16+ rus | eng    
АФИША
ТЕАТРЫ
КОНЦЕРТЫ
КИНОТЕАТРЫ
МУЗЕИ
ВЫСТАВКИ
НОВОСТИ
И Н Т Е Р В Ь Ю:



ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

«Любовь к родине — не отвлеченное понятие,
но реальная душевная сила, требующая
организации, развития и культуры»

А. Н. Толстой



Патриотическое воспитание во все времена считалось одним из важнейших аспектов развития личности ребенка – той составляющей, без которой невозможно правильное формирование Человека страны. Однако методы патриотического воспитания со временем меняются – в соответствии с реалиями времени, в котором мы живем. Каково же патриотическое воспитание подрастающего поколения в Санкт-Петербурге сегодня?

На всех уровнях (от федерального до муниципального) проводятся различные патриотические мероприятия и акции, в июне 2016 года вышел закон «О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге». И, несомненно, приоритетной в этом вопросе является тема Великой Отечественной войны.

«Время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну. А народ, переживший однажды большие испытания, будет и впредь черпать силы в этой победе» – сказал советский полководец, Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.

*   *   *

В преддверии Дня Победы для обсуждения этой важнейшей и актуальной темы – патриотического воспитания подрастающего поколения – и ответа на вышепоставленный вопрос мы встретились с Санкт-Петербурга Кондратьевой Еленой Васильевной (Е.В.) и руководителями патриотических объединений школы – Сущенко Екатериной Алексеевной (Е.А.) (детско-юношеское объединение «Память сердца») и Акимовым Александром Юрьевичем (А.Ю.) (детское общественное объединение «Георгиевская Дружина»).


Кондратьева ЕВ, Сущенко ЕА, Акимов АЮ

КОНДРАТЬЕВА Елена Васильевна
заместитель директора по воспитательной работе школы №79 Калининского района СПб

СУЩЕНКО Екатерина Алексеевна
руководитель детско-юношеского объединения «Память сердца»

АКИМОВ Александр Юрьевич
руководитель детского общественного объединения «Георгиевская Дружина»




Какое определение патриотическому воспитанию вы могли бы дать? Из каких понятий оно складывается?

Е.В.: Для патриотического воспитания подрастающего поколения необходимы как теоретические знания, так и опыт практических действий в этом направлении. Малоэффективно просто говорить об истории страны, давать экологическое воспитание, важно подкреплять знания соответствующими патриотическими акциями, проектами и мероприятиями с активным участием детей с момента их разработки.

Е.А.: Одной из главных задач любого государства является воспитание гражданина и патриота страны, достойных сыновей и дочерей своего Отечества. На самом деле, это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие высоких нравственных чувств, поэтому главной задачей образования и школы становится формирование нового российского патриотизма, в котором должны гармонично сочетаться традиции героического прошлого и инновации сегодняшнего дня, высокая духовность с учетом перспектив развития социума.

Елена Васильевна, каким образом в школе № 79 организована патриотическая работа?

Е.В.: В нашей школе разработана целая система патриотического воспитания. Можно сказать, что это направление является приоритетным в воспитательной системе школы. Наш многолетний опыт показал, что детей важно заинтересовывать, особенно в тех вопросах, которые касаются не учебного процесса (обязательного), а воспитательного, где мотивацию вызвать бывает несколько сложнее. Наши объединения патриотической направленности помогают ученикам, разным по характерам - психологическому складу, найти для себя интересное занятие. Нашу патриотическую работу можно условно разделить на внутришкольную и внешкольную.

Внутришкольная работа проводится в стенах нашего образовательного учреждения, причем её деятельность направлена как на участников объединений, так и на всех учащихся школы.

Внешкольная работа связана с участием ребят в выставках, акциях, мероприятиях и патриотических экспедициях вне школы.

В деятельности каждого объединения присутствует и внутри- и внешкольная работа. Однако Георгиевская Дружина, в силу особенностей своей программы, больше занятий и проектов реализует в школе. А объединение «Память сердца» изначально создавалось как проект, направленный на изучение героического прошлого ленинградцев с выездом на места боевой славы или памятные места трагических событий, связанных с нашими земляками на Большой земле. «Память сердца» является инициатором и многих школьных патриотических проектов.

Нужно отметить, что за время совместной патриотической работы сложились определенные традиции – мероприятия, в подготовке и проведении которых участвует вся школа.

