16+ rus | eng    
АФИША
ФЕСТИВАЛИ
КОНЦЕРТЫ
ТЕАТРЫ
КИНОТЕАТРЫ
МУЗЕИ
ВЫСТАВКИ
НОВОСТИ
Музей истории Санкт-Петербурга

Комитет по культуре Санкт-Петербурга
Государственный музей истории Санкт-Петербурга


Р Е К О М Е Н Д У Е М


/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

До 15 сентября 2019

«ИЗБРАННОЕ»
Коллекция Государственного музея истории Санкт-Петербурга
К 100-летию Музея Города

ИЗБРАННОЕ

Государственный музей истории Санкт-Петербурга – один из крупнейших музеев города с более чем вековой историей. В 26 фондах музея хранится более 1,3 миллиона предметов, отражающих историю города на Неве с момента его основания до наших дней. Юбилейная выставка, объединившая около 300 экспонатов, демонстрирует музейное собрание во всем его богатстве и многообразии. В экспозиции можно увидеть самые ценные и интересные предметы коллекции – произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, документы, фотографии, открытки, костюм, бытовые предметы XVIII – начала ХХI века.

Подробнее..

Начало формированию коллекции было положено в 1907 году, когда был основан Музей Старого Петербурга – один из предшественников ГМИ СПб, и продолжается до настоящего времени.

Ценными экспонатами, имеющими важное значение для истории Петербурга, являются Ларец для хранения ключей города Санкт-Петербурга (1770-е), «Жалованная грамота императрицы Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи, данная Санкт-Петербургу» (1786) и бронзовая скульптурная группа, украшавшая ларец для хранения этой жалованной грамоты (конец XVIII в.) .

Значительное место в коллекции музея занимает видовая живопись и графика. На выставке городские пейзажи таких мастеров, как И.К.Айвазовский, И.-В.-Г.Барт, М.Н.Воробьев, Д.Ф.Ламони знакомят с Петербургом конца XVIII – середины XIX века.

Дополняют видовой раздел экспозиции работы И.К.Бианки, которого называют первым светописцем Петербурга. Его фотографии сохранили облик столичного города 1850–1870-х годов.

Коллекция портретной живописи представлена изображениями российских императоров Петра I (конец XVIII в., неизвестный художник) и Николая II (ок. 1911, Э.К.Липгарт).

Продолжает эту художественную галерею произведения советского периода – работы И.И.Бродского, Т.Н.Глебовой, Е.Е.Моисеенко, А.А.Мыльникова, К.С.Петрова-Водкина, Н.А.Тырсы.

Особой гордостью музея является коллекция архитектурной графики XVIII-XX веков. В состав юбилейной экспозиции вошли авторские графические листы прославленных петербургских зодчих Ф.-Б. Растрелли, Д. Кваренги, К. России и мастеров советской архитектуры А.К.Барутчева Д.П.Бурышкина, Л.А.Ильина, В.М.Черкасского. Помимо художественных произведений, связанных с темой Петербурга, на выставке можно увидеть виды Москвы, Нижнего Новгорода, в также Афин, Рима, Лондона. Такая неожиданная подборка изображений в составе коллекции музея исторически оправдана. Это связано со спецификой работы еще одного предшественника ГМИ СПб – Музея Города (учрежден в 1918 году), который занимался изучением мировой истории градостроительства и урбанистики. В этом разделе особого внимания заслуживают работы известного итальянского фотохудожника XIX века Карло Понти с видами Рима. Это слайды, на которых с помощью специального устройства – мегалетоскопа – можно было увидеть дневной и ночной Рим. Эффект смены дня и ночи достигается благодаря свету, установленному с обратной стороны слайда, и особенностям самого графического листа (на обороте каждого листа находится цветной зеркальный рисунок с точечными проколами).

Отдельный блок экспозиции посвящен коллекции тиражированной графики. Здесь представлены дореволюционные и советские плакаты, афиши, меню. Среди них меню и музыкальную программу на 24 февраля 1913 в честь трехсотлетия Дома Романовых, выполненную по эскизу известного мастера И. Я. Билибина.

Коллекция открыток – одна из самых больших в собрании ГМИ СПб. Для выставки подобраны открытки разного времени и разной тематики из коллекции известного собирателя Н.С.Тагрина, которая была приобретена музеем в 1980-х годах.

Предметы мебели, изделия из фарфора и стекла, костюм, веера, музыкальные инструменты, памятные подарки XVIII-XX веков дают представление о повседневной жизни петербуржцев-ленинградцев на протяжении трех столетий. В коллекции музея большое количество мемориальных вещей. На выставке экспонируются дирижерские палочки, принадлежавшие деятелям музыкального искусства М.А.Балакиреву, А.С.Дагомыжскому, Н.И.Зарембе.

Интерес представляет комплекс предметов из фонда науки и техники. В состав экспозиции, вошли предметы: от армиллярной сферы начала XIX века до приборов, использовавшихся в лаборатории физиологического отдела Института экспериментальной медицины для работы И.П.Павлова и его учеников по изучению условных рефлексов – ручную лупу, весы Вестфаля, свисток Гальтона, гальванометр Эдельмана.

Музей обладает одной из самых больших коллекций предметов, документов, фотографий, оружия, связанных с историей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны и блокады. На выставке можно увидеть трагически известный дневник Тани Савичевой, альпинистскую куртку О. А. Фирсовой, которая в числе других альпинистов занималась маскировкой архитектурных памятников нашего города, спасая их от уничтожения.

Выставка сопровождается видеоинтервью с научными сотрудниками Государственного музея истории Санкт-Петербурга, благодаря которым можно узнать об особенностях формирования некоторых коллекций. С историей отдельных экспонатов посетителей познакомит аудиогид.

