемых материалов: металла, разноцветного стекла, фарфора и фаянса, бисера, стекляруса.,

Изысканностью и гармоничностью отличаются изделия из фарфора и стекла. Особенно интересны образцы из многослойного разноцветного стекла с растительными, пейзажными и морскими мотивами, выпущенные западноевропейскими производителями: «Мануфактура Эмиля Галле» , «Братья Дом» (оба – Нанси, Франция), «Легра и К°» (Сен-Дени, Франция); и российскими — Императорским фарфоровым и стеклянным заводами (Санкт-Петербург) и Мальцовским заводом (Гусь-Хрустальный, Владимирская губерния). Интересен знаменитый датский фарфор Копенгагенской королевской мануфактуры. Рядом можно увидеть скульптуру из фарфора и фаянса, выполненную в стилистике модерна. Например, «Дама, снимающая маску» К. А. Сомова.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Дама, снимающая маску (1905-1910) По модели К.А.Сомова, Императорский фарфоровый завод. С.-Петербург

Внимание нового стиля к простым, повседневным вещам демонстрируют многочисленные бытовые изделия из металла (подсвечники, письменные, курительные принадлежности, всевозможные подставки, подносы, столовые приборы).

Отдельный раздел выставки посвящен графическому искусству модерна. Здесь демонстрируется коллекция оригинальной и тиражированной графики — афиши балов и выставок, театральные программы, рекламные плакаты, меню обедов, этикетки. Среди них работы «мирискуссников» Л. С. Бакста, А. Я. Головина, К. А. Сомова.

Завершает выставку зал, где экспонируются женский костюм, обувь и аксессуары (сумочки, веера, зонты от солнца). Великолепные платья из шелка, тюля, шифона, кружева, газа, украшенные бисером, стеклярусом и блестками, дополненные боа их страусовых перьев, создавали изысканный, утонченный и, в какой-то степени, ирреальный образ своей владелицы, столь импонировавший эстетическим установкам стиля модерн.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Платья (1910-1913) Неизвестное производство. Россия

Петропавловская крепость, Инженерный дом   |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




/ ОСОБНЯК РУМЯНЦЕВА

15 декабря 2016 – 31 декабря 2017
«КОММУНАЛЬНЫЙ РАЙ ИЛИ БЛИЗКИЕ ПОНЕВОЛЕ»
Очерки из жизни ленинградской коммунальной квартиры

КОММУНАЛЬНЫЙ РАЙ ИЛИ БЛИЗКИЕ ПОНЕВОЛЕ

В Особняке Румянцева (Английская наб., 44), в помещениях бывшей коммунальной квартиры, сохранившей свою оригинальную планировку, открывается выставка «Коммунальный рай или близкие поневоле. Очерки из жизни ленинградской коммунальной квартиры».

Подробнее..

Сотрудникам музея удалось разыскать одного из бывших жильцов этой «коммуналки» — Сергея Игоревича Арно (заместителя председателя Союза писателей Санкт-Петербурга, директора издательства Союза писателей Санкт-Петербурга), который будет присутствовать на церемонии открытия выставки.

Экспозиция, развернутая в четырех комнатах, узком коридоре и общей кухне, рассказывает о коммунальном быте ленинградцев 1930–1980-х годов. Она представляет более 1000 предметов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, большинство из которых экспонируется впервые.

В 1920-х годах в больших городах молодой советской страны начался процесс превращения городских квартир, принадлежавших одному владельцу, в коммунальные. В 1928 году вышло постановление Совнаркома СССР «О порядке самоуплотнения жителей больших городских квартир». Бывшие владельцы квартиры переселялись в одну из комнат, а остальные помещения занимали нуждающиеся в жилье рабочие заводов и фабрик, военные, служащие различных советских учреждений и т. д. Так советская власть пыталась решить жилищную проблему в городах, в первую очередь, в Москве и Ленинграде, где численность населения постоянно возрастала за счёт притока рабочей силы из провинциальных районов России.

