16+ rus | eng    
АФИША
ФЕСТИВАЛИ
КОНЦЕРТЫ
ТЕАТРЫ
КИНОТЕАТРЫ
МУЗЕИ
ВЫСТАВКИ
НОВОСТИ
Музей истории Санкт-Петербурга

Комитет по культуре Санкт-Петербурга
Государственный музей истории Санкт-Петербурга


Р Е К О М Е Н Д У Е М


/ МОНУМЕНТ ГЕРОИЧЕСКИМ ЗАЩИТНИКАМ ЛЕНИНГРАДА

9 августа 2018

«ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ»

торжественная демонстрация фильма

ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ

9 августа 2018 года в 18:30 в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда (пл. Победы) состоится торжественная демонстрация фильма «Ленинградская симфония». Показ фильма приурочен к 76-летию с того дня, как знаменитая симфония Д. Д. Шостаковича впервые прозвучала в нашем городе.

Подробнее..

Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, во всем мире известная как «Ленинградская», – это произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, где в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу, сражающемуся за свою Родину.

9 августа 1942 года, в день, когда Гитлер намеревался захватить Ленинград, в Большом зале филармонии оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга впервые исполнил Седьмую симфонию Д.Д.Шостаковича.

9 августа 2018 года, спустя 76 лет после этого события, в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда будет показан фильм «Ленинградская симфония», снятый режиссером Захаром Аграненко в 1957 году. Сюжет фильма раскрывает подвиг блокадных музыкантов, которые ценой невероятных усилий претворили в жизнь задуманное Д.Д.Шостаковичем.

Вход в Памятный зал музея по билетам на экспозицию.

ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ

Памятный зал Монумента героическим защитникам Ленинграда,   Пл. Победы
|  Тел.: (812) 371-29-51  |  Cайт музея

Ежедневно 11:00–18:00 (Вт до 17:00), Ср - выходной




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

30 мая – 12 августа 2018

«ФАРФОР И ТРОН»
К 150-летию со дня рождения императора Николая II
Иоанновский равелин

ФАРФОР И ТРОН

30 мая 2018 года в 16.00 в Иоанновском равелине Петропавловской крепости открывается выставка «Фарфор и трон», приуроченная к двум важным датам 2018 года: 150-летию со дня рождения императора Николая II и 100-летию со дня расстрела последнего российского монарха, членов его семьи и приближенных. Это совместный проект Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Императорского фарфорового завода.

Подробнее..

Выставка рассказывает об истории и государственном значении первого в России и третьего в Европе предприятия по производству фарфора, главной задачей которого было удовлетворение потребностей Российского Императорского Двора. На ней представлены лучшие образцы фарфоровых изделий, выполненных мастерами завода. Особо ценными экспонатами коллекции являются предметы, бытовавшие при императорском дворе и дошедшие до нас в первозданном виде, не смотря на все перипетии и катастрофы ХХ века. Многие экспонаты впервые демонстрируются широкой публике.

Начало производству российского фарфора было положено в 1744 году, когда в Петербурге указом императрицы Елизаветы Петровны была организована «Порцелиновая мануфактура». Первыми заказами предприятию стали небольшие изделия, которые преподносились в качестве дипломатических подарков и жаловались приближенным. Помимо них на выставке можно увидеть предметы из первого отечественного («Собственного») сервиза императрицы Елизаветы Петровны.

Эпоха Екатерины II стала временем расцвета фарфорового производства в России XVIII века. Изделия завода этого периода отличаются особым стилем, который базировался на заимствовании особенностей оригинальных греческих и римских произведений искусства. Особой гордостью предприятия в это время стали изготовленные по заказу императрицы «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский» сервизы, предметы из которых также демонстрируются на выставке. Здесь же представлены скульптурные портреты государыни работы французского скульптора Жана – Доминика Рашетта (1744–1809), который на протяжении 25 лет занимал должность модельмейстера завода.

В царствование императора Павла Петровича на предприятии появилась новая традиция — подносить к Высочайшему Двору художественные вещи к праздникам Святой Пасхи и Рождества Христова. Данная тема на выставке представлена отдельным разделом.

Ключевой темой фарфорового искусства первой четверти XIX века стало прославление России и ее героев. Выбор сюжетов был продиктован пробудившейся под влиянием событий Отечественной войны 1812 года темой народного самосознания и народного духа. Данную тенденцию наглядно передают представленные на выставке предметы из «Гурьевского» («Русского») сервиза. В это же время ведущее место среди императорских заказов заняло производство больших интерьерных ваз, оформленных видовой или батальной живописью, которые также можно увидеть в экспозиции.