ИЗБРАННОЕ
Жалованная грамота императрицы Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи, данная Санкт-Петербургу
(29.01.1786). Пергамен, гравюра, акварель, рукопись, сургуч; шел; серебро, выколотка, золочение

Скульптурная группа, украшавшая крышку ларца для хранения Жалованной грамоты императрицы Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи, дарованная Санкт-Петербургу 29 января 1786 года
Конец XVIII века. Бронза, литье, чеканка, золочение, патинирование

ИЗБРАННОЕ
Платье дамское
Россия, 1860-е. Шелк, кружево, коленкор, хлопчатобумажная ткань

Концертный костюм (принадлежал И.О.Дунаевскому)
СССР, 1950-е. Шерстяная ткань, шелковая ткань, хлопчатобумажная ткань, шелковая тесьма, металл, пластмасса, перламутр

ИЗБРАННОЕ
«Прачечный мост и набережная Невы у Летнего сада»
Максим Никифорович Воробьев (1823). Холст, масло

ИЗБРАННОЕ
Пишущая машинка «Миньон» (MIGNON)
Начало XX века, Allgemeine Elektricitats Gesselschaft (Германия). Металл, пластмасса;
футляр – дерево

Петропавловская крепость, Инженерный дом  |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

До 2 апреля 2019

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ МОСТ»
История эвакуации и возвращения жителей блокадного Ленинграда
К 75-летию со дня полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады
Вход бесплатный

ЛЕНИНГРАДСКИЙ МОСТ

Цель проекта рассказать об эвакуации ленинградцев, городских промышленных предприятий, учреждений культуры, музейных и библиотечных коллекций из блокадного Ленинграда; о регионах, принявших ленинградцев, о многочисленных профессиональных и человеческих связях, возникших в те тяжелые военные годы и сохранившихся по сей день. Выставка организована в рамках всероссийского проекта «Побратимы», инициированного компанией «Норникель». Автор идеи и куратор проекта «Побратимы» - главный научный сотрудник ИВИ РАН д.и.н. Ю.З.Кантор.

Подробнее..

Эвакуация из Ленинграда – явление беспрецедентное в истории Второй мировой войны. Ни из одного региона СССР не было вывезено такого количества людей, техники, предметов искусства, как из города на Неве. Более полутора миллионов человек, сотни стратегически важных промышленных предприятий, учреждений культуры было переправлено в восточные районы страны. Об эвакуации было объявлено через несколько дней после войны, 29 июня 1941 года, и официально, в несколько «волн» она продолжалась до 1 апреля 1943 года. За это время сотни тысяч людей разъехались по всей стране. Список промышленных предприятий, вузов, учреждений культуры, прибывших на Большую землю в регионы от Ярославля до Алтая огромен. Эрмитаж в Свердловске, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова в Молотове (ныне Пермь), Военно-промышленный «Танкоград», созданный на базе ленинградского Кировского завода в Челябинске, Ленинградский университет в Саратове – это лишь знаменитые «единицы» из сотен, по-своему не менее важных…

Какой была дорога до Большой земли, скольким ленинградцам стоила она жизни? Ведь гибли на пути из города до Ладоги, при переправе через нее, потом – в эшелонах, идущих в тыл, в эвакопунктах и – уже в местах назначения – от отдаленных последствий блокады. И все же эвакуация давала шанс выжить. Ладожская Дорога жизни – нить, связавшая блокированный город с Большой землей – в памяти нескольких поколений ленинградцев синоним спасения.

Родной город оставался вдали, впереди был тыл с его непривычным, не всегда дружелюбным и понятным бытом. Как встретила Большая земля измученных ленинградцев, нередко находившихся на грани жизни и смерти? Как приняло их местное население, как реагировали местные власти на повсеместно возникающие проблемы с расселением, трудоустройством, медпомощью (которая была необходима практически всем прибывшим)? Как адаптировались ленинградцы к новым условиям?

Можно с уверенностью утверждать, ленинградцы мечтали вернуться в родной город. Уже после прорыва блокады в Смольный стали приходить телеграммы с просьбами разрешить «вернуться домой». После полного снятия блокады этот поток усилился. Процесс возвращения, начавшийся для отдельных предприятий осенью 1943 года, затянулся на несколько лет.

Сегодня на Волге, Урале и в Сибири успешно работают предприятия, основанные во время войны на базе ленинградских, выпускают специалистов вузы, «рожденные» от ленинградских, развиваются музейные и реставрационные программы, возникшие в военные годы, благодаря ленинградцам. В Омске и Челябинске появились Ленинградские мосты, построенные эвакуированными ленинградцами. Мост как соединяющая жизни и судьбы субстанция, мост из блокады в тыл, наконец, мост как расстояние между прошлым и настоящим. Мост – это наша память. На выставке представлены редкие экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда и Музея-памятника «Исаакиевский собор», а также уникальные, ранее не публиковавшиеся документы из Российского государственного архива социально-политической истории, Архива УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, рассказывающие об отношении ленинградцев к эвакуации, способах эвакуации, строительстве Дороги жизни и возвращении в Ленинград.

Здесь можно увидеть Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) об эвакуации ленинградских предприятий, рабочих, служащих и детей, эвакуационные удостоверения, планы перевозок и размещения эвакуированного населения из Ленинграда, схему этапов промерзания Ладожского озера в период действия Дороги жизни.

Атмосферу города в кольце блокады, но несломленного, сопротивляющегося врагу передают фотографии Бориса Кудоярова и плакаты: «Все на защиту города Ленина от фашистских варваров!» (В. А. Серов, 1941), «Сохраним наш город от фашистских поджигателей!» (Т.Ф. Белоцветова, 1943), «Смерть детоубийцам!» (В. Б. Корецкий, 1942).

Отдельный блок документов и фотографий посвящен Музею-хранилищу Ленинградских дворцов в городе Сарапуле в Удмуртии, куда были эвакуированы культурные ценности из музеев Гатчины, Ораниенбаума, Павловска, Петергофа, Пушкина, Летнего дворца Петра I, Домика Петра I, Антирелигиозного музея, Музея истории и развития Ленинграда.

Среди уникальных экспонатов, связанных с жизнью ленинградцев в эвакуации, демонстрируется афиша первого исполнения Ленинградской симфонии 5 марта 1942 года в Куйбышеве (из собрания Самарской областной универсальной библиотеки); фотоснимок ленинградских детей, эвакуированных с детдомом № 48 в Горьковскую область; стенгазета «Юный ленинградец», сделанная ленинградскими детьми в с. Тихоново Татарской АСР.

В разделе выставки, посвященном возвращению ленинградцев, интересны телеграмма 1943 года о прорыве блокады, телеграмма Е.А.Мравинского с запросом о реэвакуации в Ленинград коллектива Ленинградской филармонии из Новосибирска, письмо С.И.Вавилова А.А.Жданову о переезде из Йошкар-Олы Государственного оптического института.