КОММУНАЛЬНЫЙ РАЙ ИЛИ БЛИЗКИЕ ПОНЕВОЛЕ

В 1960-е годы в Ленинграде началось активное жилищное строительство пятиэтажных домов, так называемых «хрущёвок», в 1970–1980-е годы окраины города застраивались целыми массивами многоэтажных домов, но решить проблему «коммуналок» в городе так и не удалось. До сих пор 10% жилья в Петербурге составляют «коммуналки».

Совместное проживание чужих людей в одной квартире породило целый культурный пласт городского фольклора, многие петербуржцы хранят воспоминания о детстве и юности, проведенных в таких коммунальных квартирах. И, несмотря на репутацию «социального зла», у многих слово «коммуналка» вызывает лёгкую ностальгию.

В особняке Румянцева представлена реконструкция ленинградской коммунальной квартиры, в которой «живут» разные персонажи: «уплотненная» в 1920-х годах бывшая хозяйка всей квартиры; семья, перебравшаяся в город из деревни в 1930-1950-х; представитель «неформальной молодежи» 1960-х и художник, представитель ленинградского андеграунда 1970-1980-х. Предметы из музейного собрания 1930–1980-х годов позволяют показать быт ленинградцев из разных социальных слоев и в разные временные периоды.

На общей кухне можно увидеть ретроспективу бытовых приборов: от примуса до газовой плиты; от холодильного стола до электрического холодильника; от оцинкованного рукомойника до водопроводного крана и т. д.

В коридоре выставлены радиоприемники, электробритвы, фены, настенные телефоны, звонки, пылесосы и другие «вещи из прошлого».

Также на выставке демонстрируются фрагменты художественных и документальных фильмов, где показаны будни ленинградских «коммуналок». КОММУНАЛЬНЫЙ РАЙ ИЛИ БЛИЗКИЕ ПОНЕВОЛЕ


До 20 августа 2017
«РЕКА ВРЕМЕНИ»
Очерки из жизни ленинградской коммунальной квартиры

РЕКА ВРЕМЕНИ

В Дамской гостиной особняка Румянцева (Английская наб., 44) начинает работу выставка «Река Времени». Это проект современных художников, посвященный реке Неве.

Подробнее..

История великой реки и ее берегов отражена в 11 тематических витражах-инсталляциях, размещенных в дворцовых интерьерах. Сюжетные композиции рассказывают о возникновении реки Невы около 2,5 тысяч лет назад, о жизни приневских берегов во времена Древней Руси, о военных сражениях со шведами за приневские земли, о победах Северной войны, об основании и строительстве Санкт-Петербурга, о неразделимой связи жизни города и реки на протяжении трех столетий. Также не остались без внимания авторов такие важные вехи истории Петербурга, как Октябрьская революция (выстрел с крейсера Аврора, стоявшего на Неве у Николаевского моста), блокада и оборона Ленинграда (Нева была источником воды для ленинградцев). Символом Невы в наши дни для авторов стал праздник «Алые паруса».

Черно-белые видеопроекции передают разные состояния реки Невы, запечатленной в разную погоду и время суток.

Английская набережная, 44  |  Тел.: (812) 571-75-44  |  Cайт музея

Ежедневно (кроме Ср) 11:00 – 18:00




/ МУЗЕЙ РУССКОГО ИСКУССТВА В МИННЕАПОЛИСЕ

18 февраля – 4 июня 2017 года
«БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА: ПОДВИГ И ТРАГЕДИЯ»
Выставка из собрания Гос. музея истории Санкт-Петербурга
в Музее русского искусства (США, Миннесота, Миннеаполис)

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА: ПОДВИГ И ТРАГЕДИЯ

18 февраля 2017 года в Музее русского искусства (США, Миннесота, Миннеаполис) открывается выставка из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга – «Блокада Ленинграда: подвиг и трагедия».

Подробнее..