Подробнее..

Какие общешкольные патриотические мероприятия проводятся в вашем образовательном учреждении?

Е.В.: В дни праздников, посвященных Великой Отечественной войне, для всех учащихся проводится торжественная радиолинейка, акция « Зажги свечу», «Вахта Памяти», акции в Парке Памяти, находящемся на территории нашей школы. Ежегодно «Георгиевской Дружиной» для школьников и воспитанников детских садов города открывается музейная выставка, посвящённая подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Хорошей традицией является приглашение ветеранов Великой Отечественной войны в школы для беседы с учениками. Прием живого общения с участниками военных действий – один из наиболее эффективных в системе патриотического воспитания подрастающего поколения. Общение – незаменимая коммуникация, позволяющая не только на познавательном, но и на эмоциональном уровне «впитывать» информацию. Знания, пропущенные через сердце, остаются с нами навсегда. К сожаления, с каждым годом участников ВОВ остается всё меньше… И на сегодняшний день не каждая школа может найти ветерана для таких встреч. Особенно сложно решается этот вопрос в маленьких городах и сёлах. Каким образом, на Ваш взгляд, нужно строить воспитательную работу в этом случае? Какие приемы целесообразно использовать?

А.Ю.: С такой проблемой, к большому сожалению, уже столкнулась и наша школа. 28 августа 2015 ушел из жизни ветеран Великой Отечественной войны Александр Антонович Кузнецов, долгие годы принимавший активное участие в общественной жизни школы. Возможно, наш опыт окажется полезным и для других образовательных учреждений.

6 мая 2016 года в школе была открыта музейная экспозиция, посвященная военной биографии Александра Антоновича. Выставка передана в дар Санкт-Петербургской общественной организацией содействия реализации социальных инициатив и развития «Молодёжь для Молодёжи». Подрастающему поколению легче воспринимать события, прочувствовать их через непосредственный пример. На торжественном открытии экспозиции присутствовал Губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко. Честь открыть выставку была оказана дочери фронтовика О. А. Замарёновой и курсантам-командирам Дружины.

Е.В.: Также ученики нашей школы посещают семьи ветеранов, беседуют с ними и записывают рассказы о войне; присутствуют на встречах с советом ветеранов, который объединяет участников и блокадников нашего муниципального образования «Прометей».

Е.А.: В патриотической работе самое главное – деятельное участие детей.

В настоящее время идет процесс модернизации Российского образования, подчеркивающий исключительную роль семьи в решении задач воспитания. В современной системе воспитания существует понятие «концепции единства семьи и школы». Каким образом взаимодействие семьи и школы происходит в Вашей школе на примере патриотического направления работы?

Е.В.: В воспитательной работе нашей школы большой акцент делается на семью. Жизнь ребенка начинается в семье, поэтому важно понимание – история страны начинается с истории моей семьи. Мы стараемся, чтобы среди ветеранов, приглашаемых на различные мероприятия в школу, в первую очередь, были родственники наших учеников. Кроме того, в рамках школы реализуются проекты патриотической направленности, при подготовке которых в семье происходит взаимодействие старшего и подрастающего поколения. Например, очень интересный проект «Летопись Победы – моя семья в Великой Отечественной войне». Оказалось, что прадедушки и прабабушки наших учеников воевали на разных фронтах в Великую Отечественную войну, есть жители блокадного Ленинграда, и те воины, которые дошли до Берлина и вернулись с Победой домой. Дети в процессе работы понимают, что война не просто коснулась их семьи, самое главное, - родные люди внесли вклад в Великую Победу. Это понимание многого стоит. Получается, что каждая семья внесла свой вклад в историю Победы и Великой Отечественной войны.

Е.А.: Родители являются непосредственными помощниками в наших делах.

Какие рекомендации родителям в вопросах патриотического воспитания детей Вы могли бы дать?

Е.В.: Храните историю семьи, чтите семейные традиции и передавайте их подрастающему поколению.

Какими личностными качествами должен обладать настоящий патриот?

А.Ю.: Патриот – это человек, который любит свою страну, уважает её историю и заботится о процветании своего народа. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин писал: «Славою своих предков гордиться не только можно, но и должно!..» Чем больше патриотов, тем сильней страна!

В мероприятиях и проектах какого уровня ученики школы принимают участие?