Особого внимания заслуживают представленные в экспозиции Акт Ленинградской городской комиссии о преднамеренном истреблении немецко-фашистскими варварами мирных жителей Ленинграда и ущербе, нанесенном хозяйству и культурно-историческим памятникам города за период войны и блокады (1945) и путеводитель по Музею обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке (1946).

Куратор выставки – ученый секретарь ГМИ СПб, к.и.н. И.А.Карпенко, научный консультант г.н.с. ИВИ РАН, д.и.н. Ю.З.Кантор.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ МОСТ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ МОСТ

Вход на выставку бесплатный

Петропавловская крепость, Нарышкин бастион   |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

До 20 марта 2019

«ЗНАМЕНАТЕЛЬ – ИСТОРИЯ»
Функциоколлажи Вадима Воинова

Функциоколлажи Вадима Воинова

На выставке представлены функциоколлажи художника из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Музея нонконформистского искусства и из частных коллекций.

Подробнее..

Вадим Воинов (1940–2015) – художник, собиратель, искусствовед. Жил и работал в Петербурге. Закончил исторический факультет Ленинградского государственного университета. С 1972 по 1993 год работал в Государственном музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Свой творческий путь как художник начал на рубеже 1970–1980-х годов. В 1979 году разработал теорию функциоколлажа, приверженцем которой был до конца жизни. В 1994 году основал авторскую галерею «Мост через Стикс» (Пушкинская, 10). Член ТЭИИ и Гуманитарного фонда «Свободная культура». Участник многочисленных групповых и персональных выставок. Работы художника хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга и др.

Выставка в Петропавловской крепости представляет коллажи Вадима Воинова, созданные из старых, вышедших из употребления предметов, не несущих никакой материальной ценности, зачастую находящихся в руинированном состоянии.

Во время работы в музее в сферу деятельности Вадима Воинова входило обследование идущих на капремонт петербургских домов, где он постоянно встречал оставленные бывшими жильцами старые вещи. На основе этих предметов художник начал создавать композиции, которые впоследствии назвал функциоколажами.

Объединенные в коллаже, по воле художника, простые бытовые предметы вступают в неожиданные композиционные связи, образуют смысловые комбинации, не обусловленные их видом и назначением, но не утрачивают при этом своей утилитарной, исторической, эмоциональной и социально-психологической идентичности. Эти «вчерашние», вышедшие из употребления вещи еще живут в ближней, бытовой памяти и потому доступны непосредственному чувственному восприятию. Они словно зависли в зыбком пространстве между настоящим и прошлым. Этот момент «полуприсутствия» и является основным слагаемым художественного образа.

Искусствовед Ирина Карасик в статье «Фабула предмета» точно подметила: «Воинову важно, чтобы вещь была узнана, идентифицирована с функцией и временем, в противном случае полноценный контакт с произведением окажется невозможным – останется неразгаданным смысл идеи-названия и авторского высказывания в целом, не возникнут необходимые ассоциации».

Александр Боровский во вступительной статье к каталогу работ Вадима Воинова «Мост через Стикс» так охарактеризовал его творчество: «…какое только международное арт-движение не использовало «найденный» – натуральный, готовый объект (ready made): дадаизм, конструктивизм, поп-арт, Fluxus, фанк, скульптура-джанк <…> Найденным объектом стращали, мистифицировали, провоцировали, он служил манифестом, эталоном и пугалом, но в каждом случае – средством выражения, элементом языка <…> Работы Воинова – иная статья. <…> Предмет (объект) у Воинова – не объект манипуляций, им не играют, переключая рычаги семантических регистров в поисках новых, неожиданных значений: предмет говорит сам за себя, сам диктует «правила игры», оннеместоимение, ноимясобственное».

Выставка «Знаменатель – история» – четвертая посмертная. Предыдущие прошли в Музее нонконформистского искусства и Государственном Русском музее в 2016 году, а также в Музее современного искусства им. Дягилева (СПбГУ) в 2017 году.

Экспозиция в Петропавловской крепости составлена таким образом, чтобы через произведения отразить основные вехи биографии самого Воинова. На выставке впервые представлена серия функциоколлажей «Кабинетные диптихи» – это работы небольшого формата, раскрывающие состояние петербургской квартиры и задуманные для коллекционирования в частных интерьерах.

Функциоколлажи Вадима Воинова

Функциоколлажи Вадима Воинова

Функциоколлажи Вадима Воинова

На фото: 1. «Русь»   2. «Последний полет»   3. «Из пустого в порожнее»   4. «В начале века»
5. «Мой Петербург - мои эполеты»

Петропавловская крепость, Иоанновский равелин   |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

28 ноября 2016 — 31 декабря 2019

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН»
Экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга
и предметы, предоставленные реставрационно-строительной компанией «Паллада»

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Ваза с изображением пейзажа (1900–1914) Стекольный и хрустальный заводы «Легра и Ко» в Сен-Дени, Франция

28 ноября 2016 года в Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка «Петербургский модерн», объединившая более 300 экспонатов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и предметы, предоставленные реставрационно-строительной компанией «Паллада» и ее директором К. В. Лихолатом (автором книг из серий «Знаменитые художники–керамисты России» и «Изразцовые печи городов и районов Северо–Запада России»).

Многие экспонаты были отреставрированы специально для выставки реставраторами музея и компании «Паллада» и экспонируются впервые.

Подробнее..

Выставка посвящена одному из самых интересных периодов в истории петербургской культуры — рубежу Х1Х – начала ХХ века, который часто называют эпохой модерна. Модерн — художественный стиль, пришедший в Россию из Европы и получивший широкое распространение в самых разных областях художественного творчества. В новом стиле, провозглашавшем обязательное сочетание красоты и функциональности, отказывавшемся от любой подражательности прошлому и ориентированном на эстетику природных форм и мотивов, выполнялись проекты зданий и интерьеров, предметы мебели и осветительные приборы, костюм и украшения, бытовые предметы самого разного назначения. Модерн, по своей сути, — интернациональный стиль, но в каждой стране он приобретал свои национальные черты. Так было и в России, особенно ярко это проявилось в архитектуре.