Блокада Ленинграда – одно из самых страшных и трагических событий Второй мировой войны. В течение 872 дней – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – город, находившийся в кольце блокады, оборонялся от фашистских захватчиков. Представленные на выставке копии документов, карт, графических произведений, фотографий, плакатов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга рассказывают о жизни осаждённого Ленинграда.

Важными свидетельствами страшных блокадных дней являются дневники жителей города. Один из самых известных – дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой. В нем всего девять страниц, на шести из которых записаны даты смерти близких людей Тани – матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Оригинал дневника Тани Савичевой хранится в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, а на выставке «Блокада Ленинграда: подвиг и трагедия» представлена его копия.

Специально для выставки подготовлено пять мультимедийных программ, рассказывающих о блокадном Ленинграде, о Дороге жизни, о ленинградских детях.

The Museum of Russian Art, 5500 Stevens Ave S. Minneapolis, MN 55419
Tel.: +1 (612) 821-9045  |  www.tmora.org

Open: Mo–Fr 10am–5pm, Sa 10am–4pm, Su 1pm–5pm




/ МУЗЕЙ ПЕТЕРБУРГСКОГО АВАНГАРДА

До 30 мая 2017
«ТВОРЧЕСКИЕ ПАРЫ. МАТЮШИН И ГУРО»
К 10–летию Музея петербургского авангарда

ТВОРЧЕСКИЕ ПАРЫ. МАТЮШИН И ГУРО

Выставка является первой в цикле «Творческие пары», который рассказывает о творчестве супругов-художников, работающих в традиции русского авангарда. В экспозиции представлены произведения Михаила Матюшина и Елены Гуро, созданные супругами в годы совместной жизни.

Подробнее..

Михаил Васильевич Матюшин (1861—1934) и Елена Генриховна Гуро (1877—1913) — выдающаяся художественная пара, оказавшая значительное влияние на развитие авангардного искусства. Будущие супруги познакомились в начале 1900-х годов в мастерской Я. Ф. Ционглинского. Их брак продлился всего девять лет (в 1913 году Гуро умерла от лейкемии), однако общность художественных идей и творческих поисков сделали этот союз удивительно гармоничным. В 1910-е годы Матюшин и Гуро входили в круг русских футуристов, принимали активное участие в выставках, лекциях, диспутах «нового» искусства. По их инициативе в 1909 году было создано общество художников-новаторов «Союз молодежи» и издательство «Журавль», публиковавшее футуристические книги. Квартира Матюшиных на Песочной, 10 (ныне ул. Профессора Попова) стала одним из центров петербургского авангарда.

Большую часть представленных на выставке произведений составляют пейзажи. Природа занимала особое место в творчестве этой пары. Матюшин и Гуро стали основоположниками органического направления в русском авангарде. В основе их мировоззрения лежало осознание мира как единого органического целого, а одну из главных задач художника они видели в наблюдении природы, изучении ее скрытых свойств. Можно заметить, что супруги обращались к сходным сюжетам: в их работах часто встречаются затерянные в зелени дома, лесные опушки, прибрежные камни, стволы деревьев.

Живя вместе, Матюшин и Гуро часто становились моделями друг для друга. Демонстрируемые на выставке живописные и графические портреты показывают супругов за работой и на отдыхе. Особенно примечателен портрет Гуро, созданный Матюшиным в 1906 году. Свет из окна освещает склонившийся над книгой силуэт молодой женщины, ее лицо неразличимо, однако она безошибочно узнаваема, так точно передан ее образ. Эту часть экспозиции дополняют автопортреты художников, а также фотографии Елены Гуро, выполненные Михаилом Матюшиным.

Профессора Попова ул., 10 (Дом Матюшина)  |  Тел.: (812) 347-68-98  |  ВКонтакте




/ МУЗЕЙ-КВАРТИРА А.А. БЛОКА

31 марта – 28 сентября 2017
«КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ»
К 135-детию со дня рождения

КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ

Экспозиция отражает сложный творческий путь К.И.Чуковского, проложенный «через тернии к звездам» неудержимой энергией, трудолюбием и силой характера.