Е.В.: Наши объединения принимают участие в мероприятиях разного уровня: от муниципального до международного. В связи с тем, что каждое объединение уникально и заслуживает отдельного внимания, предлагаю дать возможность руководителям объединений более подробно рассказать о своей работе и о проектах объединений.




ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«ПАМЯТЬ СЕРДЦА»

Руководитель – Сущенко Екатерина Алексеевна

ПАМЯТЬ СЕРДЦА

Екатерина Алексеевна, расскажите, пожалуйста, о работе вашего объединения «Память сердца».

Е.А.: Наше объединение работает по разработанной мною программе «Пискаревки России» (мегапроект). Мегапроект имеет три направления: «Пискаревки города» («малые Пискаревки» – блокадные захоронения), «Пискаревки Ленинградской области» (включая концентрационные лагеря), «Пискаревки России» («Малые Пискаревки», возникшие на Большой земле).

Также наше объединение входит в региональное гражданско-патриотическое движение детско-юношеских общественных объединений «Союз юных петербуржцев» и работает по программе «Союза» – «Наследники-хранители-творцы».

«Память сердца» имеет гражданско-патриотическую направленность и посвящается сохранению и увековечиванию памяти ленинградцев, павших в годы войны и блокады, составлению карт «Малых Пискарёвок». Ленинградцами мы считаем и участников Ленинградской битвы, защитников Ленинграда, павших при защите города.

В 2013 году при объединении «Память сердца» создан отряд миротворцев, благодаря деятельности которого школа входит в Сеть Школ Мира стран СНГ.

Подробнее..

Ваше объединение существует более 12-ти лет – это достаточно большой срок. В чем кроется секрет успеха «Памяти сердца»? Что так привлекает ребят?

Е.А.: Секрет успеха объединения «Память сердца», как нам видится, во многом кроется в нашей поисковой, исследовательской, проектной деятельности, которая не замыкается в рамках школы, а выходит далеко за её пределы. В ней участвуют ветеранские, блокадные, детско-юношеские патриотические организации Санкт-Петербурга, Москвы, Ленинградской, Московской, Новгородской, Псковской, Владимирской, Волгоградской областей.

Экскурсии, поездки, встречи не только обогащают ребят новыми знаниями, открывают удивительные просторы Родины, показывают мощь и величие её героического прошлого, но и способствуют воспитанию высоких чувств и патриотизма: любви к Малой и Большой Родине – России, гордости за свою страну, за право называться и быть гражданином Санкт-Петербурга и Российской Федерации.

Екатерина Алексеевна, расскажите, пожалуйста, о проекте «Малые Пискарёвки».

Е.А.: Прежде всего, что мы называем «Пискаревками России», и что такое «Малые Пискаревки», которые расположены практически по всей территории бывшего Советского Союза? Это чисто ленинградские захоронения, возникшие в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Когда эвакуировали ленинградцев, очень многие в дороге умирали – не выдерживали тяжести пути, потому что организм был ослаблен. Из Кунгура нам прислали замечательное стихотворение, в котором как раз говорится о том, что вдоль Россиийских железных дорог возникали «Малые Пискаревки». «Малые Пискаревки» – уникальное явление – одно из белых пятен в истории блокады Ленинграда и Великой Отечественной войны. В то время старались занижать жертвенность, искажали цифры… Известны случаи, в Перми и в Александрове Владимирской области, когда приходили составы с эвакуированными, и там живых было всего по несколько человек, остальные – мертвые. Таким образом возникали «Малые Пискаревки». Но об этих случаях запрещалось говорить, нельзя было допустить распространения информации о том, что ленинградцы по пути в эвакуацию умерли. Это было дело очень серьезное. Мы называем эти захоронения «Малыми Пискаревками», хотя по количеству - это огромные жертвы. В Александрове захоронено более 2 тысяч человек, и только на 200 человек есть установленные списки. Списки мы передаем на Пискаревское кладбище.

Эвакуация не для всех была спасением, многим жилось очень трудно

Что касается «Малых Пискаревок», когда мы стали изучать эту тему, нам открылась страшная проблема – детские «Пискаревки». Что удивительно, там, где есть захоронения наших ленинградцев, почему-то на всех кладбищах, в разных городах, хоронили отдельно взрослых и детей. Какое-то уникальное явление! В Рязани, в Ярославле, в Вологде, в Иванове, в Тихвине – по две «Малые Пискаревки» – детская и взрослая. Об этом можно говорить очень долго и бесконечно. Мы считаем, что наши ленинградские дети пострадали больше всех, если взять проблему «Дети и война» - очень многие погибли не только в блокадном Ленинграде, но и во время эвакуации, на Большой земле. Примером тому является Таня Савичева, она не сумела вернуться к жизни, дистрофия забрала все жизненные силы… Таких «Пискаревок» очень много. В эвакуацию наших ленинградских детей отправляли в разные стороны нашей страны.