Петербургу принадлежало особое место в утверждении стиля модерн в русском искусстве. Здесь проводились многочисленные международные выставки, демонстрировавшие достижения стиля модерн в области архитектуры, прикладных искусств, графики, издавался журнал «Мир искусства», ставший распространителем новых художественных идей, работали лучшие архитекторы и художники. Располагались представительства многих европейских и русских предприятий, занимавшихся производством предметов быта: произведения искусства тиражировались и становились достоянием массовой культуры. Все это укладывалось в концепцию нового стиля, культивировавшего идею «красивой жизни в красивом доме» и ориентированного на поиски художественной выразительности повседневных вещей, и поддерживало его популярность в самых разных слоях общества.

Целый пласт петербургской городской культуры конца XIX – начала ХХ века оказался связан со стилем модерн. Напоминает об этом масштабная экспозиция в Петропавловской крепости, представляющая богатейшую коллекцию произведений искусства в стиле модерн.

На выставке представлена архитектурная графика: проекты общественных сооружений, доходных домов и особняков, мостов, убранства интерьера и мебели, выполненные знаменитыми архитекторами Н. В. Васильевым, А. И. фон Гогеном, Л. А. Иогансеном, Н. Е. Лансере, М. А. Лялевичем, А. А. Олем и другими в стиле модерн. Здесь можно увидеть листы с изображением Торгового дома компании «Эсдерс и Схейфальс» и Сытного рынка, особняка М. Ф. Кшесинской и дачи писателя Л. Н. Андреева в Ваммельсуу (ныне пос. Серово), Троицкого и Сампсониевского мостов.

Ярким дополнением этого раздела служат декоративно-архитектурные детали петербургских зданий, поступившие в музей в 1970–1980-е годы (в это время активно проводился капитальный ремонт многих домов в исторической части города; находившиеся под угрозой утраты детали декора зданий были переданы в фонды Музея истории Санкт-Петербурга). Это витражи, чугунное литье, а также архитектурная керамика: панно, облицовка печей и каминов, напольная плитка, выполненные на ведущих художественно-керамических производствах России, Финляндии и Германии («Гельдвейн и Ваулин» в Кикерино, изразцовый завод «Або» в Турку, Ракколаниокский гончарный завод в Ховинмаа, Саксонская печная фабрика в Майсене и др.)

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Плитка облицовочная (Начало XX века) Из особняка А.И. и М.Ф.Штакеншнейдеров
(Миллионная ул., 10). Неизвестное производство. Германия.

Среди коллекции мебели особого внимания заслуживает продукция известной петербургской фабрики «Ф. Мельцер и К°». Демонстрируются образцы «комбинированной» мебели, считавшейся отличительной чертой нового стиля (например, диван, совмещенный с горками и зеркалами).

Широко представлены осветительные приборы рубежа XIX –ХХ веков в стиле модерн. В это время начало использоваться электричество, и впервые за всю историю осветительной арматуры появилась возможность направить свет вниз («живой» огонь можно было направлять только вверх). Это открыло перед мастерами эпохи модерна новые художественные возможности. Люстры, настольные лампы, торшеры и канделябры поражают не только фантазией их создателей, но и обилием используемых материалов: металла, разноцветного стекла, фарфора и фаянса, бисера, стекляруса.,

Изысканностью и гармоничностью отличаются изделия из фарфора и стекла. Особенно интересны образцы из многослойного разноцветного стекла с растительными, пейзажными и морскими мотивами, выпущенные западноевропейскими производителями: «Мануфактура Эмиля Галле» , «Братья Дом» (оба – Нанси, Франция), «Легра и К°» (Сен-Дени, Франция); и российскими — Императорским фарфоровым и стеклянным заводами (Санкт-Петербург) и Мальцовским заводом (Гусь-Хрустальный, Владимирская губерния). Интересен знаменитый датский фарфор Копенгагенской королевской мануфактуры. Рядом можно увидеть скульптуру из фарфора и фаянса, выполненную в стилистике модерна. Например, «Дама, снимающая маску» К. А. Сомова.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Дама, снимающая маску (1905-1910) По модели К.А.Сомова, Императорский фарфоровый завод. С.-Петербург

Внимание нового стиля к простым, повседневным вещам демонстрируют многочисленные бытовые изделия из металла (подсвечники, письменные, курительные принадлежности, всевозможные подставки, подносы, столовые приборы).

Отдельный раздел выставки посвящен графическому искусству модерна. Здесь демонстрируется коллекция оригинальной и тиражированной графики — афиши балов и выставок, театральные программы, рекламные плакаты, меню обедов, этикетки. Среди них работы «мирискуссников» Л. С. Бакста, А. Я. Головина, К. А. Сомова.

Завершает выставку зал, где экспонируются женский костюм, обувь и аксессуары (сумочки, веера, зонты от солнца). Великолепные платья из шелка, тюля, шифона, кружева, газа, украшенные бисером, стеклярусом и блестками, дополненные боа их страусовых перьев, создавали изысканный, утонченный и, в какой-то степени, ирреальный образ своей владелицы, столь импонировавший эстетическим установкам стиля модерн.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
Платья (1910-1913) Неизвестное производство. Россия

Петропавловская крепость, Инженерный дом   |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

До 1 июля 2019

«КОМСОМОЛ ОТВЕТИЛ: ЕСТЬ!»
К 100-летию ВЛКСМ

К 100-летию ВЛКСМ

Художественная выставка, объединившая более 70 произведений живописи, графики и скульптуры из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Государственного музея городской скульптуры, представляет образ комсомола и комсомольцев в советском изобразительном искусстве 1930-1980-х годов.

Подробнее..

Экспозиция позволяет познакомиться с основными вехами истории комсомольского движения в нашей стране. Гражданская война, первые трудовые пятилетки, героизм в годы Великой Отечественной, послевоенное восстановление страны, целина, комсомольские ударные стройки, олимпийские победы – все это нашло яркое отражение в полотнах, графических листах, скульптурных работах мастеров ленинградской и московской художественных школ.

Несмотря на широкий временной диапазон, разные художественные решения и стилистические приемы, произведения, демонстрирующиеся на выставке, сближает общий подход к трактовке образов комсомольцев. Героизированные, овеянные романтическим ореолом они воспринимаются как яркие символы молодости, юношеского энтузиазма и созидательной энергии.

В экспозиции можно увидеть работы живописцев Л.В.Кабачека, Т.Т.Салахова, П.П.Соколова-Скаля, В.П.Чеботаря, графиков В.А.Ветрогонского, Г.В.Ковенчука, В.А.Завьялова, скульпторов Л.Г.Терентьева, В.И.Гордона, В.Тимошенко и др.