Подробнее..

Имя К.И.Чуковского знакомо читателям с самого раннего детства. Для многих из нас первые выученные наизусть и запомнившиеся на всю жизнь стихи — это строки из «Мухи-Цокотухи», «Мойдодыра», «Айболита». Самый известный и любимый детский автор, на книгах которого выросло не одно поколение, был человеком необыкновенного, многогранного таланта, реализовавшегося во многих жанрах литературы.

Главными экспонатами выставки являются книги из собрания В. Н. Орлова: прижизненные издания книг и статей К. И. Чуковского, охватывающие период с 1900-х до конца 1960-х годов, отражающие все ипостаси его литературного дарования.

Здесь представлен Чуковский как блестящий критик, автор статей и книг о знаменитых современниках («От Чехова до наших дней», «Леонид Андреев большой и маленький», 1908; «Критические рассказы», 1911; «Книга о современных писателях», «Лица и маски», 1914; «Футуристы», 1922; «Александр Блок как человек и поэт», «Две души Максима Горького», 1924); как историк и исследователь русской литературы, посвятивший многие годы изучению жизни и творчества любимого поэта — Н.А.Некрасова («Рассказы о Некрасове», 1930; «Мастерство Некрасова», 1952).

Отражена деятельность Чуковского как талантливого переводчика, который открыл русскому читателю доступ ко многим сокровищам американской и английской литературы, а также теоретика художественного перевода, сумевшего обобщить и передать свой огромный опыт в выдержавшей множество переизданий книге «Высокое искусство».

Книги К.И.Чуковского свидетельствуют о многих его «творческих профессиях»: публицист, лингвист, исследователь детской психологии.

Отдельного внимания заслуживает книга, являющаяся публикацией уникального исторического документа — альманаха «Чукоккала», запечатлевшего литературный быт целой эпохи.

В альманахе присутствуют автографы А.А.Блока: дневниковые записи, стихотворные экспромты и послания, шуточные протоколы заседаний, последнее стихотворение, написанное в 1921 году, и предсмертное письмо К.И.Чуковскому, которое тот назвал «величайшей драгоценностью» «Чукоккалы».

Копии некоторых записей А.А.Блока в альманахе К.И.Чуковского были подарены музею внучкой писателя, Е.Ц.Чуковской.

Декабристов ул., 57  |  Тел.: (812) 713-86-16, 713-86-31  |  Cайт музея
Ежедневно (кроме Ср) 11:00 – 18:00, (Вт - до 17:00)




/ МУЗЕЙ С.М. КИРОВА

27 октября 2016 – 27 марта 2017
«ВЕЛИКИЙ ГРАЖДАНИН: ПРЯМАЯ РЕЧЬ»
К 130-летию со дня рождения С. М. Кирова

ВЕЛИКИЙ ГРАЖДАНИН

В советское время личность С. М. Кирова – вождя ленинградских большевиков и близкого друга И. В. Сталина, была не только одной из самых известных в стране, но и одной из самых популярных. Убийство С. М. Кирова 1 декабря 1934 года только увеличило его популярность и способствовало созданию образа «Великого гражданина», нашедшего свое отражение в одноименном фильме Ф. Эрмлера (1938, 1939), в литературе и изобразительном искусстве.

Подробнее..

В то же время, в памяти многих ленинградцев Киров остался, как «наш Мироныч», свой человек, умевший говорить «с народом», обладавший чувством юмора и блестящими ораторскими способностями. Современники стремились услышать речи С. М. Кирова, «вживую» увидеть его выступления.

В основе выставки два компонента: монументальный образ «Великого гражданина», отраженный в лучших образцах изобразительного искусства эпохи соцреализма, и «прямая речь» С. М. Кирова. Она представлена выдержками из докладов, публичных обращений и речей «трибуна революции» в период его работы в Ленинграде с 1926 по 1934 годы.