В 1941 году, когда еще не началась блокада, и ни одна бомба не упала на Ленинград, уже были первые жертвы – детские жертвы, которые предвещали страшные события нашему городу. Многие годы мы считали, что это Лычково, причем дату трагедии установили мы сами по архивным материалам. Но в этом учебном году, в октябре, мы узнали, что есть еще одна большая детская блокадная «Пискаревка» в Боровёнке Новгородской Области. Если лычковская трагедия произошла 18 июля, то там – 13 июля. Это место, по направлению к Бологому, славится своими лесами, замечательным воздухом, и там находилось много лагерей и санаториев, в которых отдыхали летом ленинградские дети. 13 июля была дана команда эвакуировать детей к родителям в Ленинград. Вагоны набивали битком, чтобы как можно больше детей вернуть родителям. Конечно же, никто не составлял никаких списков. И в пути, между Вялкой и Боровёнкой, на 226-ом километре Октябрьской железной дороги, наш детский эшелон был разбомблен. Это очень страшно! Материалы по этому поводу мы все передали на poxoronka.ru, с которой общаемся и дружим.

Мы гордимся тем, что наше дело касается не только нас, это «больное место» и взрослых людей – патриотов, которые приобщаются к нашему движению. Мы уже не считаем, что это просто работа, это уже наше «движение». У нас очень много социальных партнеров.

4 ноября 2016 года делегация нашего объединения присутствовала на торжественном мероприятии, посвященном 75-летию Московской битвы. Там были наши социальные партнеры: ветераны и блокадники из города Пушкино Московской области, ребята из школы № 1374 города Москвы. Приехал Владимир Егоров - председатель совета Московской областной общественной организации «Блокадники Ленинграда». Приехали ребята из Александрова Владимирской области, с которыми мы дружим очень давно. И когда я рассказала про «Малые Пискаревки» (про Лычково, про Тихвин, про Боровёнку), блокадники Московской области были в шоке – никто даже не знал, что такое было в истории блокады и войны.

Также мы преклоняемся перед гражданским подвигом, который совершали жители разных республик нашей страны, спасая ленинградских детей. В Адыгее есть аул Бесленей. Его жители не просто приютили ленинградских детей из детского дома, большинство из которых были евреи, они им спасли жизни. Вскоре после прибытия детей, аул оккупировали фашисты. Жители аула приняли детей в свои семьи, чтобы уберечь их от расправы фашистов. После войны большинству детей их новые семьи дали образование. Аул Бесленей этим ленинградским детям на всю жизнь стал домом.

В мероприятиях какого уровня «Память сердца» принимает участие?

Е.А.: Наше объединение принимает участие в мероприятиях различного уровня: от муниципального до международного. Отрадно, что часть акций, инициированных «Памятью сердца», получили поддержку региональных и федеральных организаций и обрели совершенно другой масштаб.

Как возникло Ваше объединение «Память сердца»? С чего всё началось?

Е.А.: Объединение было создано 3 сентября 2004 года на базе 6 «А» класса под моим классным руководством. Работа объединения строилась на основе программы-мегапроекта «Пискаревки России». Девизом объединения были выбраны слова: «От сердца к сердцу память мы несём», передающие всю сущность деятельности ребят.

В середине сентября объединение вошло в региональное гражданско-патриотическое движение «Союз юных петербуржцев» Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных . Ребята активно участвовали в делах «Союза», проявляя инициативу, что вызвало интерес у других учащихся школы. Так постепенно объединение стало увеличиваться…

Первая наша экспедиция по пути военных эвакуационных эшелонов ленинградцев по маршрута «Бологое-Валдай-Лычково» состоялась в октябре 2004 года.