Значительная часть представленных произведений – дипломные работы выпускников ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина.

К 100-летию ВЛКСМ

Петропавловская крепость, Инженерный дом   |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно 11–18 (касса до 17), Ср - выходной




/ МУЗЕЙ С.М. КИРОВА

До 28 мая 2019

«ТОВАРИЩ КИРОВ УБИТ!»
Выставка

ТОВАРИЩ КИРОВ УБИТ

Накануне очередной годовщины со дня убийства С. М. Кирова открывается выставка «Товарищ Киров убит!», на которой впервые в таком большом объеме собраны воедино личные вещи Сергея Мироновича, документы и материалы из следственного дела о «злодейском убийстве товарища Кирова». Большая часть экспонатов ранее не выставлялась.

Подробнее..

1 декабря 1934 года называют поворотной датой в советской истории. Убийство С.М.Кирова, совершенное в этот день, привело руководство страны во главе с И.В.Сталиным к политике «большого террора». Между тем обстоятельства гибели члена Политбюро, секретаря ЦК ВКП (б) и лидера ленинградских коммунистов С.М.Кирова до сих пор мало изучены.

Выставка решена в жанре документального расследования. Посетители узнают о том, какие взаимоотношения были у Кирова со Сталиным? Связана ли гибель Кирова с результатами голосования на XVII съезде ВКП (б), проводившегося в начале 1934 года? Какой была атмосфера в обществе во время траурных дней? Как в эти дни работал аппарат государственного принуждения и насилия, что такое «скорострельная юстиция», «кировские потоки» и «ликвидация оппозиции»? Что люди узнавали из газет и радиопередач – единственных в то время источников информации? Как Мария Львовна Маркус, вдова С.М.Кирова, оплакивала его потерю? При каких обстоятельствах погиб Киров и как в обстановке строжайшей секретности велось следствие по его убийству? Что содержали личные записи стрелявшего в Кирова Л.В.Николаева и кто такая Мильда Драуле?

Материалы выставки рассказывают о днях, названных предтечей «большого террора» и судьбах людей, оказавшихся в центре событий, кардинально повлиявших на историю всей страны. В частности, о родных и детях Л. В. Николаева.

В экспозиции представлены материалы из Фонда С.М.Кирова Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также документы из фондов Российского государственного архива социально-политической истории, Центрального архива ФСБ РФ, Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга.

ТОВАРИЩ КИРОВ УБИТ

ТОВАРИЩ КИРОВ УБИТ

ТОВАРИЩ КИРОВ УБИТ

Фото 1: Траурная процессия на Красной площади. 6 декабря 1934
Фото 2: Члены Политбюро несут урну с прахом С.М.Кирова. 6 декабря 1934 года
Фото 3: Фуражка со следами крови, которая была на С. М. Кирове в день убийства в Смольном
            1 декабря 1934 года. Сзади на околыше – след от пули нагана
Фото 4: Посмертная маска С.М.Кирова. 2 декабря 1934. М.Г. Манизер (1891–1966)

Каменноостровский пр., 26-28,  |  Тел.: (812) 346-02-89  |  Cайт музея
Ежедневно (кроме Ср) 11:00 – 18:00, (Вт - до 17:00)




/ МУЗЕЙ-КВАРТИРА А.А. БЛОКА

До 26 мая 2019

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
К 138-ой годовщине со дня рождения А.А.Блока

ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Экспозиция посвящена грандиозному, отчасти утопическому, культурному проекту – издательству «Всемирная литература» (1918–1924), открытому по инициативе Максима Горького.

Издательская программа «Всемирной литературы» поистине была обширной: планировалось выпустить в переводах на русском языке более тысячи двухсот авторов и огромное число произведений западноевропейской литературы и литературы Востока.

Подробнее..

Идея «Всемирной литературы» объединила широкий круг русской гуманитарной интеллигенции: писателей, ученых-филологов, редакторов и переводчиков. Нет практически ни одного представителя Серебряного века, который не принял бы участие в этом проекте: Константин Бальмонт, Александр Бенуа, Александр Блок, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Николай Гумилев, Евгений Замятин, Михаил Лозинский, Марина Цветаева, Корней Чуковский, известные на весь мир ученые-востоковеды Василий Алексеев, Борис Владимирцов, Игнатий Крачковский и многие другие.

При издательстве была сформирована собственная библиотека, организована студия по подготовке переводчиков. Но, к сожалению, ресурс был быстро исчерпан. Издательство действовало в течение шести лет, но активная работа продолжалась лишь первые три года. В 1921 году умер Блок, а Гумилева расстреляли. Затем кто-то эмигрировал по своей воле, кто-то был выслан на «философском пароходе». В результате издательство отказалось от первоначальной программы, выпускало серии, которые проводили в жизнь другие государственные программы (детские книги, новинки иностранной литературы). Всего под маркой «Всемирной литературы» вышло 220 книг, из них 72 в основной серии. Однако эхо уникального культурного проекта было мощным: с 1967 по 1977 год было выпущено 200 томов серии «Библиотека Всемирной литературы», которая наследовала идею легендарного издательства, а в 2003 году эта серия появилась в издательстве «Эксмо».

На выставке в Музее-квартире А.А.Блока представлены материалы из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Института русской литературы РАН, Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга, Библиотеки Российской Академии наук, Российской национальной библиотеки: книги, выпущенные «Всемирной литературой»; документы, характеризующие деятельность издательства; фотографии и автографы участников этого грандиозного проекта.

ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Экспозицию дополняют мультимедийные программы: электронный каталог книг, выпущенных издательством, и литературная викторина.

В рамках работы выставки планируется проведение экскурсий, тематических занятий с детьми, лекций, литературных вечеров.

