16+ rus | eng    
АФИША
ТЕАТРЫ
КОНЦЕРТЫ
КИНОТЕАТРЫ
МУЗЕИ
ВЫСТАВКИ
НОВОСТИ
Музей истории Санкт-Петербурга

Комитет по культуре Санкт-Петербурга
Государственный музей истории Санкт-Петербурга


Р Е К О М Е Н Д У Е М


/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

10 августа – 24 сентября 2017
«РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ»
Выставка книжной графики из коллекции издательства «Вита Нова»
Выставочные залы Государева бастиона

РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ

Экспозицию составят оригиналы иллюстраций, выполненные виднейшими современными художниками специально для книг из серии «Рукописи».

Подробнее..

Знаменитая булгаковская фраза «Рукописи не горят» дала названии серии коллекционных изданий литературных памятников со сложной издательской судьбой: запрещённых, распространявшихся в списках, самиздате и тамиздате, а также произведений, которые оставили наиболее яркий след в российской и зарубежной культуре, публикация которых изменила интеллектуальное и духовное состояние общества.

Оформление книг этой серии стилизовано под редакторскую папку: переплет, «паспорт издания», стилизация под машинописный текст, курсивные рукописные пометки редактора имитируют сданную в производство, но не опубликованную рукопись. Казалось бы, парадоксально: тексты, которые можно было читать в слепых машинописных копиях или слушать с пластинок «на рёбрах», сейчас выпускается в роскошном библиофильском издании. Но в этом есть высшая справедливость, точнее, восстановление исторической справедливости: издательство воспринимает эти книги как своеобразный памятник авторам и их творчеству, как попытку показать, с каким уважением мы должны относиться к настоящей культуре.

15 лет назад первые книги серии «Рукописи» — «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «Процесс» Франца Кафки получили высшую книжную награду России — гран-при конкурса «Книга года — 2002». «Блокадный дневник» Ольги Берггольц, вышедший в свет в этой же серии, принёс издательству ещё одну высшую награду: «Книга года — 2016». Издания серии отмечены и другими многочисленными наградами («Образ книги», «Искусство книги. Традиции и поиск», «Серебряная литера», диплом газеты «Известия» «За полёт фантазии с точным приземлением» и др.). Книги представлены в коллекции Государственного Эрмитажа, Российской Академии художеств, ГМИИ имени А.С.Пушкина и других музеев. На выставке будут представлены циклы работ современных художников, выполненные по заказу издательства: оригиналы иллюстраций к произведениям М. Агеева, Леонида Андреева, Виктора Астафьева, Хорхе Луиса Борхеса, Михаила Булгакова, Константина Вагинова, Александра Введенского, Владимира Войновича, Владимира Высоцкого, Александра Галича, Евгении Гинзбург, Александра Городницкого, Даниила Гранина, Олега Григорьева, Николая Гумилева,, Сергея Довлатова, Николая Заболоцкого, Евгения Замятина, Михаила Зощенко, Кена Кизи, Густава Майринка, Осипа Мандельштама, Габриэля Гарсиа Маркеса, Владимира Маяковского, Владимира Набокова, Николая Олейникова, Юрия Олеши, Андрея Платонова, Даниила Хармса, Велимира Хлебникова, Марины Цветаевой, Александра Чаянова, Варлама Шаламова, Владимира Шинкарёва, Василия Шукшина.

Экспозицию составят работы Александра Андреева, Александра Антонова, Валерия Бабанова, Андрея Бисти, Михаила Гавричкова, Александры Гарт, Бориса Забирохина, Ивана Задорожного, Владимира Зимакова, Анастасии Зыкиной, Светы Ивановой, Александра Кабанина, Михаила Карасика, Клима Ли, Валерия Мишина, Олега Михайлова, Артура Молева, Светозара Острова, Петра Перевезенцева, Давида Плаксина, Екатерины Посецельской, Сергея Русакова, Павла Татарникова, Виктора Тихомирова, Г.А.В. Траугот, Игоря Улангина, Светланы Филипповой, Александра Флоренского, Сергея Чепика, Доротеи Шемякиной, Михаила Шемякина, Владимира Шинкарёва, Юрия Штапакова, Олега Яхнина.