Среди экспонатов, представляющих историю предприятия второй половины XIX столетия — предметы, выполненные заводом для многочисленных царских и великокняжеских резиденций, а также императорских яхт. Они отличаются разнообразием художественных форм и оформления.

К началу XX века техническое оснащение Императорского фарфорового завода соответствовало уровню крупнейших европейских предприятий данного профиля. В это время завод продолжал традиции, заложенные в предыдущие эпохи, в том копировал лучшие образцы старинного фарфора. По указанию императора Николая II по моделям П.П. Каменского (1858–1922) была выполнена скульптурная серия фигур «для коллекции народностей, населяющих Российскую Империю», которая отличается этнической достоверностью и непревзойденным качеством художественного исполнения. Начало традиции использования национальных мотивов в фарфоровом искусстве было положено еще при Екатерине II. Ряд этих фигур также можно увидеть на выставке.

Отдельный раздел посвящен советскому периоду в истории предприятия и это неслучайно. После революции 1917 года завод не прекратил своего существования и продолжал отвечать запросам времени, формируя в мире образ новой России, поддерживая статус государственной власти на столь же высоком уровне, как и ранее. Перед предприятием встала задача – выработать новые художественные формы, актуальные для новой страны. На заводе было налажено производство агитационного фарфора. На старых фарфоровых формах, изготовленных в дореволюционный период, воспроизводились орнаменты и сюжеты в духе наступившей эпохи. История завода в этот период была связана с именами знаменитых художников, декораторов, скульпторов-керамистов: С. Чехонина, Н. Данько, В. Кузнецова, Н. Альтмана, К. Малевича, М. Лебедева, М. Адамовича, Б. Кустодиева, К. Петрова-Водкина, М. Добужинского и др. Эти и другие мастера создавали уникальные авторские произведения, выполненные вручную в нескольких экземплярах. Фарфор 1920-х годов, представленный на выставке, демонстрирует одну из самых ярких страниц в истории отечественного декоративно-прикладного искусства.

Завершает выставку раздел, посвященный современной деятельности завода и официальным заказам последних лет, выполненных по случаю знаменательных событий и торжественных мероприятий на высшем государственном уровне.

Здесь же можно увидеть произведения современных художников Императорского фарфорового завода, выполненные специально для выставки. Это мемориальные работы, посвященные памяти расстрелянной императорской семьи.

ФАРФОР И ТРОН

Петропавловская крепость, Иоанновский равелин   |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




/ ОСОБНЯК РУМЯНЦЕВА

12 июля – 28 августа 2018

«ИТАЛЬЯНСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Выставка уличной фотографии Залмана Шкляра

ИТАЛЬЯНСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

12 июля 2018 года в 16.00 в выставочных залах особняка Румянцева (вход с ул. Галерной, 45) открывается персональная выставка известного российского фотографа Залмана Шкляра. В экспозиции представлено более 70 фотографий, запечатлевших уличную жизнь Венеции, Рима, Сан-Феличе-Чирчео, Бурано, Террачины, Пеллестрины и др.

Подробнее..

Жизнь городских улиц – одна из главных тем в творчестве Залмана Шкляра. Более 20 лет фотограф ежедневно фиксирует неповторимые, мимолетные мгновения, которые быстро исчезают в уличной суете. За это время художник выработал свой особый художественный язык, в котором мастер делает акценты на неожиданных ракурсах, укрупненных деталях, ярких цветовых сочетаниях, неожиданных свето-воздушных эффектах.

Улица в фотографиях Залмана Шкляра – это многоаспектный структурированный организм, где реализм через секунду может превратиться в противоположный ему сюрреализм, а скрытая энергия материальных объектов будет раскрываться в ярких сочных красках.

Простые, на первый взгляд, сюжеты фотографий Залмана Шкляра – фрагменты, выхваченные из каждодневной привычной жизни улиц – наполнены своеобразной философией повседневности.

На выставке в особняке Румянцева впервые в России будут демонстрироваться избранные фотоработы мастера, сделанные на улицах городов Италии. В них фотограф сумел передать не только динамичный ритм жизни улиц, запечатлеть выразительные фрагменты городской среды, но и передать особый итальянский шарм, так хорошо знакомый всем поклонникам этой замечательной страны.

ИТАЛЬЯНСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

ИТАЛЬЯНСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

ИТАЛЬЯНСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

Английская набережная, 44 (Особняк Румянцева)  |  Тел.: (812) 571-75-44  |  Сайт музея




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

C 25 мая до середины сентября 2018
ФЕСТИВАЛЬ ПЕСЧАНЫХ СКУЛЬПТУР – 2018
«МИРОВЫЕ ШЕДЕВРЫ»

ФЕСТИВАЛЬ ПЕСЧАНЫХ СКУЛЬПТУР

Фестиваль песчаных скульптур откроется в Петропавловской крепости 25 мая - в канун празднования Дня Города.

2018 год – год ярких и незабываемых событий в жизни нашего города. В связи с этим, организаторами была поставлена задача не только удивить наших гостей тонкостью и мастерством исполнения песчаных шедевров, но и выбрать особенную тему для Фестиваля песчаных скульптур-2018, которая будет соответствовать высокому статусу Санкт-Петербурга, как культурной столицы чемпионата мира по футболу! Поэтому было принято решение изваять из песка самые яркие мировые произведения искусства – шедевры архитектуры, скульптуры и живописи, памятники, входящие в список объектов, охраняемых всемирной организацией ЮНЕСКО.

Подробнее..

Фестиваль песчаных скульптур - 2018 «МИРОВЫЕ ШЕДЕВРЫ» предоставит шанс гостям и жителям Петербурга полюбоваться культурным наследием разных стран, собранных вместе в самом сердце нашего города.

В список композиций, представленных на фестивале, вошли такие объекты всемирного наследия как резной Миланский собор, таинственная пирамида Майя, поражающий своими размерами Колосс Родосский, загадочный египетский сфинкс и изваяния Рамзеса Второго, ставшие символами Египта наравне с пирамидами. А центральной и самой высокой композицией Фестиваля песчаных скульптур-2018 станет Церковь Преображения Господня со всемирно известного острова Кижи в Карелии, собранная без единого гвоздя. Хочется добавить также, что эта скульптура станет рекордно высокой за все годы проведения фестиваля песчаных скульптур в Петербурге, и составит целых ДЕСЯТЬ метров высоту!!! Такой выбор был сделан организаторами, чтобы подчеркнуть древность и бессмертие великих творений рук человеческих, в то время, как их песчаные копии недолговечны.

С каждым годом технология изготовления песчаных скульптур становится более сложной и интересной. В этом году скульпторы впервые представят объемную версию известнейших живописных полотен, в виде сложных панорамных композиций. Такой интерпретации картин не было создано ранее ни на одном из подобных фестивалей в мире! Скульпторы покажут зрителям свое видение шедевров кисти Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ильи Репина, Альфонса Мухи. Одним из самых ярких экспонатов, отражающих эту творческую идею фестиваля, станет картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти», также известная, как «Мягкие часы», в данном случае, выполненная полностью из песка – хрупкого и зыбкого материала, растворяющегося в бесконечной реке времени.

Впрочем, так ли недолговечны скульптуры из песка? В этом году Фестиваль песчаных скульптур в Петропавловской крепости продлится три с половиной месяца. Многолетний опыт проведения фестиваля позволяет организаторам создавать композиции с расчетом на капризы петербургской погоды и долгое время показа. Так что можно не сомневаться в том, что они сохранят свой первоначальный вид вплоть до окончания фестиваля в середине сентября.

Стоимость билетов: взрослый - 350 руб., детский (дети с 5 лет) - 250 руб., учащиеся, студенты, пенсионеры - 300 руб. (при наличии подтверждающих документов).

Петропавловская крепость   |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




/ МУЗЕЙ-КВАРТИРА А.А. БЛОКА

30 марта – 18 сентября 2018

ГОРЬКИЙ, ШАГИНЯН
В рамках экспозиции «Блок и его окружение»

ГОРЬКИЙ, ШАГИНЯН

30 марта 2018 года в 11.00 в Музее-квартире А. А. Блока (ул. Декабристов, 57) в рамках экспозиции «Блок и его окружение» начинает свою работу выставка «Горький, Шагинян». Выставка приурочена к 150–летнему юбилею Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова, 1868—1936) и к 130–летию со дня рождения Мариэтты Сергеевны Шагинян (1888—1982).