Декабристов ул., 57  |  Тел.: (812) 713-86-16  |  Cайт музея
Ежедневно (кроме Ср) 11:00 – 18:00, (Вт - до 17:00)




/ ОСОБНЯК РУМЯНЦЕВА

До 14 апреля 2019

«RICORDO DI ROMA / ПАМЯТЬ О РИМЕ»
К 100-летию Музея Города
из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга

ХОЛМ ПИНЧО

ХОЛМ ПИНЧО. Таблица издания «Lindemann-Frommel’s Skizzen aus Rom und der Umgebung». Rom, Karlsruhe. Lindemann-Frommel, 1851–1856. Хромолитография. Карл Август Линдеманн-Фроммель (1819–1891) по собственному рисунку 1844 года

В экспозиции представлено более 500 изображений «вечного города» — гравюры, литографии, рисунки, исторические фотографии, планы города, созданные в XVII—ХIX веках европейскими и русскими художниками, архитекторами, фотографами. Выставка знакомит с главными архитектурными памятниками и историей градостроительного развития Рима. Особое внимание в экспозиции уделяется влиянию римской архитектуры на эволюцию мирового зодчества.

Подробнее..

Проект приурочен к 100-летию Музея Города, правопреемником которого является Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Этот необычный музей, в названии которого слово «город» писалось с заглавной буквы, был учрежден в 1918 году как научно-исследовательский центр, специализировавшийся на изучении истории мировой урбанистки и городской культуры в целом. Особое внимание в этом контексте уделялось изучению исторического и архитектурно-художественного наследия Рима, который во все времена рассматривался как колыбель европейской архитектуры и образец мирового градостроительства.

Сегодня в Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранятся многие уникальные коллекции, собранные Музеем Города. Одна только «римская» коллекция насчитывает более тысячи единиц хранения. На выставке в особняке Румянцева представлена лучшая часть этого собрания. Многие экспонаты демонстрируются впервые за 100 лет.

Здесь можно увидеть изображения древних руин и памятников античного Рима, великолепные ренессансные и барочные ансамбли «папского» Рима XV – XVIII веков. Среди наиболее интересных экспонатов – гравюры Дж.Вази, Дж.Б.Пиранези, Г.Х.Килиана, редкий увраж архитектора А. Дегоде 1682 года, уникальные чертежи русских архитекторов, видовые рисунки разных мастеров и серии фотографий XIX века.

Карты и планы Рима разного времени позволяют проследить, как строился и по каким градостроительным принципам развивался Рим на протяжении столетий.

Отдельный раздел посвящен рассказу о Риме как городе, оказавшем огромное влияние на развитие мировой архитектуры. Эпиграфом к нему могут служить слова Гёте: «О Рим, ты целый мир!». Подборка изображений памятников европейской архитектуры – триумфальных арок, колонн, амфитеатров, акведуков, базилик, купольных соборов – позволит посетителю проследить явную связь этих сооружений с римским наследием.

К выставке издан каталог.

Для юных посетителей разработан специальный маршрутный лист «Что нам стоит Рим построить?», который сделает знакомство с выставкой интересным и увлекательным, поможет детям запомнить главные принципы римской архитектуры.

ВИД ВИЛЛЫ КАРДИНАЛА АЛЕССАНДРО АЛЬБАНИ

ВИД ВИЛЛЫ ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА СИНЬОРА КАРДИНАЛА АЛЕССАНДРО АЛЬБАНИ
ЗА ВОРОТАМИ САЛАРИЯ. Джованни-Батиста Пиранези (1769)

ВИД АРКИ КОНСТАНТИНА

ВИД АРКИ КОНСТАНТИНА. Лист из серии «Vedute di Roma». Офорт, резец, сухая игла.
Джованни-Батиста Пиранези (1771)

ВИД ПЛОЩАДИ НАВОНА

ВИД ПЛОЩАДИ НАВОНА НАД РУИНАМИ ЦИРКА АГОНАЛЕ.
Джованни-Батиста Пиранези (1773)

ВИД БОЛЬШОГО ФОНТАНА АКВА ВЕРДЖИНЕ (ТРЕВИ)

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВИД БОЛЬШОГО ФОНТАНА АКВА ВЕРДЖИНЕ, НАЗЫВАЕМОГО ТРЕВИ.
Джованни-Батиста Пиранези (1773)

Английская набережная, 44 (Особняк Румянцева)  |  Тел.: (812) 571-75-44  |  Сайт музея




/ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

До 3 марта 2019

«ПЕТРОГРАД. ОБРАЗЫ КИНО – ОСКОЛКИ РЕАЛЬНОСТИ»
Киноплакат 1914-1919 годов из собрания ГМИ СПб

ПЕТРОГРАД - ОБРАЗЫ КИНО

Экспозиция представляет более 50 уникальных плакатов из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга, значительная часть которых не представлена в аналогичных музейных собраниях и ранее не публиковалась.

Подробнее..

Галерея оригинальных киноплакатов дополнена шрифтовыми афишами, документами, выдержками из воспоминаний современников, а также фрагментами сохранившихся кинофильмов и кинохроник начала ХХ века.

Выставка раскрывает образы киномифа на фоне панорамы жизни Петрограда времен Первой мировой войны и революционных событий. Документальные материалы воссоздают черты городской кинокультуры 1914-1919-х годов: как выглядели фасады и интерьеры петроградских кинотеатров, каков был их репертуар, техника, используемая при съемках и демонстрации немых лент, и, наконец, облик столичной кинопублики тех времен.

Годы Первой мировой войны стали расцветом отечественного немого кино. К 1916 году в России действовало около четырех тысяч кинотеатров, которые ежедневно посещало в среднем два миллиона человек. Репертуар постоянно обновлялся. Фильмам требовалась графическая реклама. Такми образом вместе с кинопрокатом развивалось и искусство киноплаката. Он быстро стал лицом городских улиц, элементом культуры повседневности. Со второй половины 1910-х годов киноплакат начинает обретать собственный визуальный язык, превращаясь в самобытное эстетическое явление, отражающее вкус времени и актуальные течения в искусстве.

Первые попытки отразить киноповествование на печатном листе привели к появлению монтажного фотоплаката. Сначала афиша содержала целый ряд снимков-кинокадров с большим количеством деталей и текстовыми пояснениями, лишая рекламу броскости и наглядности. Но очень скоро композиционную основу плаката стал составлять лишь один выразительный кинокадр. Художники стали осваивать пластические средства собственно плакатного языка: броские цветовые пятна, жесткий контур, освобождение образа от излишних деталей.

Стилистика плаката, бесспорно, имела связь с жанром и содержанием фильма. Но многое зависело от кинофирмы и художника-плакатиста. Крупные кинопромышленники, как, например, акционерное общество «А. Ханжонков и К», могли позволить себе сотрудничать с профессиональными художниками и даже содержать собственную типографию. Однако для провинциальных отделений кинокомпаний часто писали плакаты дилетанты-самоучки, поэтому в массе киноафиша оставалась посредственного качества.