Петропавловская крепость, Государев бастион   |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 10:00 – 22:00




/ МУЗЕЙ-КВАРТИРА А.А. БЛОКА

30 июня – 7 декабря 2017
АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РЕМИЗОВ
В рамках экспозиции «Блок и его окружение»

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РЕМИЗОВ

В 2017 году исполняется 140 лет со дня рождения Алексея Михайловича Ремизова (1877—1957) – одного из самых необычных русских писателей, выделявшегося даже в кругу неординарных современников – представителей культуры Серебряного века – особенным взглядом на мир, образом мыслей и стилем жизни.

Подробнее..

На выставке в экспозиции «Блок и его окружение», посвященной выдающемуся мастеру литературной стилизации, прозаику, драматургу, мемуаристу А. М. Ремизову, представлены прижизненные издания его произведений из фонда Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Среди них первый роман писателя – «Пруд» (1908); сборник народных мифов и детских сказок «Посолонь» – любимая книга самого Ремизова, принесшая ему славу самого лучшего сказочника начала XX века; сборник апокрифов «Лимонарь» (1907) и другие сборники оригинальных сказок и переработок древних литературных и фольклорных текстов («Докука и балагурье», 1914; «Русские женщины», 1918; «Николины притчи», 1917 и др.); повесть «Крестовые сестры» (1910), после которой о Ремизове заговорили как о равноценном продолжателе традиций мастеров русской прозы XIX века.

А. М. Ремизов оставил после себя большое литературное наследие, включающее более 80 изданных при жизни писателя книг. Но удивительная одаренность и трудолюбие находили воплощение не только в литературном творчестве. Графика А. М. Ремизова по достоинству была оценена его современниками. На выставке можно увидеть несколько произведений каллиграфического искусства: дарственные надписи на книгах, адресованные С. М. Городецкому, А. К. и А. Н. Бенуа, Ю. Н. Верховскому, А. Л. Волынскому.

Декабристов ул., 57  |  Тел.: (812) 713-86-16, 713-86-31  |  Cайт музея
Ежедневно (кроме Ср) 11:00 – 18:00, (Вт - до 17:00)




/ ПЛЯЖ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ

С 27 мая 2017 года

ФЕСТИВАЛЬ ПЕСЧАНЫХ СКУЛЬПТУР – 2017
«РОССИЯ ВЕЛИКАЯ»

ФЕСТИВАЛЬ ПЕСЧАНЫХ СКУЛЬПТУР

27 мая 2017 года в 12.00 состоится открытие Фестиваля песчаных скульптур – 2017. В этом году тема Фестиваля — «Россия Великая». На площадке Фестиваля будут представлены песчаные скульптуры, посвященные важнейшим событиям в истории России, этапам становления и развития нашей страны, ее достижениям в науке, спорте и культуре.

Подробнее..

Масштабные композиции напомнят о сражениях Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны.

В год 100-летия Февральской и Октябрьской революций 1917 года организаторы Фестиваля не могли обойти стороной революционную тему. Зрители увидят легендарный крейсер Аврору и вождя мирового пролетариата Владимира Ленина.

Свое отражение на Фестивале получат темы покорения Сибири и освоения Космоса, а также советский спорт и Олимпиады 1980 и 2014 годов, отечественные кинофильмы, мультипликация, русская классическая литература, народные сказки и даже ленинградский музыкальный андеграунд.

В центре пляжа разместиться самая высокая и масштабная скульптура Фестиваля — 9-ти метровая модель московского Собора Василия Блаженного.

Одно из центральных мест на Фестивале займет композиция «Основание Санкт-Петербурга». И это неслучайно, ведь фестиваль открывается 27 мая, в День рождения города.

Для детей будет снова построена огромная песочница в сто квадратных метров, где будут спрятаны различные артефакты для подземных раскопок.

ПЛЯЖ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 22:00

Стоимость билетов: взрослый - 350 руб., детский (дети с 5 лет) - 250 руб., учащиеся, студенты, пенсионеры - 300 руб. (при наличии подтверждающих документов).
Бесплатное посещение: дети до 5 лет, ветераны ВОВ, инвалиды ВОВ и боевых действий, лица, награжденный медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Житель блокадного Ленинграда», несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, инвалиды групп I и II степеней.