Цитаты «оживляют» не только оратора, но и саму эпоху. Являясь ближайшим соратником И. В. Сталина, С. М. Киров принимал участие во всех социально-экономических, политических и культурных процессах тех лет: курировал развитие промышленности и благоустройства Ленинграда, участвовал в работе «троек» НКВД. В своих выступлениях С. М. Киров затрагивает наиболее актуальные проблемы того времени: тяжелую экономическую ситуацию, прежде всего проблемы с продовольствием и дефицит товаров, коллективизацию в деревне, напряженное международное положение, борьбу с внутрипартийной оппозицией и «вредительством».

В стенограммах выступлений С. М. Кирова отмечены не только аплодисменты, но и смех. Шутил Киров в широком диапазоне — от безобидного дружеского подтрунивания до шокирующего современного читателя уровня. Например:

«Сколько бы ни плакали старушки из новой оппозиции, мы все-таки скажем одно: не мешайте…» (из заключительной речи С. М. Кирова на XI районной партийной конференции Василеостровского района 9 января 1927 года).

«Всякий понимает, ради чего мы людей резали, на тот свет отправляли, в чем ни одной минуты не раскаивались и не раскаиваемся, наоборот, считаем, что кое-где недорезали /смех, аплодисменты»/ (из выступления С. М. Кирова на заключительном заседании XIII партконференции Петроградского района, 1930 г.).

Прямая речь исторического деятеля передаёт «дух эпохи» – её жестокость и бескомпромиссность, стремительность, веру в прогресс, готовность идти на любые жертвы ради «светлого» будущего, И здесь для нас, современников предоставляется возможность сравнить, насколько наше общество отличается от общества периода «великого перелома».

«Прямую речь» дополнят живописные, графические и скульптурные работы лучших мастеров социалистического реализма: И. И. Бродского, В. А. Зверева, М. Г. Платунова, А. Н. Самохвалова, М. Г. Манизера и др. Здесь же демонстрируется портрет С. М. Кирова, созданный в необычной технике – из птичьего пера (В. Л. Пржевуский).

Также на выставке представлены личные документы и вещи С. М. Кирова, уже не «великого», а обычного гражданина: паспорт и партийный билет, квитанция за электроэнергию и пригласительные билеты на театральные премьеры. Многие из этих предметов экспонируются впервые.

Так как выставка приурочена к 130-летию со дня рождения вождя ленинградских коммунистов, в столовой мемориальной квартиры С. М. Кирова впервые сервирован праздничный стол и выставлены мемориальные фарфор из сервиза Дулевской фарфоровой фабрики, хрусталь и стекло, которыми сервировали стол во время праздников и торжеств в доме С. М. Кирова, а также его любимая красная скатерть.

Каменноостровский пр., 26-28,  |  Тел.: (812) 346-02-89  |  Cайт музея
Ежедневно (кроме Ср) 11:00 – 18:00, (Вт - до 17:00)




ВСЕ ВЫСТАВКИ НА САЙТЕ МУЗЕЯ




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
м. «Горьковская», «Спортивная»
Трамвай № 6, 40, Автобус № 46, Маршрутное такси № 46, 76, 183, 223
Телефон для справок: 230-64-31
Музей открыт: ежедневно, кроме среды - 10-18 (касса до 17:00)
www.spbmuseum.ru







< Столица Культуры




 



 

 

 
Издательский Дом 'Телинфо' ИЗДАТЕЛЬСТВО
о компании
вакансии
партнеры
контакты
ПРОЕКТЫ
Столица Культуры
Бренды Санкт-Петербурга
Лучшее без границ
Зима в Санкт-Петербурге
Работа в СПб
ПОЛИГРАФИЯ
St. Petersburg City MAP
Детская карта
Индивидуальные карты
Z-CARD
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
схема метро
режим работы станций метро
телефонные коды ЛО
телефонные коды России
справочные телефоны СПб
вопросы по работе сайта
реклама на сайте

Copyright © ООО "Телинфо-СПб" 2003-2017