В экспозиции представлены плакаты кинолент «Негодяй» (1917), «Слякоть бульварная» (1918), «Эпизод любви» (1918), «Разбитая скрипка» (1918) производства «А. Ханжонков и Ко», а также плакаты иностранных кинолент, прокатом которых занималось это акционерное общество: «Королевская тигрица» (сер. – вт. пол. 1910-х, Италия) и «Кабирия» (1916, Италия).

На выставке можно увидеть киноплакаты и к другим фильмам иностранного производства, пользовавшимся популярностью в России: «Кровавый брак» (сер. – вт. пол. 1910-х, Франция),. «Хочешь мира, готовься к войне» к фильму «The Battle Cry of Peace» (1915, США), два плаката к социально-политической драме «Гибель нации» (1916, США), появившейся в российском прокате в 1917 году. В разгар революционных событий и кризиса Временного правительства, расклеенные по Петрограду плакаты с заголовком «Гибель нации» весьма злили городскую администрацию.

Также представлен плакат неизвестного литографа к итальянской картине «Камо грядеши» («Quo Vadis?», 1912). Эта масштабная кинопостановка по мотивам одноименного романа Г. Сенкевича с огромным успехом шла в российском прокате. Первый показ состоялся в 1913 году и в последующие годы возобновлялся. Вновь выйдя на экраны в 1917 году, фильм стал лидером кинопроката, опередив по количеству показов даже хронику событий Февральской революции.

Со вступления России в Первую мировую войну появился особый жанр патриотического фильма с фрагментами кинохроники. Основным производителем таких кинолент стал военно-кинематографический отдел проправительственного Скобелевского комитета – благотворительной организации, созданной в Санкт-Петербурге в 1904 году. В собрании ГМИ СПб представлены плакаты к кинолентам «И смерти стон, и звон гитары» (1915), «Умер бедняга в больнице военной» (1916), к военной хронике «Падение Трапезунда и вступление в него наших доблестных войск» (1916) и др. Иконография и содержание подобных киноплакатов были близки духу социального, благотворительного плаката и лубка военного времени.

На выставке можно увидеть и плакаты к социально-политическим драмам революционного периода – «Государственный шпионаж» (1917), «Страстей бушующее море (Мир на развалинах)» (1917), «Свобода. Товарищи-демократы. Иван и дядя Сэм» (1917) и др.

Отмена цензуры в феврале 1917 года привела к всплеску кинопродукции провокационного содержания, главным мотивом которой стала «распутиниада». Уже в марте акционерное общество «Г. И. Либкин» выпустило фильм «Темные силы. Григорий Распутин и его сподвижники» (1917). Вскоре за картиной последовало продолжение «Темные силы. Григорий Распутин. Царские холопы» (1917), плакат к которому можно увидеть на выставке.

Важно отметить, что эпоха немого кино 1910-х была пронизана «декадентскими» мотивами. Мистика, эротика, эстетика ужасного – темы, популярные в то время в литературе, театре, изящных искусствах, – еще с конца XIX века оформились в особый жанр «красоты жестокости» (genre feroce).

Заимствование их в кинематографе, а затем и в киноплакате, происходило с явным упрощением. Благодаря многократному тиражированию, популярные образы циркулировали в массовой визуальной культуре. Этот феномен проиллюстрирован афишами к картинам со звучными названиями «В золотой паутине Петрограда» (1916-1917?), «В тисках кровавых преступлений» (сер. – вт. пол. 1910-х), «Кобра Капелла. Женщина–змея» (1917), «Столичный яд» (1917).

Изображение нечисти, хтонических существ и дьявола – популярная группа образов в контексте вышеупомянутого жанра. В экспозиции можно увидеть афиши к фильмам «Сатана тут правит бал» (1917), «Жрица греха и смерти» (1918), «Смерти обреченные» (1918).

На выставке широко представлены плакаты акционерного общества «Г. И. Либкин» (до 1916 года – кинематографическая фабрика «Г. И. Либкен»), известного многочисленным выпуском так называемых киноромансов, поставленных по мотивам русских народных песен и сюжетов: «Ах, вы, цепи мои, цепи» (1917-1918), «Ванька Ключник (Быль про молодую княгиню и Ивана Ключника)» (1916), «Дядя Влас» (1917-1918), «А господский дом загорается» (1917-1918). Кинокартины так называемой «народной бытовой серии» были очень популярны у отечественного зрителя. Плакаты к некоторым из них выполнены для «Г.И.Либкин» талантливым ярославским художником А.И. Малыгиным в неорусском стиле.

Профессиональным подходом и поразительной продуктивностью выделялся художник и литограф Михаил Сергеевич Кальмансон – основатель и владелец первой в России специализированной мастерской киноплаката. На выставке представлены многие его работы, в том числе «Царь Иван Васильевич Грозный (Дочь Пскова)» (1915) и «Стенька Разин» (1916).

В конце путешествия по эпохе немого кино посетители выставки смогут окунуться в атмосферу петроградского кинотеатра 1910-х годов и посмотреть выдающуюся итальянскую киноленту с элементами анимации «La guerra e il sogno di Momi»/ «Война и мечта Моми» (1917). Сюжет фильма основан на детском сне, в котором игрушечные солдатики оживают и отправляются на войну.

К этому фильму на выставке представлен плакат-хромолитография «Вот что снится нашим детям в дни кровавые войны» авторства знаменитого художника-графика И.С. Ефимова – уникальный экземпляр, одна из лучших вещей в коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

В рамках выставки будет организована дополнительная программа: показы и обсуждение немого кино, мастер-классы, лекции по истории кинематографа и обзорные экскурсии.

ПЕТРОГРАД - ОБРАЗЫ КИНО

Петропавловская крепость, Невская куртина  |  Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея
Ежедневно (кроме Ср) 11:00 – 18:00




/ МОНУМЕНТ ГЕРОИЧЕСКИМ ЗАЩИТНИКАМ ЛЕНИНГРАДА

До 28 февраля 2019

«Я НА ФРОНТ УХОДИЛ КОМСОМОЛЬЦЕМ…»

К 100-летию со дня основания ВЛКСМ

Я НА ФРОНТ УХОДИЛ КОМСОМОЛЬЦЕМ

Выставка посвящена самому героическому периоду в истории ВЛКСМ – участию комсомольцев в Великой Отечественной войне и обороне города Ленинграда. К началу войны в рядах комсомола находилось более 10 миллионов человек. Это были молодые люди, которые в первых рядах встали на защиту Родины.