Справки по телефону: +7 (964) 327-18-63
Сайт фестиваля




/ КРЕПОСТЬ ОРЕШЕК

1 мая – 30 октября
Туристический сезон 2017
в Крепости Орешек

Шлиссельбургская крепость

Шлиссельбургская крепость

Крепость Орешек — историко-архитектурный памятник XIV-XX веков. Основанная в 1323 году на Ореховом острове в истоке Невы из Ладожского озера новгородским князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского, крепость служила форпостом на границе со Швецией. В 2023 году она отметит свой 700-летний юбилей. Первоначально крепость была деревянной. В 1352 году на ее месте была выстроена небольшая каменная крепость, которая занимала примерно четвертую часть острова. В конце XV – начале XVI веков на острове возвели новую мощную каменную твердыню, состоявшую из города, обнесенного стенами с семью башнями, и укрепленной цитадели с тремя башнями.

Подробнее..

В XIV–XVIII веках крепость не раз выдерживала ожесточенные штурмы. В 1612 году после девятимесячной осады крепость пала и в течение 90 лет находилась под властью Швеции. Тогда она получила название - Нотебург. В 1702 году во время Северной войны крепость была отвоевана русскими войсками и переименована в Шлиссельбург – «ключ-город». В первой половине XVIII века под руководством сподвижников Петра I Ф.А. Головина, А.Д. Меншикова, Г.И. Головкина в крепости были возведены дополнительные укрепления-бастионы: Головин, Государев, Меншиков, Королевский, Головкин, Флажный. Бастионы и соединявшие их куртины закрыли нижние части стен и башен. В XVIII-XIX столетиях за крепостью закрепилась слава «русской Бастилии». В этот период в крепости было возведено 4 тюремных здания: Секретный дом (Старая тюрьма), Новая тюрьма (Народовольческая), тюремный корпус № 4, перестроена под тюремные камеры петровская солдатская казарма (корпус №1 «Зверинец»). В Шлиссельбургской крепости содержались члены царской семьи, претенденты на престол, государственные и общественные деятели, революционеры. В их числе император Иван IV, первая жена Петра I – Евдокия Федоровна, декабристы Н. А. Бестужев, И. И. Пущин; революционеры М. А. Бакунин, В. Н. Фигнер, А. И. Ульянов. После Февральской революции 1917 года все узники крепости были освобождены. В августе 1928 года в ней открылся филиал Ленинградского музея Октябрьской революции. В годы Великой Отечественной войны защитники крепости Орешек почти 500 дней с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года обороняли крепость, не давая окончательно отрезать охваченный кольцом блокады Ленинград от Большой земли. Артиллерийские обстрелы причинили крепости значительные разрушения, многие памятники превратились в руины. Ежегодно в Крепости Орешек в День Победы в память о подвиге защитников крепости проводится торжественный митинг. В 2017 году митинг, посвященный 72-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, состоится 9 мая в 14.00. С 1965 года крепость стала филиалом Государственного музея истории Ленинграда (Санкт-Петербурга). Музей начал комплексное изучение и реставрацию памятника. Были отреставрированы и музеефицированы здания Старой и Новой тюрем, на период ХVI века восстановлены Королевская, Государева и Головина башни, участки крепостной стены, расчищен Государев бастион. Выполнена консервация разрушенного в годы войны Иоанновского собора. В 1985 году он был включен в композицию мемориального комплекса, посвященного защитникам Орешка 1941-1943 годов. Реставрационные работы в крепости продолжаются по сей день. Сегодня на Ореховом острове можно увидеть частично сохранившиеся и восстановленные каменные стены и башни Орешка XVI века, остатки земляных бастионов XVIII века и тюремные здания второй половины XIX – начала ХХ века, в двух их них – Старой и Новой тюрьмах – открыты исторические экспозиции. А также законсервированный фрагмент первой каменной крепости 1352 года, который был раскрыт археологами в 1968 году.

Крепость Орешек

Как добраться из Санкт-Петербурга:

• до г. Шлиссельбурга автобусом № 575 от ст. м. «Улица Дыбенко», далее переправа на о. Ореховый теплоходом компании «Алые паруса» (пристань на перекрестке ул. Новоладожского канала и ул. Чекалова).

• до поселка им. Морозова электропоездом от Финляндского вокзала (до станции Петрокрепость) или маршруткой №511 от ст. м. «Улица Дыбенко». Далее переправа на о. Ореховый теплоходом «Верный».

• на метеоре от пристани на Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге.