Подробнее..

В экспозиции представлены предметы из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Двух писателей сближают не только юбилейные даты. У каждого из них была удивительная судьба, яркая творческая и общественная жизнь, были слава и признание. А на духовном уровне их роднит вера в свое предназначение и фанатичная преданность призванию, страстная воля к преображению действительности.

На выставке представлены прижизненные издания произведений двух авторов. Среди них особенно интересны дореволюционные книги М. С. Шагинян: «О блаженстве имущего: поэзия З. Н. Гиппиус», «Две морали», «Orientalia», свидетельствующие о том, что автор «Ленинианы» начинала свой творческий путь как поэт символист.

М. Горький представлен как поэт, писатель, публицист, автор воспоминаний о современниках. Отражена его деятельность как издателя (при участии Горького были созданы издательства «Парус», «Всемирная литература», «Издательство З. И. Гржебина»), а также как идейного вдохновителя Большого драматического театра.

Экспонируются также книги, посвященные жизни и творчеству Горького. Многие из них были подарены В. Н. Орлову его коллегами литературоведами. Это книги Б. А. Бялика – главного специалиста по творчеству Горького, книги И. А. Груздева – первого биографа писателя.

Помимо книг на выставке можно увидеть известные фотопортреты, выполненные М. С. Наппельбаумом и медали из коллекции В. Н. Орлова.

Декабристов ул., 57  |  Тел.: (812) 713-86-16  |  Cайт музея
Ежедневно (кроме Ср) 11:00 – 18:00, (Вт - до 17:00)




/ МУЗЕЙ ПЕТЕРБУРГСКОГО АВАНГАРДА

10 июля – 2 сентября 2018

«ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА
НА СЛУЖБЕ ВОЕННОЙ ПРОПАГАНДЫ»

К 100-летию окончания Первой мировой войны

ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА

10 июля 2018 года в 16.00 в Музее петербургского авангарда (ул. Профессора Попова, 10) открывается выставка «Почтовая карточка на службе военной пропаганды», объединившая около 200 открыток периода Первой мировой войны из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В экспозиции демонстрируются открытки стран, сражавшихся по разные стороны фронтов мировой войны: России, Великобритании, Франции, Германии, Австро-Венгрии.

Подробнее..

В годы Первой мировой войны иллюстрированная почтовая карточка вместе с газетами, журналами, плакатами, лубочными картинками встала «под ружье» военной пропаганды. Ее несомненными преимуществами были соединение изображения и текста, легкость «прочтения» визуальных образов даже малограмотными слоями населения, а также массовость, невысокая стоимость производства, оперативность, универсальность в доставке. Мощный пропагандистский потенциал открытки был активно использован всеми участниками масштабного военного конфликта. Представленная на выставке богатейшая коллекция почтовых карточек того времени позволяет сравнить пропагандистское оружие противников.

Тематика открыток, выпускавшихся в разных странах, во многом была схожа и соответствовала основным идеям военной пропаганды, которые условно можно обозначить тезисами: «Враг жесток и вызывает ужас», «Враг – это дьявол», «Мы не хотели войны», «Наше дело – правое», «Наша миссия – святая», «Всё для фронта» и др.

Активно использовались образы национальных героев, солдат-героев, союзников и врагов. На открытках можно увидеть женские и детские образы. Помимо изображения сестер милосердия, нередко на почтовых карточках встречается образ женщины-воина. Его появление в отечественной открыточной продукции было связано с организацией женских батальонов. А привычный трогательный образ ребенка, столь характерный для почтовых карточек мирного времени, в годы войны был вытеснен изображениями детей-героев.

Художники-авторы изображений для открыток работали в разных стилях и прибегали к самым разнообразным средствам художественной выразительности. Но особой популярностью в годы Первой мировой войны пользовались почтовые карточки, стилизованные под лубочную картинку, а также карикатурные открытки. Одним из самых «любимых» персонажей сатирических рисунков был германский император Вильгельм II. В его карикатурном образе ярко подчеркивались такие черты, как агрессивность, жестокость, глупость и беспомощность.

ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА

На открытках военных лет часто с документальной точностью изображались картины разрушений, уничтожения памятников архитектуры, поругания храмов, варварского отношения к мирным жителям и военнопленным, а также последствия применения такого антигуманного оружия, как разрывные пули и газы.