Памятник у могилы ленинградских детей на кладбище в Лычково
Памятник «Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны» на кладбище в Лычково

Нас удивил тот факт, что в селе Лычково мы были первыми ленинградцами-петербуржцами, которые за 60 с лишним лет пришли поклониться памяти ленинградских детей, в 1941 году разбомбленных фашисткой авиацией. Тема лычковской трагедии в Ленинграде была запрещена, материалы о ней сохранились в архиве под грифом «Секретно», но в народе свято хранили и берегли жестокую кровавую правду об этих событиях военного времени. Там же мы узнали, что ветераны Лычково вот уже два года проводят Всероссийскую акцию «Ленинградские дети», а на привокзальной площади – на месте трагедии – планируется поставить памятник ленинградским детям.

Станция Лычково. Мемориал погибшим детям
Мемориал погибшим детям на станции Лычково

Позже известие о лычковской трагедии потрясло весь Петербург. Это была сенсация! В 2005 году объединение «Память сердца» выступило инициатором городской акции ветеранов Лычкова «Ленинградские дети», получив одобрение гражданско-патриотического движения «Союз юных петербуржцев». Собранные деньги были перечислены в фонд строительства памятника «Ленинградским детям» волгоградского скульптора Виктора Георгиевича Фетисова. Старшеклассники нашей школы совместно со школьниками и ветеранами села Лычково участвовали в трудовом десанте по подготовке территории к открытию памятника и закладке вокруг него парка памяти. Также делегаты нашей школы принимали участие в его торжественном открытии – 04 мая 2005 года. Благодаря Администрации сельского поселения Лычково, Совету ветеранов, учителям, школьникам и всем жителям села акция переросла в движение «Ленинградские дети» и обрела дальнейшую жизнь.

В 2007 году наш проект «Покаяние», посвященный памяти ленинградских детей в Лычково, был удостоен высшей награды Диплома Победителя Всероссийского конкурса и занесен во Всероссийскую Книгу Добрых Дел.

В 2008 году, изучая документальные источники в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, нам удалось восстановить точную дату этого страшного события – 18 июля 1941 года.

4 мая 2009 года в Лычково на братской могиле была открыта плита-памятник «Скорбящая ленинградская мать». Деньги на строительство этого памятника были получены нашим объединением «Память сердца» за Гранд – I-ое место во Всероссийском конкурсе социальных проектов «Наши родители» в номинации «Бесценный опыт».

Скорбящая ленинградская мать

Екатерина Алексеевна, продолжают ли участники «Памяти сердца» посещать Лычково?

Е.А.: Да, конечно! Мы ежегодно приезжаем в Лычково поклониться памяти ленинградских детей, нашедших здесь последний приют, этот небольшой кусочек ленинградской земли на новгородчине нас постоянно волнует и манит.

Возможно за эти годы дружбы с жителями Лычково уже сложились определенные традиции – мероприятия, проводящиеся из года в год?

Е.А.: Мы стараемся сделать всё, чтобы наши встречи в Лычково были интересными и содержательными. Кроме официальных мероприятий (поминовения со свечами памяти у братской могилы ленинградских детей, возложения живых цветов к памятнику, игрушек, конфет), стало доброй традицией проведение легкоатлетической эстафеты памяти, «Цепи Памяти», акции «Открытый микрофон» (каждый желающий может рассказать стихотворение, выразить благодарность ветеранам, а блокадники и участники войны поделиться своими воспоминаниями «из первых уст», и дать наставления подрастающему поколению). Это чрезвычайно важно! Заключительным аккордом дня становится дружеская футбольная встреча между сборными командами школьников Санкт-Петербурга и Лычково. Кроме того, мы научили сельских ребят нести Вахту Памяти (Почетный караул) у памятника, и теперь они сами хорошо умеют это делать.

В экспедициях принимают участие только ученики школы №79?

Е.А.: Теперь с нами в Лычково приезжают ребята из разных школ Санкт-Петербурга. В дни нашего приезда в Лычково встречаются не только дети двух регионов, но и старшее поколение – ветераны, блокадники. Эти дни становятся настоящим праздником дружбы. В этом году к нам присоединятся блокадники Московской области.

Также в разные годы нас сопровождали почетные люди Петербурга: депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Солтан П.М., постоянным участником поездок был поэт-блокадник А.В.Молчанов.

В школе существует отряд миротворцев. С какой целью он был создан?

Е.А.: «Нам дорог мир!» Знакомясь с трагическими событиями истории войны, мы понимаем насколько дорог мир. Неслучайно, советом ветеранов Музея миротворческих операций уже 3-й год школе № 79 присваивается почетное имя «Школы мира».




ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«ГЕОРГИЕВСКАЯ ДРУЖИНА»

Руководитель – Акимов Александр Юрьевич

ГЕОРГИЕВСКАЯ ДРУЖИНА

Александр Юрьевич, расскажите, пожалуйста, об истории создания объединения Георгиевская Дружина.

А.Ю.: Историю коллектива можно разделить на несколько этапов. Всё началось с театрально-военно-исторического кружка, основанного 22 ноября 1976 года в школе № 119 Калининского района Ленинграда. Я, как старший пионерский вожатый, объединил ребят – членов совета пионерской дружины и группы «Поиск» («Красные следопыты»), увлечённых театральным искусством и военной историей. У детей появилась редчайшая возможность заниматься искусством оловянных культурно-исторических миниатюрных фигурок. Но деятельность объединения выходила за рамки образовательной программы кружка, так как пионеры-активисты вели большую общественную работу. В связи с этим началась опытно-экспериментальная работа над программой деятельности, актуальной по цели и задачам, оригинальной по содержанию. В 1983 году в школе № 128 Калининского района мной был написан Устав «Айвенского Ордена» (первое романтическое название коллектива), основой деятельности которого стала долговременная игра живого действия. Устав – это закон, содержащий правила ролевой игры, способствующей патриотическому воспитанию школьников. Тогда же были придуманы правила кратковременных настольных ролевых игр, моделирующих историческое военное искусство с помощью оловянных фигурок.

Подробнее..

Когда же объединение получило своё современное название – Георгиевская Дружина?

А.Ю.: 22 ноября 2005 года в лицее № 623 имени И.П. Павлова мой коллектив был назван детским общественным объединением Георгиевская Дружина. В 2009 году работа Дружины была одобрена на V Всероссийской научно-практической конференции «Гимназии и общество».

Дружине – 40 лет. Отсчет ведется от первоначальной даты создания?

А.Ю.: Да! В традициях российской армии вести отсчёт от даты создания воинской части, несмотря на смену мест её дислокации, переименований и смены состава. Дружина родилась, как идея и коллектив, 22 ноября 1976 года в школе № 119.

В каком году Георгиевская Дружина начала работать в школе № 79?

А.Ю.: В 79-й школе Дружина начала работать в 2010 году и в том же году вступила в Союз Юных Петербуржцев.

Георгиевская Дружина на сегодняшний день существует только в вашей школе, или подобные объединения работают и в других образовательных учреждениях?

А.Ю.: С конца марта 2017 года я формирую вторую команду Дружины в школе № 119. Теперь Георгиевская Дружина школ № 79 и 119 – это единое детское общественное объединение в территориальном округе «Прометей».

Александр Юрьевич, прошу Вас рассказать более подробно о сегодняшнем объединении Георгиевская Дружина, которым Вы руководите.

А.Ю.: В Дружине два условных подразделения: Школа Командиров и Отряд Милосердия. Школа Командиров – это коллектив для образовательной деятельности, в котором через игру формируется познавательный интерес к военной истории и служению Отечеству. Отряд Милосердия – это объединение ветеранов и актива Школы Командиров для общественно-полезной деятельности. Милосердие – это активная доброта! Ребята вступают в Школу Командиров, а затем начинают принимать участие в работе Отряда Милосердия. Так осуществляется военно-патриотическое воспитание «курсантов» – учащихся Дружины.

Кто является «ветеранами» Школы Командиров?

А.Ю.: Ветераны Школы Командиров – это курсанты, выбывшие из неё по возрасту или иным причинам, но продолжающие участвовать в деятельности Отряда Милосердия.

Каким образом выстроена работа Георгиевской Дружины?

А.Ю.: Цель Дружины – служить России, укрепляя духовно-нравственную мощь Отечества. Путь к цели лежит через решение конкретных задач – духовно-нравственное воспитание учащихся, развитие чувства патриотизма и понятий «честь и достоинство человека, жителя России и Санкт-Петербурга», сохранение исторической памяти поколений.

Любая совместная деятельность невозможна без закона, которым в Дружине является Устав. В Уставе изложены права и обязанности курсантов Дружины, порядок прохождения службы и другое. Курсант Георгиевской Дружины обязан быть благородным человеком – совершать добрые бескорыстные поступки, воспитывать в себе честь и достойные уважения моральные качества…

Работа Дружины строится на важном моменте, присущем игре, – соревновательном факторе. Соревнование – движущая сила активного участия курсантов в деятельности Дружины и их познавательной активности. Учащимся присваиваются квалификационные разряды и ранги.