Шлиссельбургская крепость, Ленинградская область, Кировский район,
г. Шлиссельбург, о.Ореховый
Телефоны для справок: +7 (921) 583-51-22, +7 (812) 230-64-31,
Заказ экскурсий: +7 (921) 951-91-32
Cайт музея

Время работы с 1 мая по 31 октября: Пн–Пт 10:00–18:00, Сб,Вс 10:00–19:00




/ РАЗЫСКИВАЮТСЯ ЗАЙЦЫ!

МУЗЕЙ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАЗЫСКИВАЕТ ЗАЙЦЕВ

Подготовка к будущей выставке

РАЗЫСКИВАЮТСЯ ЗАЙЦЫ

В Петропавловской крепости готовится к открытию выставка, посвященная маленьким пушистым зверькам, в честь которых назван Заячий остров.

Подробнее..

Казалось бы, на территории крепости зайцев и так достаточно: то и дело, откуда ни возьмись, выглядывают их бронзовые уши. А у Иоанновского равелина, например, в летнее время можно полюбоваться на настоящих живых крольчат. Но мы хотим еще!

Музей истории города примет в дар любые художественные произведения, открытки и плакаты, предметы быта, сувениры, игрушки, аксессуары и даже карнавальные костюмы, изображающие зайцев и кроликов. Единственное ограничение – зайцы и всё, что с ними связано, должны быть не моложе 1991 года.

Наиболее интересные экспонаты примут участие в выставке и, возможно, даже пополнят фонды Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а их владельцы уж точно получат право бесплатного посещения нашей «заячьей» экспозиции! Открытие выставки запланировано на 1 сентября 2017 года.

Контакты для связи и передачи предметов в музей: (812) 498-06-82, inna.minushina@gmail.com, Минюшина Инна.

Петропавловская крепость, Телифон: (812) 498-06-82  |  Cайт музея




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

28 ноября 2016 — 31 декабря 2019
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН»
Экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга
и предметы, предоставленные реставрационно-строительной компанией «Паллада»

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Ваза с изображением пейзажа (1900–1914) Стекольный и хрустальный заводы «Легра и Ко» в Сен-Дени, Франция

28 ноября 2016 года в Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка «Петербургский модерн», объединившая более 300 экспонатов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и предметы, предоставленные реставрационно-строительной компанией «Паллада» и ее директором К. В. Лихолатом (автором книг из серий «Знаменитые художники–керамисты России» и «Изразцовые печи городов и районов Северо–Запада России»).

Многие экспонаты были отреставрированы специально для выставки реставраторами музея и компании «Паллада» и экспонируются впервые.

Подробнее..

Выставка посвящена одному из самых интересных периодов в истории петербургской культуры — рубежу Х1Х – начала ХХ века, который часто называют эпохой модерна. Модерн — художественный стиль, пришедший в Россию из Европы и получивший широкое распространение в самых разных областях художественного творчества. В новом стиле, провозглашавшем обязательное сочетание красоты и функциональности, отказывавшемся от любой подражательности прошлому и ориентированном на эстетику природных форм и мотивов, выполнялись проекты зданий и интерьеров, предметы мебели и осветительные приборы, костюм и украшения, бытовые предметы самого разного назначения. Модерн, по своей сути, — интернациональный стиль, но в каждой стране он приобретал свои национальные черты. Так было и в России, особенно ярко это проявилось в архитектуре.

Петербургу принадлежало особое место в утверждении стиля модерн в русском искусстве. Здесь проводились многочисленные международные выставки, демонстрировавшие достижения стиля модерн в области архитектуры, прикладных искусств, графики, издавался журнал «Мир искусства», ставший распространителем новых художественных идей, работали лучшие архитекторы и художники. Располагались представительства многих европейских и русских предприятий, занимавшихся производством предметов быта: произведения искусства тиражировались и становились достоянием массовой культуры. Все это укладывалось в концепцию нового стиля, культивировавшего идею «красивой жизни в красивом доме» и ориентированного на поиски художественной выразительности повседневных вещей, и поддерживало его популярность в самых разных слоях общества.

Целый пласт петербургской городской культуры конца XIX – начала ХХ века оказался связан со стилем модерн. Напоминает об этом масштабная экспозиция в Петропавловской крепости, представляющая богатейшую коллекцию произведений искусства в стиле модерн.