Подробнее..

Основу выставки составляют фотоснимки военных фотографов, сделанные в годы Великой Отечественной войны.

Посетители смогут узнать не только о героях-комсомольцах, оборонявших Ленинград, но и о комсомольцах, защищавших нашу Родину на других фронтах военных действий в рядах Красной армии, Военно-морского флота и партизанских отрядах; посетители смогут увидеть портреты комсомольцев, удостоенных высочайшей награды — звания Героя Советского Союза.

Выставка расскажет о множестве примеров мужества и героизма, стойкости и бесстрашия, проявленных комсомольцами в годы Великой Отечественной войны. Рядовой 254-го гвардейского полка комсомолец Александр Матросов, закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота у деревни Чернушки, что решило исход боя для целого батальона. На Ленинградском фронте осенью 1941 года комсомольцы Феодосий Смолячков и Владимир Пчелинцев положили начало снайперскому движению, которым впоследствии прославилась Красная армия. За образцовое выполнение задания в 1942 году Смолячков был удостоен звания Героя Советского Союза. Лётчик-истребитель, комсомолец Степан Горгуль, защищая «Дорогу жизни», погиб на Ладоге в неравном бою.

В блокадном Ленинграде именно комсомольцы стали инициаторами бытовых отрядов, которые в самое тяжёлое для города время организованно оказывали помощь тем, кто в ней больше всего нуждался: приносили еду и воду больным, убирали их квартиры, определяли осиротевших детей в детские дома. На подмогу бойцам пожарной охраны был сформирован Комсомольский полк противопожарной защиты: ребята 15-16 лет боролись с огнём наравне со взрослыми. В условиях блокады Ленинграда работа промышленности оставалась единственным источником поставки вооружения бойцам Ленинградского фронта. Юноши и девушки заменили у станков взрослых, ушедших на фронт. Комсомольцы ленинградских предприятий, несмотря на тяжелейшие условия труда, перевыполняли планы производства. Опасна и крайне ответственна была работа ленинградских санитарок и сандружинниц, действовавших как в самом городе, так и на линии фронта. Санитарка-комсомолка Мария Кухарская вынесла с поля боя 421 раненого. В 1942 году Мария Петровна была награждена Орденом Ленина и медалью «За Отвагу».

В витринах будут представлены реликвии Коммунистического Союза Молодёжи военных лет: комсомольские значки, комсомольские билеты, врученные во время войны, документы, относящиеся к работе девушек-комсомолок, вступивших в ряды местной противовоздушной обороны в блокадном Ленинграде, книжные издания о комсомоле.

Выставка «Я на фронт уходил комсомольцем…» призвана напомнить посетителям о колоссальном вкладе комсомольцев в Великую Победу.

Я НА ФРОНТ УХОДИЛ КОМСОМОЛЬЦЕМ

Я НА ФРОНТ УХОДИЛ КОМСОМОЛЬЦЕМ

Памятный зал Монумента героическим защитникам Ленинграда,   Пл. Победы
|  Тел.: (812) 371-29-51  |  Cайт музея

Ежедневно 11:00–18:00 (Вт до 17:00), Ср - выходной




/ МУЗЕЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ

МУЗЕЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Открытие постоянной экспозиции


МУЗЕЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Экспозиция представляет богатейшее собрание предметов, связанных с различными областями техники и научных знаний — своеобразную ретроспективу бытовых, измерительных, вычислительных, оптических приборов, транспортных средств и других технических устройств, использовавшихся петербуржцами-ленинградцами в работе и в повседневной жизни на протяжении полутора столетий: с середины XIX до конца ХХ века.

Подробнее..

Среди экспонатов – самые разные модификации швейных, печатных, счетных машинок, часы, весы, арифмометры, телефоны, радиоприемники, телевизоры, магнитофоны, бинокли, подзорные трубы, микроскопы, фотоаппараты, кинокамеры, мотоциклы и многое другое. Большинство предметов впервые демонстрируется публике.

Помимо знакомства с уникальной исторической коллекцией бытовой техники посетители нового музея смогут на примере экспонатов «из прошлого» получить представление об основных понятиях механики, электромагнетизма и оптики. В интерактивных зонах часть приборов и устройств можно будет увидеть в действии.

Кроме того, музей рассказывает об изобретениях, сделанных в Петербурге-Ленинграде, о выдающихся ученых, которые внесли большой вклад в развитие научно-технического прогресса, о промышленных предприятиях города, выпускавших те или иные виды техники.

Экспозиция музея разделена на три части, соответствующие основным разделам физики: «Механика», «Оптика», «Электромагнетизм».

МУЗЕЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Музей Науки и Техники,   Петропавловская крепость, Нарышкин бастион
Тел.: (812) 230-64-31  |  Cайт музея

Ежедневно 11:00–18:00 (Вт до 17:00), Ср - выходной









ВСЕ ВЫСТАВКИ НА САЙТЕ МУЗЕЯ




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
м. «Горьковская», «Спортивная»
Трамвай № 6, 40, Автобус № 46, Маршрутное такси № 46, 76, 183, 223
Телефон для справок: 230-64-31
Музей открыт: ежедневно, кроме среды - 10-18 (касса до 17:00)
www.spbmuseum.ru







< Столица Культуры



 

 

 
ООО Телинфо-СПб СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Поиск фирм в СПб
Схема метро
Режим работы станций метро
Телефонные коды ЛО
Телефонные коды России
Справочные телефоны СПб
ПРОЕКТЫ САЙТА
Столица Культуры
Бренды Санкт-Петербурга
Лучшее без границ
Город-Герой Ленинград
Зима в Санкт-Петербурге
ПОЛИГРАФИЯ
St. Petersburg City MAP
Детская карта
Индивидуальные карты
Z-CARD
ИЗДАТЕЛЬСТВО
О компании
Вакансии
Партнеры
Реклама на сайте
Контакты
Copyright © ООО "Телинфо-СПб" 2003-2019