Кроме того, в годы Первой мировой войны почтовая карточка выступала в роли распространителя информации из других пропагандистских и агитационных материалов. На открытках воспроизводились публикации из газет и журналов, народные картинки, плакаты, фотографии, листовки и т. д.

Рядом с открытками на выставке можно увидеть документальные фотографии, плакаты, лубочные картинки времен Первой мировой войны из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА

Профессора Попова ул., 10 (Дом Матюшина)  |  Тел.: (812) 347-68-98  |  ВКонтакте




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

28 ноября 2016 — 31 декабря 2019

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН»
Экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга
и предметы, предоставленные реставрационно-строительной компанией «Паллада»

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Ваза с изображением пейзажа (1900–1914) Стекольный и хрустальный заводы «Легра и Ко» в Сен-Дени, Франция

28 ноября 2016 года в Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка «Петербургский модерн», объединившая более 300 экспонатов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и предметы, предоставленные реставрационно-строительной компанией «Паллада» и ее директором К. В. Лихолатом (автором книг из серий «Знаменитые художники–керамисты России» и «Изразцовые печи городов и районов Северо–Запада России»).

Многие экспонаты были отреставрированы специально для выставки реставраторами музея и компании «Паллада» и экспонируются впервые.

Подробнее..

Выставка посвящена одному из самых интересных периодов в истории петербургской культуры — рубежу Х1Х – начала ХХ века, который часто называют эпохой модерна. Модерн — художественный стиль, пришедший в Россию из Европы и получивший широкое распространение в самых разных областях художественного творчества. В новом стиле, провозглашавшем обязательное сочетание красоты и функциональности, отказывавшемся от любой подражательности прошлому и ориентированном на эстетику природных форм и мотивов, выполнялись проекты зданий и интерьеров, предметы мебели и осветительные приборы, костюм и украшения, бытовые предметы самого разного назначения. Модерн, по своей сути, — интернациональный стиль, но в каждой стране он приобретал свои национальные черты. Так было и в России, особенно ярко это проявилось в архитектуре.

Петербургу принадлежало особое место в утверждении стиля модерн в русском искусстве. Здесь проводились многочисленные международные выставки, демонстрировавшие достижения стиля модерн в области архитектуры, прикладных искусств, графики, издавался журнал «Мир искусства», ставший распространителем новых художественных идей, работали лучшие архитекторы и художники. Располагались представительства многих европейских и русских предприятий, занимавшихся производством предметов быта: произведения искусства тиражировались и становились достоянием массовой культуры. Все это укладывалось в концепцию нового стиля, культивировавшего идею «красивой жизни в красивом доме» и ориентированного на поиски художественной выразительности повседневных вещей, и поддерживало его популярность в самых разных слоях общества.

Целый пласт петербургской городской культуры конца XIX – начала ХХ века оказался связан со стилем модерн. Напоминает об этом масштабная экспозиция в Петропавловской крепости, представляющая богатейшую коллекцию произведений искусства в стиле модерн.

На выставке представлена архитектурная графика: проекты общественных сооружений, доходных домов и особняков, мостов, убранства интерьера и мебели, выполненные знаменитыми архитекторами Н. В. Васильевым, А. И. фон Гогеном, Л. А. Иогансеном, Н. Е. Лансере, М. А. Лялевичем, А. А. Олем и другими в стиле модерн. Здесь можно увидеть листы с изображением Торгового дома компании «Эсдерс и Схейфальс» и Сытного рынка, особняка М. Ф. Кшесинской и дачи писателя Л. Н. Андреева в Ваммельсуу (ныне пос. Серово), Троицкого и Сампсониевского мостов.

Ярким дополнением этого раздела служат декоративно-архитектурные детали петербургских зданий, поступившие в музей в 1970–1980-е годы (в это время активно проводился капитальный ремонт многих домов в исторической части города; находившиеся под угрозой утраты детали декора зданий были переданы в фонды Музея истории Санкт-Петербурга). Это витражи, чугунное литье, а также архитектурная керамика: панно, облицовка печей и каминов, напольная плитка, выполненные на ведущих художественно-керамических производствах России, Финляндии и Германии («Гельдвейн и Ваулин» в Кикерино, изразцовый завод «Або» в Турку, Ракколаниокский гончарный завод в Ховинмаа, Саксонская печная фабрика в Майсене и др.)