На выставке представлена архитектурная графика: проекты общественных сооружений, доходных домов и особняков, мостов, убранства интерьера и мебели, выполненные знаменитыми архитекторами Н. В. Васильевым, А. И. фон Гогеном, Л. А. Иогансеном, Н. Е. Лансере, М. А. Лялевичем, А. А. Олем и другими в стиле модерн. Здесь можно увидеть листы с изображением Торгового дома компании «Эсдерс и Схейфальс» и Сытного рынка, особняка М. Ф. Кшесинской и дачи писателя Л. Н. Андреева в Ваммельсуу (ныне пос. Серово), Троицкого и Сампсониевского мостов.

Ярким дополнением этого раздела служат декоративно-архитектурные детали петербургских зданий, поступившие в музей в 1970–1980-е годы (в это время активно проводился капитальный ремонт многих домов в исторической части города; находившиеся под угрозой утраты детали декора зданий были переданы в фонды Музея истории Санкт-Петербурга). Это витражи, чугунное литье, а также архитектурная керамика: панно, облицовка печей и каминов, напольная плитка, выполненные на ведущих художественно-керамических производствах России, Финляндии и Германии («Гельдвейн и Ваулин» в Кикерино, изразцовый завод «Або» в Турку, Ракколаниокский гончарный завод в Ховинмаа, Саксонская печная фабрика в Майсене и др.)

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Плитка облицовочная (Начало XX века) Из особняка А.И. и М.Ф.Штакеншнейдеров
(Миллионная ул., 10). Неизвестное производство. Германия.

Среди коллекции мебели особого внимания заслуживает продукция известной петербургской фабрики «Ф. Мельцер и К°». Демонстрируются образцы «комбинированной» мебели, считавшейся отличительной чертой нового стиля (например, диван, совмещенный с горками и зеркалами).

Широко представлены осветительные приборы рубежа XIX –ХХ веков в стиле модерн. В это время начало использоваться электричество, и впервые за всю историю осветительной арматуры появилась возможность направить свет вниз («живой» огонь можно было направлять только вверх). Это открыло перед мастерами эпохи модерна новые художественные возможности. Люстры, настольные лампы, торшеры и канделябры поражают не только фантазией их создателей, но и обилием используемых материалов: металла, разноцветного стекла, фарфора и фаянса, бисера, стекляруса.,

Изысканностью и гармоничностью отличаются изделия из фарфора и стекла. Особенно интересны образцы из многослойного разноцветного стекла с растительными, пейзажными и морскими мотивами, выпущенные западноевропейскими производителями: «Мануфактура Эмиля Галле» , «Братья Дом» (оба – Нанси, Франция), «Легра и К°» (Сен-Дени, Франция); и российскими — Императорским фарфоровым и стеклянным заводами (Санкт-Петербург) и Мальцовским заводом (Гусь-Хрустальный, Владимирская губерния). Интересен знаменитый датский фарфор Копенгагенской королевской мануфактуры. Рядом можно увидеть скульптуру из фарфора и фаянса, выполненную в стилистике модерна. Например, «Дама, снимающая маску» К. А. Сомова.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Дама, снимающая маску (1905-1910) По модели К.А.Сомова, Императорский фарфоровый завод. С.-Петербург

Внимание нового стиля к простым, повседневным вещам демонстрируют многочисленные бытовые изделия из металла (подсвечники, письменные, курительные принадлежности, всевозможные подставки, подносы, столовые приборы).

Отдельный раздел выставки посвящен графическому искусству модерна. Здесь демонстрируется коллекция оригинальной и тиражированной графики — афиши балов и выставок, театральные программы, рекламные плакаты, меню обедов, этикетки. Среди них работы «мирискуссников» Л. С. Бакста, А. Я. Головина, К. А. Сомова.

Завершает выставку зал, где экспонируются женский костюм, обувь и аксессуары (сумочки, веера, зонты от солнца). Великолепные платья из шелка, тюля, шифона, кружева, газа, украшенные бисером, стеклярусом и блестками, дополненные боа их страусовых перьев, создавали изысканный, утонченный и, в какой-то степени, ирреальный образ своей владелицы, столь импонировавший эстетическим установкам стиля модерн.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Платья (1910-1913) Неизвестное производство. Россия

Петропавловская крепость, Инженерный дом   |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




/ ОСОБНЯК РУМЯНЦЕВА

15 декабря 2016 – 31 декабря 2017
«КОММУНАЛЬНЫЙ РАЙ ИЛИ БЛИЗКИЕ ПОНЕВОЛЕ»
Очерки из жизни ленинградской коммунальной квартиры

КОММУНАЛЬНЫЙ РАЙ ИЛИ БЛИЗКИЕ ПОНЕВОЛЕ

В Особняке Румянцева (Английская наб., 44), в помещениях бывшей коммунальной квартиры, сохранившей свою оригинальную планировку, открывается выставка «Коммунальный рай или близкие поневоле. Очерки из жизни ленинградской коммунальной квартиры».