Военно-патриотический настрой у курсантов помогают создавать: парадная форма одежды Дружины, нагрудный «Знак Чести» (знак принадлежности к Дружине), девиз («Служу России!») и речёвка (стихотворение «Марш Георгиевской Дружины»). Программа деятельности Георгиевской Дружины оригинальна по содержанию и уникальна.

В чём проявляется уникальность программы Дружины?

А.Ю.: Уникальность авторской программы деятельности Дружины в ролевой игре живого действия, правила которой изложены в Уставе, сочетающей в себе различные формы работы, среди которых бесплатное для ребят редчайшее занятие искусством оловянной культурно-исторической миниатюры.

Как цель Дружины реализуется в образовательном процессе?

А.Ю.: На занятиях Школы Командиров ребята знакомятся с военной историей, собирая коллекции фигурок, изображающие войска разных времён и государств, и не только войска. Это классические оловянные миниатюры, изготовленные по образцам 19 века. Именно так выглядел Стойкий оловянный солдатик из сказки Ганса Христиана Андерсена. Кстати, сказочник был известным коллекционером и собрал 30 тысяч экземпляров. Курсанты учатся изготавливать фигурки и моделировать сражения.

Александр Юрьевич, что такое культурно-исторические фигурки и каков процесс их изготовления?

А.Ю.: Культурно-историческая фигурка – это произведение декоративно-прикладного искусства, игрушка и одновременно средство познания, предмет коллекционирования, копирования и художественной росписи. На занятиях ребята знакомятся с историей искусства, учатся делать литейные формы и отливать миниатюры, заниматься их слесарной обработкой и росписью. Изготовление фигурок требует исторических знаний, творчества, аккуратности и немалого труда… Фигурки, изготовленные ребятами, экспонируются на выставках детского творчества районного и городского уровня.

Какие качества развивают занятия в Школе Командиров?

Военно-исторические игры и коллекционирование фигурок не только дают представление об историческом времени, но и развивают воображение, наблюдательность, логическое и образное мышление, познавательную самостоятельность и навыки научного исследования, трудовые умения, творческие способности и коммуникативную культуру курсантов.

Какие игры используются на занятиях Школы Командиров?

А.Ю.: В игротеке Школы Командиров более ста увлекательных настольных развивающих игр. Особенно популярен «Кригшпиль» – настольная игра, разработанная мной, похожая на шахматы, моделирующая военное искусство с помощью оловянных фигурок. Кригшпиль знакомит с организацией, униформой, вооружением и тактикой войск. Игра уносит воображение командиров оловянных армий на лёд Чудского озера и Куликово поле, холмы Бородина и развалины Берлина – туда, где взошла победоносная русская слава…

Кригшпиль

Поясните, пожалуйста, понятие игра «живого действия».

А.Ю.: В Дружине реализуется метод долговременной ролевой игры живого действия. Это жизнь коллектива по Уставу Дружины и Программе деятельности. В Уставе изложена система прохождения службы курсантами Дружины. Активность и служба курсанта оценивается в баллах, которые суммируются, по четырём номинациям: «верность», «доблесть», «мудрость» и «милосердие». Установлена система званий – разряды и ранги. Рядовые: «новики» 2-й и 1-й статьи, «стрельцы» 5-3 статьи. Младший командный состав: «стрельцы» 2-1 статьи, средний комсостав: «мушкетёры», «гренадеры», «бомбардиры». Старший комсостав: «командоры» 3-1 рангов. Итоги соревнования подводятся в конце каждой недели и отражаются в «Лестнице знатности» – экране соревнования (на наших стендах), соответственно, у курсантов меняются знаки различия на погонах парадной формы одежды. Чтобы стать младшим командиром, необходимо прослужить в Дружине не менее полутора лет, старшим командиром – лет пять. Стать командиром почётно и престижно, это честь!

Для участия в настольной игре курсант должен сначала изучить определенное историческое сражение?

А.Ю.: Игры вовлекают учащихся в процесс самостоятельного поиска знаний. В «читальном зале» Дружины более сотни книг по военной истории, рекомендованных Министерством образования России. Мы посещаем музеи и исторические выставки.