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Плитка облицовочная (Начало XX века) Из особняка А.И. и М.Ф.Штакеншнейдеров
(Миллионная ул., 10). Неизвестное производство. Германия.

Среди коллекции мебели особого внимания заслуживает продукция известной петербургской фабрики «Ф. Мельцер и К°». Демонстрируются образцы «комбинированной» мебели, считавшейся отличительной чертой нового стиля (например, диван, совмещенный с горками и зеркалами).

Широко представлены осветительные приборы рубежа XIX –ХХ веков в стиле модерн. В это время начало использоваться электричество, и впервые за всю историю осветительной арматуры появилась возможность направить свет вниз («живой» огонь можно было направлять только вверх). Это открыло перед мастерами эпохи модерна новые художественные возможности. Люстры, настольные лампы, торшеры и канделябры поражают не только фантазией их создателей, но и обилием используемых материалов: металла, разноцветного стекла, фарфора и фаянса, бисера, стекляруса.,

Изысканностью и гармоничностью отличаются изделия из фарфора и стекла. Особенно интересны образцы из многослойного разноцветного стекла с растительными, пейзажными и морскими мотивами, выпущенные западноевропейскими производителями: «Мануфактура Эмиля Галле» , «Братья Дом» (оба – Нанси, Франция), «Легра и К°» (Сен-Дени, Франция); и российскими — Императорским фарфоровым и стеклянным заводами (Санкт-Петербург) и Мальцовским заводом (Гусь-Хрустальный, Владимирская губерния). Интересен знаменитый датский фарфор Копенгагенской королевской мануфактуры. Рядом можно увидеть скульптуру из фарфора и фаянса, выполненную в стилистике модерна. Например, «Дама, снимающая маску» К. А. Сомова.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Дама, снимающая маску (1905-1910) По модели К.А.Сомова, Императорский фарфоровый завод. С.-Петербург

Внимание нового стиля к простым, повседневным вещам демонстрируют многочисленные бытовые изделия из металла (подсвечники, письменные, курительные принадлежности, всевозможные подставки, подносы, столовые приборы).

Отдельный раздел выставки посвящен графическому искусству модерна. Здесь демонстрируется коллекция оригинальной и тиражированной графики — афиши балов и выставок, театральные программы, рекламные плакаты, меню обедов, этикетки. Среди них работы «мирискуссников» Л. С. Бакста, А. Я. Головина, К. А. Сомова.

Завершает выставку зал, где экспонируются женский костюм, обувь и аксессуары (сумочки, веера, зонты от солнца). Великолепные платья из шелка, тюля, шифона, кружева, газа, украшенные бисером, стеклярусом и блестками, дополненные боа их страусовых перьев, создавали изысканный, утонченный и, в какой-то степени, ирреальный образ своей владелицы, столь импонировавший эстетическим установкам стиля модерн.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Платья (1910-1913) Неизвестное производство. Россия

Петропавловская крепость, Инженерный дом   |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




/ МУЗЕЙ-КВАРТИРА А.А. БЛОКА

8 июня – 11 декабря 2018

«Ю.Н.ВЕРХОВСКИЙ. Р.В.ИВАНОВ-РАЗУМНИК»
Выставка в рамках экспозиции «Блок и его окружение»

Ю.Н.ВЕРХОВСКИЙ. Р.В.ИВАНОВ-РАЗУМНИК

Выставка посвящена двум литераторам из ближайшего окружения А. А. Блока, которых связывали деловые и дружеские отношения, несмотря на разность характеров, идейных основ и устремлений. Точкой пересечения для них стала любовь к русской литературе, интерес к ее научному исследованию и, конечно, пристрастие к творчеству и личности А. А. Блока — самого яркого явления современной им литературы.

Подробнее..

На выставке представлены книги и фотографии, а также рукописные материалы из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

В 2018 году исполняется 140 лет со дня рождения Юрия Никандровича Верховского (1878–1956) – историка литературы, переводчика и поэта, представителя классического направления в символизме. Он входил в круг ближайших литературных друзей А. Блока, неоднократно его имя упоминается на страницах записных книжек поэта. В воспоминаниях о Блоке 1946 года автор признается, что утратил практически все документальные свидетельства этой дружбы: письма, книги с дарственными, даже беглые дневниковые записи. Представленные материалы удалось обнаружить и сохранить благодаря усилиям коллекционера Н. П. Ильина и литературоведа В. Н. Орлова.