Подробнее..

Сотрудникам музея удалось разыскать одного из бывших жильцов этой «коммуналки» — Сергея Игоревича Арно (заместителя председателя Союза писателей Санкт-Петербурга, директора издательства Союза писателей Санкт-Петербурга), который будет присутствовать на церемонии открытия выставки.

Экспозиция, развернутая в четырех комнатах, узком коридоре и общей кухне, рассказывает о коммунальном быте ленинградцев 1930–1980-х годов. Она представляет более 1000 предметов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, большинство из которых экспонируется впервые.

В 1920-х годах в больших городах молодой советской страны начался процесс превращения городских квартир, принадлежавших одному владельцу, в коммунальные. В 1928 году вышло постановление Совнаркома СССР «О порядке самоуплотнения жителей больших городских квартир». Бывшие владельцы квартиры переселялись в одну из комнат, а остальные помещения занимали нуждающиеся в жилье рабочие заводов и фабрик, военные, служащие различных советских учреждений и т. д. Так советская власть пыталась решить жилищную проблему в городах, в первую очередь, в Москве и Ленинграде, где численность населения постоянно возрастала за счёт притока рабочей силы из провинциальных районов России.

КОММУНАЛЬНЫЙ РАЙ ИЛИ БЛИЗКИЕ ПОНЕВОЛЕ

В 1960-е годы в Ленинграде началось активное жилищное строительство пятиэтажных домов, так называемых «хрущёвок», в 1970–1980-е годы окраины города застраивались целыми массивами многоэтажных домов, но решить проблему «коммуналок» в городе так и не удалось. До сих пор 10% жилья в Петербурге составляют «коммуналки».

Совместное проживание чужих людей в одной квартире породило целый культурный пласт городского фольклора, многие петербуржцы хранят воспоминания о детстве и юности, проведенных в таких коммунальных квартирах. И, несмотря на репутацию «социального зла», у многих слово «коммуналка» вызывает лёгкую ностальгию.

В особняке Румянцева представлена реконструкция ленинградской коммунальной квартиры, в которой «живут» разные персонажи: «уплотненная» в 1920-х годах бывшая хозяйка всей квартиры; семья, перебравшаяся в город из деревни в 1930-1950-х; представитель «неформальной молодежи» 1960-х и художник, представитель ленинградского андеграунда 1970-1980-х. Предметы из музейного собрания 1930–1980-х годов позволяют показать быт ленинградцев из разных социальных слоев и в разные временные периоды.

На общей кухне можно увидеть ретроспективу бытовых приборов: от примуса до газовой плиты; от холодильного стола до электрического холодильника; от оцинкованного рукомойника до водопроводного крана и т. д.

В коридоре выставлены радиоприемники, электробритвы, фены, настенные телефоны, звонки, пылесосы и другие «вещи из прошлого».

Также на выставке демонстрируются фрагменты художественных и документальных фильмов, где показаны будни ленинградских «коммуналок». КОММУНАЛЬНЫЙ РАЙ ИЛИ БЛИЗКИЕ ПОНЕВОЛЕ


До 20 августа 2017
«РЕКА ВРЕМЕНИ»
Очерки из жизни ленинградской коммунальной квартиры

РЕКА ВРЕМЕНИ

В Дамской гостиной особняка Румянцева (Английская наб., 44) начинает работу выставка «Река Времени». Это проект современных художников, посвященный реке Неве.

Подробнее..

История великой реки и ее берегов отражена в 11 тематических витражах-инсталляциях, размещенных в дворцовых интерьерах. Сюжетные композиции рассказывают о возникновении реки Невы около 2,5 тысяч лет назад, о жизни приневских берегов во времена Древней Руси, о военных сражениях со шведами за приневские земли, о победах Северной войны, об основании и строительстве Санкт-Петербурга, о неразделимой связи жизни города и реки на протяжении трех столетий. Также не остались без внимания авторов такие важные вехи истории Петербурга, как Октябрьская революция (выстрел с крейсера Аврора, стоявшего на Неве у Николаевского моста), блокада и оборона Ленинграда (Нева была источником воды для ленинградцев). Символом Невы в наши дни для авторов стал праздник «Алые паруса».