В игре моделируется тактика ведения конкретного боя или проигрываются различные возможные варианты развития событий?

А.Ю.: Проигрываются различные возможные варианты. Разыгрывая сражение, ребята ставят себя на место полководца и должны принимать решения, ведущие к победе.

Александр Юрьевич, какова численность Георгиевской Дружины?

А.Ю.: В школе № 79 в Дружине служит 50 человек, в школе № 119 – уже почти 20 человек. Примерно поровну мальчиков и девочек 4-10 классов, в основном, среднего школьного возраста.

Каково максимально возможное количество курсантов Дружины?

А.Ю.: В Дружину принимаю всех ребят, подходящих по возрасту, если они хотят служить в Дружине и имеют такую возможность.

Поощряется ли каким-либо образом курсант, имеющий наивысший ранг и разряд?

А.Ю.: Заслуги каждого курсанта отмечаются на «экране соревнования»: чем выше «место», тем больше почёта. У курсантов с ростом разряда, а затем ранга, повышаются возможности участия в мероприятиях Дружины (района, города), требующих ограниченную численность участников. У курсантов-командиров появляются «звёздочки» на погонах парадной формы одежды, затем добавляются звёздочки, что является, естественно, предметом гордости, расширяются обязанности, возможности в коллекционировании исторических фигурок и др.

Какова общественная деятельность объединения Георгиевская Дружина?

А.Ю.: Всё начинается с игры. Добровольно вступая в Дружину, ребята приходят играть и вовлекаются в общественно-полезную деятельность, которой занимается Отряд Милосердия, как в школе, так и за её пределами. Задачи Отряда Милосердия: участие в патриотических акциях (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и людьми, пережившими трагические годы войны, Вахты Памяти, Почётные Караулы, конференции), обеспечение порядка при проведении в школе массовых мероприятий, издание военно-патриотической школьной стенгазеты, представление литературно-музыкальных композиций для младших школьников и организация музейных выставок.

Отряд Милосердия информирует учащихся школы о памятных военно-исторических событиях и персонажах через модульную стенгазету. Ребята собирают материал для боевых листков. В 79-й школе для стенгазеты выпущено более трёхсот «боевых листков».

Ежегодно для школьников и воспитанников детских садов города открывается музейная выставка, посвящённая подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. В актовом зале школы выставляется более пятисот экспонатов (моё личное собрание). Разработаны две экскурсии: «Реликвии Великой Победы» и «Подвиг Ленинграда». Экскурсии – «Уроки Мужества» – проводит команда курсантов Георгиевской Дружины. В этом году, ко Дню Победы выставка была представлена в школе № 119 её учащимися, вступившими в Дружину.

На торжественных школьных линейках лучшим курсантам-командирам Дружины предоставляется право поднять на флагштоке флаг Санкт-Петербурга. Дружине неоднократно была оказана честь представлять Калининский район на городских патриотических мероприятиях.




Благодарим вас за интересную беседу на сложную тему патриотического воспитания. Ваша работа важна и непроста, и требует не только теоретических знаний, а призвания и увлеченности, ведь только воодушевленный идеей человек может заинтересовать других своей деятельностью. Желаем вам удачи, неравнодушных и любознательных учеников, а также всесторонней поддержки патриотических проектов со стороны государственных структур.



Май 2017. «Лучшее в Санкт-Петербурге»




Официальный сайт школа № 79
Калининского района Санкт-Петербурга


Детско-юношеское объединение «Память сердца»

Сайт руководителя Георгиевской Дружины

«Союз юных петербуржцев»
Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных
   ВКонтакте

Информационно-аналитический центр
«Некрополь России»



< Столица Культуры
< Город-герой Ленинград



 

 

 
Издательский Дом 'Телинфо' ИЗДАТЕЛЬСТВО
о компании
вакансии
партнеры
контакты
ПРОЕКТЫ
Столица Культуры
Бренды Санкт-Петербурга
Лучшее без границ
Зима в Санкт-Петербурге
Работа в СПб
ПОЛИГРАФИЯ
St. Petersburg City MAP
Детская карта
Индивидуальные карты
Z-CARD
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
схема метро
режим работы станций метро
телефонные коды ЛО
телефонные коды России
справочные телефоны СПб
вопросы по работе сайта
реклама на сайте

Copyright © ООО "Телинфо-СПб" 2003-2017