Это первые крупные публикации стихов Верховского: альманах «Зеленый сборник» (1905) и книга стихов – «Разные стихотворения» (1908).

Вторая книга – «Идиллии и элегии» (1910) – положила начало поэтическому диалогу Ю. Н. Верховского и А. А. Блока. На подаренный ему сборник поэт откликнулся стихотворением «Дождь мелкий, разговор неспешный…».

Верховский посвятил любимому поэту и другу не одно стихотворение: «А. Блоку в деревню», «На смерть Александра Блока», «Седьмое августа 1941 года», «В память Александра Блока». Опубликованы только некоторые из них, остальные же, сохранившиеся в виде автографов и машинописных копий, можно увидеть на выставке. Среди экспонируемых рукописных материалов письма современников к Верховскому, косвенно свидетельствующие о его приближенности к Блоку.

Например, письмо Н. П. Киселева – одного из руководителей издательства «Мусагет», – в котором он просит Верховского в приватном разговоре с Блоком обсудить возможность переиздания собрания его сочинений.

Особенно ценными экспонатами являются книги с дарственными надписями Блока. Среди них последний подарок поэта Верховскому – сборник «Седое утро» с надписью: «В день мимолетной нашей встречи средь бурь жизни».

Так же 140 лет исполнится в этом году Разумнику Васильевичу Иванову (псевдоним Иванов-Разумник, 1878–1946) – выдающемуся критику, публицисту, историку русской литературы и общественной мысли.

В первых публикациях (одна из них «А. И. Герцен и Н. К. Михайловский, «Вопросы жизни» № 8, 1905») начинающий критик заявил о себе как о приверженце народнического мировоззрения и стороннике реализма в искусстве. К началу его литературной деятельности относится также книга «История русской общественной мысли», принесшая критику широкую известность. Работа выдержала шесть изданий. На выставке издание 1919 года.

Дальнейшая деятельность Иванова-Разумника окрашена стремлением осмыслить такое далекое от его идеалов явление как символизм. Сближение с модернистами характеризуют его журнально-издательские проекты начала 1910-х годов: так Иванов-Разумник совместно с Блоком приняли самое близкое участие в учреждении символистского издательства «Сирин» (1912–1915). В этот период началось их постоянное общение. В первых сборниках издательства, редактором которых выступал Иванов-Разумник, увидели свет драма Блока «Роза и крест» и роман Белого «Петербург».

Отношения с Ивановым-Разумником принадлежат к числу наиболее творчески плодотворных связей Блока последнего десятилетия его жизни.

На выставке можно увидеть первые публикации «Двенадцати» и «Скифов», появившиеся благодаря участию Иванова-Разумника в газете «Знамя труда» и журнале «Наш путь». Он стал первым критиком, по достоинству оценившим эти произведения, посвятив им статью «Испытание в грозе и буре».

Особенного внимания заслуживает документ, напоминающий о последнем организованном совместно с Блоком начинании, – протокол заседания Вольной философской ассоциации (1919).

«Вольфила» была основным местом деятельности Иванова-Разумника в 1919–1924 годах. Здесь после смерти Блока он организовал вечер его памяти. Стенограмма этого заседания – книга «Памяти Александра Блока. Андрей Белый, Иванов-Разумник, А. З. Штейнберг» – увидела свет в январе 1922.

Изучение творчества Блока стало одним из основных направлений историко-литературной деятельности Иванова-Разумника в последующие годы. В числе рукописных материалов выставки представлены три письма Р. В. Иванова-Разумника к Е. П. Иванову – ближайшему другу А. А. Блока. Это часть переписки начала 1940-х годов, имеющей огромное значение для исследователей, так как в ней обсуждались самые сложные вопросы, касающиеся судеб поэта и его родных.

Декабристов ул., 57  |  Тел.: (812) 713-86-16  |  Cайт музея
Ежедневно (кроме Ср) 11:00 – 18:00, (Вт - до 17:00)




/ МУЗЕЮ КОСМОНАВТИКИ 45 ЛЕТ

12 апреля – 15 января 2019

ОТ СЕКРЕТНОЙ ЛАБОРАТОРИИ
К ПОЛЕТАМ В КОСМОС

Выставка

ОТ СЕКРЕТНОЙ ЛАБОРАТОРИИ К ПОЛЕТАМ В КОСМОС

Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко располагается в Иоанновском равелине Петропавловской крепости в помещениях, где с 1932 по 1933 гг. размещался второй отдел Газодинамической лаборатории (ГДЛ) – первой в СССР научно-исследовательской и опытно-конструкторской организации по разработке ракет и ракетных двигателей. Здесь, под руководством основоположника отечественной практической космонавтики Валентина Петровича Глушко, создавались первые отечественные ракетные двигатели.