Черно-белые видеопроекции передают разные состояния реки Невы, запечатленной в разную погоду и время суток.

Английская набережная, 44  |  Тел.: (812) 571-75-44  |  Cайт музея

Ежедневно (кроме Ср) 11:00 – 18:00




/ МУЗЕЙ-КВАРТИРА А.А. БЛОКА

31 марта – 28 сентября 2017
«КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ»
К 135-детию со дня рождения

КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ

Экспозиция отражает сложный творческий путь К.И.Чуковского, проложенный «через тернии к звездам» неудержимой энергией, трудолюбием и силой характера.

Подробнее..

Имя К.И.Чуковского знакомо читателям с самого раннего детства. Для многих из нас первые выученные наизусть и запомнившиеся на всю жизнь стихи — это строки из «Мухи-Цокотухи», «Мойдодыра», «Айболита». Самый известный и любимый детский автор, на книгах которого выросло не одно поколение, был человеком необыкновенного, многогранного таланта, реализовавшегося во многих жанрах литературы.

Главными экспонатами выставки являются книги из собрания В. Н. Орлова: прижизненные издания книг и статей К. И. Чуковского, охватывающие период с 1900-х до конца 1960-х годов, отражающие все ипостаси его литературного дарования.

Здесь представлен Чуковский как блестящий критик, автор статей и книг о знаменитых современниках («От Чехова до наших дней», «Леонид Андреев большой и маленький», 1908; «Критические рассказы», 1911; «Книга о современных писателях», «Лица и маски», 1914; «Футуристы», 1922; «Александр Блок как человек и поэт», «Две души Максима Горького», 1924); как историк и исследователь русской литературы, посвятивший многие годы изучению жизни и творчества любимого поэта — Н.А.Некрасова («Рассказы о Некрасове», 1930; «Мастерство Некрасова», 1952).

Отражена деятельность Чуковского как талантливого переводчика, который открыл русскому читателю доступ ко многим сокровищам американской и английской литературы, а также теоретика художественного перевода, сумевшего обобщить и передать свой огромный опыт в выдержавшей множество переизданий книге «Высокое искусство».

Книги К.И.Чуковского свидетельствуют о многих его «творческих профессиях»: публицист, лингвист, исследователь детской психологии.

Отдельного внимания заслуживает книга, являющаяся публикацией уникального исторического документа — альманаха «Чукоккала», запечатлевшего литературный быт целой эпохи.

В альманахе присутствуют автографы А.А.Блока: дневниковые записи, стихотворные экспромты и послания, шуточные протоколы заседаний, последнее стихотворение, написанное в 1921 году, и предсмертное письмо К.И.Чуковскому, которое тот назвал «величайшей драгоценностью» «Чукоккалы».

Копии некоторых записей А.А.Блока в альманахе К.И.Чуковского были подарены музею внучкой писателя, Е.Ц.Чуковской.

Декабристов ул., 57  |  Тел.: (812) 713-86-16, 713-86-31  |  Cайт музея
Ежедневно (кроме Ср) 11:00 – 18:00, (Вт - до 17:00)




ВСЕ ВЫСТАВКИ НА САЙТЕ МУЗЕЯ




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
м. «Горьковская», «Спортивная»
Трамвай № 6, 40, Автобус № 46, Маршрутное такси № 46, 76, 183, 223
Телефон для справок: 230-64-31
Музей открыт: ежедневно, кроме среды - 10-18 (касса до 17:00)
www.spbmuseum.ru







< Столица Культуры




 



 

 

 
Издательский Дом 'Телинфо' ИЗДАТЕЛЬСТВО
о компании
вакансии
партнеры
контакты
ПРОЕКТЫ
Столица Культуры
Бренды Санкт-Петербурга
Лучшее без границ
Зима в Санкт-Петербурге
Работа в СПб
ПОЛИГРАФИЯ
St. Petersburg City MAP
Детская карта
Индивидуальные карты
Z-CARD
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
схема метро
режим работы станций метро
телефонные коды ЛО
телефонные коды России
справочные телефоны СПб
вопросы по работе сайта
реклама на сайте

Copyright © ООО "Телинфо-СПб" 2003-2017