Подробнее..

В конце 1960-х годов, по инициативе В. П. Глушко началась реставрация помещений, предназначенных для будущего музея. Ученый лично руководил разработкой концепции первой экспозиции и отбором экспонатов. 12 апреля 1973 года в День Космонавтики состоялось торжественное открытие музея.

Об истории создания музея напомнят на выставке фотографии, архивные документы, портреты создателей, первые экспонаты музея.

О Музее космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко

Экспозиция музея посвящена истории российской космонавтики и ракетной техники и роли, которую сыграли петербургские-ленинградские ученые, инженеры, конструкторы в развитии этого направления отечественной науки и техники.

Мемориальная часть рассказывает о деятельности Газодинамической лаборатории. Здесь можно увидеть реконструкции рабочих кабинетов конструкторов (в том числе рабочего кабинета В.П.Глушко) и мастерских, а также документы и фотографии, связанные с деятельностью ГДЛ.

В экспозиции представлены уникальные разработки конструкторов лаборатории: ракеты на бездымном порохе (впоследствии использовались в минометной установке БМ-13, так называемой «катюше»), жидкостные ракетные двигатели и их прямые потомки — маршевые двигатели космических ракет.

В залах музея демонстрируются макеты первого искусственного спутника, (запущен в СССР 4 октября 1957 года) и космического корабля «Восток» (на нем 12 апреля 1961 года летал в космос первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин, а 16–19 июня 1963 года совершила полет в космос первая женщина-космонавт В.В. Терешкова).

Один из самых интересных экспонатов музея — спускаемый аппарат космического корабля «Союз-16», побывавший в космосе и вернувшийся на Землю в декабре 1974 года.

В экспозиции представлен макет Международной космической станции ( в масштабе 1:50) - пилотируемой орбитальной станции, используемой как многоцелевой космический исследовательский комплекс. Развертывание МКС на околоземной орбите началось запуском 20 ноября 1998 года функционально-грузового блока «Заря». Строительство МКС проходит на орбите путём последовательного добавления к комплексу очередного модуля. 2 ноября 2000 года на станцию прибыл экипаж первой основной экспедиции. Сегодня МКС представляет собой совместный проект, в котором участвуют космические агентства РОСКОСМОС, NASA (США), JAXA (Япония), CSA (Канада), ESA (страны Европы).

В мае 2017 года экспозиция музея пополнилась макетами зоны приема пищи и комнаты гигиены в служебном модуле «Звезда» Российского сегмента МКС (масштаб 1:1).

Перед входом в музей в Иоанновском равелине установлен спускаемый аппарат топографического спутника «Комета», побывавший в космосе в 1990-е годы.

ОТ СЕКРЕТНОЙ ЛАБОРАТОРИИ К ПОЛЕТАМ В КОСМОС

Петропавловская крепость, Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко
Экскурсии: (812) 230-03-32  |  Cайт музея

Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




ВСЕ ВЫСТАВКИ НА САЙТЕ МУЗЕЯ




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
м. «Горьковская», «Спортивная»
Трамвай № 6, 40, Автобус № 46, Маршрутное такси № 46, 76, 183, 223
Телефон для справок: 230-64-31
Музей открыт: ежедневно, кроме среды - 10-18 (касса до 17:00)
www.spbmuseum.ru







< Столица Культуры




 



 

 

 
ООО Телинфо-СПб СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Поиск фирм в СПб
Схема метро
Режим работы станций метро
Телефонные коды ЛО
Телефонные коды России
Справочные телефоны СПб
ПРОЕКТЫ САЙТА
Столица Культуры
Бренды Санкт-Петербурга
Лучшее без границ
Город-Герой Ленинград
Зима в Санкт-Петербурге
ПОЛИГРАФИЯ
St. Petersburg City MAP
Детская карта
Индивидуальные карты
Z-CARD
ИЗДАТЕЛЬСТВО
О компании
Вакансии
Партнеры
Реклама на сайте
Контакты
Copyright © ООО "Телинфо-СПб" 2003-2018